Как влияет неравнодушие на работу компании? Почему Металлоинвест занялся этим направлением именно сейчас?
Сегодня вовлечённость сотрудников занимает в повестке дня Металлоинвеста центральное место: ей посвящают стратегические сессии и новые учебные курсы, обсуждают в коллективах и на корпоративном ТВ. Как влияет неравнодушие на работу компании? Кто такие вовлечённые сотрудники? Почему Металлоинвест занялся этим направлением именно сейчас? Разбираемся вместе.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Давайте проведём мысленный эксперимент, призванный выяснить, к какому типу работников по степени положительного восприятия компании относитесь вы. Представьте ситуацию: кто-то из слесарей-ремонтников, закончив смену, оставил свои инструменты посреди цеха. Что вы сделаете?
Вариант первый — обойдёте их и направитесь дальше по своим делам: мол, меня это не касается.
Вариант второй — уберёте инструменты в сторону, чтобы не мешали ходить. Тут логика простая: «Проблема не моя, но сделаю, чтобы мне было удобно».
Наконец, существует и третий вариант, при котором вы перенесёте инструменты в подходящее для них место и договоритесь с руководителем о выделении ремонтникам шкафа, где они разместят свои вещи. И всё потому, что для вас важен принцип: «Это мой цех. Я хочу, чтобы в нём был порядок, и забочусь о безопасности всех, кто здесь работает».
В зависимости от выбранного варианта вы, соответственно, удовлетворённый сотрудник, лояльный или вовлечённый.
Удовлетворённость показывает, что человека в целом устраивает организация, в которой он работает, но инициатива — это не для него и не про него. Лояльность означает, что сотруднику нравится компания, он готов трудиться в ней долгое время и помогать в сложных ситуациях. Вовлечённость считается наивысшим уровнем отношений с работодателем, при котором человек всей душой радеет за свою организацию, старается работать как можно лучше и приносить максимум пользы.
Лояльные и вовлечённые сотрудники — главная опора компании. Они добросовестно выполняют свои должностные обязанности, помогают сохранять устойчивость в непростые моменты. Но в чём состоит разница между ними?
— Вовлечённый сотрудник — это профессионал, который любит свою работу, беспокоится о том, что происходит на его рабочем месте, и готов сделать даже больше, чем от него требует должностная инструкция. Он гордится компанией, в которой работает и продуктом, который производит, — поясняет заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом Металлоинвеста Андрей Белышев. — Вовлечённый работник инициативен, он выполняет не только поставленные задачи, но и думает наперёд, видит проблемы и предлагает решения.
Прошлый год показал: вовлечённость особенно важна в ситуации неопределённости и экономических трудностей, когда для стабильной работы компании нужны поддержка и максимальная отдача каждого специалиста.
Вовлечённость — это ещё и своего рода индикатор развития корпоративной культуры. Чем выше её уровень, тем больше в компании неравнодушных и ответственных людей.
Особое значение вовлечённость приобретает и в периоды трансформаций.
— Два года назад мы обновили миссию, видение и стратегические приоритеты, а в прошлом — представили корпоративные ценности. Нам нужно менять процессы, внедрять новые инструменты, жить и действовать по-другому. Для этого сотрудники должны быть в определённом эмоциональном, ментальном и физическом состояниях, — говорит Андрей Белышев. — Вовлечённость — это крайне важная эмоциональная составляющая, которая помогает преодолевать внутренние сомнения и достигать целей на пути изменений.
На вовлечённых людях держится развитие компании, поэтому сегодня эта тема вышла на первый план.
— В этом году мы снова проводим опрос вовлечённости «Твой голос», только на этот раз он будет реализован исключительно в электронном формате, — рассказывает Андрей Белышев. — После анонимного анкетирования с помощью фокус-групп детально изучим выявленные проблемы. Затем разработаем программу повышения вовлечённости и реализуем её. Обо всех изменениях обязательно расскажем в коллективах: люди должны увидеть, что их откровенность важна, а мнения стали основой позитивных преобразований.
На вовлечённость сотрудников влияет внешняя среда: от геополитики до погоды на улице. Воздействовать на неё работодатель не может. Но в его силах регулировать факторы удовлетворённости: условия труда, зарплату, карьерные возможности и многое другое.
— Ключевым из всех факторов является непосредственный руководитель. Его компетентность, отношение к работнику, умение ставить чёткие и понятные задачи, благодарить за проделанную работу составляют более 70 % влияния на уровень вовлечённости. Именно поэтому мы разработали специальный образовательный модуль для руководителей, — отмечает руководитель направления обучения и развития персонала корпоративного университета Металлоинвеста Алеся Балашова.
Вовлечённость зависит и от самого человека, его внутреннего настроя. Как отмечает Алеся Балашова, компания прилагает максимум усилий, чтобы её сотрудники с удовольствием приходили на работу. Главное — чтобы и человек этого хотел. Важно радоваться каждому дню, улыбкам родных и коллег и даже первым весенним листьям.
Вовлечённые работники отмечают, что каждый рабочий день приносит им положительные эмоции. Секрет простой: они выбрали профессию по душе и любят своё предприятие. Вовлечённые постоянно на виду. Это они — завсегдатаи «Фабрики идей», которые получают награды по программе «Металлоинвест Приоритет». Это у них самые высокие темпы кадрового роста — первыми попадают в кадровый резерв. Это они чаще остальных выходят на сцену для получения корпоративных наград.
Любой неравнодушный сотрудник понимает, что его добросовестный труд и инициативы влияют на рост доходов компании, а значит, укрепляют стабильность предприятия, позволяют индексировать зарплаты, улучшать соцпакет и условия труда для всего коллектива. Энергия вовлечённых — и в средствах на благотворительные программы, которые помогают делать городскую среду комфортнее, способствуют развитию здравоохранения, образования и культуры. Вовлечённость каждого работника — это импульс неравнодушия, который стартует на рабочем месте и проходит через наши предприятия и города, принося благополучие в каждый дом.
Евгений Горожанкин