Градообразующее предприятие предложило выпускникам Салавата, окончившим школы в последние 15 лет и имеющим высокий средний балл аттестата, войти в кадровый резерв компании. Сегодня при возникновении вакансии на предприятии в первую очередь во внимание принимается информация о кандидатах, заполнивших резюме на сайте либо отправивших его по электронной почте.
«Салаватский нефтехимик», корпоративная газета ОАО «Газпром нефтехим Салават», октябрь 2011г. www.gpns.ru
Татьяна Клугман
Градообразующее предприятие предложило выпускникам Салавата, окончившим школы в последние 15 лет и имеющим высокий средний балл аттестата, войти в кадровый резерв компании. Сегодня при возникновении вакансии на предприятии в первую очередь во внимание принимается информация о кандидатах, заполнивших резюме на сайте либо отправивших его по электронной почте.
Войти в «Золотой ресурс» для молодых салаватцев означает получить шанс на удачный старт в профессии, ведь «Газпром нефтехим Салават» по-прежнему является одним из наиболее престижных и влиятельных работодателей региона, по достоинству оценивающим интеллект и желание развиваться. Руководство компании уверено: главным ресурсом современного бизнеса остается «человеческий капитал» - знания и умение их применять, опыт и стремление к инновациям, креативное мышление и желание сделать мир лучше. О том, как сегодня развивается проект «Золотой ресурс», мы беседуем с его руководителем - начальником центра подбора, обучения и развития персонала Управления по развитию персонала ОАО «Газпром нефтехим Салават» Марией Васильевой.
- Проект развивается уже не первый год, и ситуация, связанная с кадровым составом компании, отличается изменчивостью. В чем состоит суть проекта «Золотой ресурс» на нынешнем этапе?
- Основная его цель, как и было изначально, - уйти от влияния «человеческого фактора» при выборе и приеме сотрудников для работы в компании «Газпром нефтехим Салават».
- То есть исключить такой распространенный вариант трудоустройства, как поиск работы по знакомству, по рекомендации?
- Именно так. Делается это для того, чтобы рабочие места занимали действительно достойные люди, в реальности соответствующие требованиям, которые предъявляются к конкретной должности. То есть имеют нужное образование, опыт работы, компетенции. В первую очередь «Газпром нефтехим Салават» интересуют выпускники профильных технических вузов, также у компании есть потребность в формировании базы кандидатов с юридическим, экономическим и управленческим образованием.
Таким образом, при выборе потенциальных сотрудников компании главным критерием являются не хорошие отношения, не рекомендации знакомых людей, а конкретные показатели эффективности, цифры.
- Можно возразить: формально именно так дело обстояло всегда. При трудоустройстве люди проходили определенные процедуры, при выборе сотрудников существовал конкурс - среднего балла диплома, наличия стажа, уже существующих достижений и потенциала на будущее. В чем же разница между прошлым и нынешним подходом?
- Нам нужно оптимально состыковать большой объем резюме и достаточное количество вакансий. И на этой «ярмарке вакансий» мы расширяем географию поиска, уже не ограничиваясь пределами Салавата. В поиске нужных компании сотрудников знакомимся со специалистами региона и даже страны, особенно если речь идет о выходцах из нашего города.
Руководство компании настроено на поиск земляков, которые хотели бы реализовать самые смелые карьерные планы на малой родине, воплотить в жизнь свои мечты на благо города Салавата. «Возвращайся, делись знаниями, сделай свой город лучше!» - очень позитивная жизненная программа, которую разделяют молодые соискатели вакансий в «Газпром нефтехим Салават».
- Патриотический и гражданский подтексты выглядят очень привлекательно. «Золотой ресурс» - это проект, интересный для всех, кто хотел бы стать сотрудником «Газпром нефтехим Салават» и готов переехать из других регионов страны?
- Мы ищем и приглашаем лучших специалистов, готовых работать на высокотехнологичном современном предприятии, у которого большие перспективы и амбициозные планы в бизнесе.
- Существует мнение о том, что в России не слишком мобильное население, даже если говорить о молодых и образованных людях. Сталкивались ли вы с такими проблемами и в чем видите их причину?
- Такие проблемы действительно имеют место быть, и в основном специалисты, готовые к переезду из других регионов, волнуются по поводу «квартирного вопроса». Но поскольку жилье в Салавате достаточно доступно по цене, это препятствие очень скоро перестает приниматься во внимание.
- Многих жителей региона, знакомых с этим проектом, интересует: «Золотой ресурс» - это только отличники учебы? Или это люди, обладающие определенными знаниями и компетенциями?
- Золотая медаль школы и диплом вуза с отличием - это всего лишь маркеры, означающие, что перед нами человек добросовестный, в реальности радеющий за свое дело, способный сделать нечто на высший балл. Поиск отличников - это не цель, а один из критериев отбора эффективных сотрудников.
Безусловно, если отличник - еще и состоявшийся специалист, мы это увидим уже на этапе оценки. Социологическая методика, которая сегодня внедрена в компании «Газпром нефтехим Салават», показала себя как очень валидная и надежная, но не единственная, которой мы пользуемся в своей работе, чтобы объективно оценить кандидата.
Надо отметить, что если в прошлом в компании между набором и трудоустройством, кроме анализа резюме, практически не было никаких специализированных процедур, то сейчас в цикл работы с кандидатами мы встраиваем процедуры оценки. Они связаны и с материальной составляющей мотивации, а значит, позволят достаточно точно спрогнозировать движение сотрудника по карьерной лестнице.
Сегодня проект «Золотой ресурс» состоит из трех этапов. Первый представлял собой информационные запросы в отделы образования и вузы региона. Второй этап был посвящен установлению контактов с выпускниками школ, их родителями и формированию базы данных о тех, кто мог бы войти в кадровый резерв компании «Газпром нефтехим Салават», кого можно пригласить на собеседование и дать объективную оценку проявленным ими компетенциям.
В рамках проекта открылся call-центр, позволяющий претендентам непосредственно общаться с представителями компании, интересоваться вакансиями и выяснять кадровые приоритеты.
- Что происходит с резюме, присланными кандидатами по электронной почте?
- Мы структурируем поток резюме по определенной логике: первое - это специализация, второе - это уровень внутри каждой специализации, на котором человек находится. В сложившейся матрице мы ясно видим, какой именно специалист перед нами: бухгалтер-калькулятор, расчетчик или сотрудник, способный претендовать на место финансового директора. И если в компании возникла вакансия, мы всегда можем обратиться к этой базе, пригласить специалиста из внешнего резерва на собеседование и, возможно, пополнить коллектив новым сотрудником.
- Каких целей хотела бы достичь компания в рамках проекта «Золотой ресурс», кроме формирования базы данных потенциальных сотрудников, создания кадрового резерва?
- Это, в первую очередь, поиск эффективных сотрудников. О цифровом измерении понятия «эффективность» лучше скажут экономисты, а в среде HR-специалистов на сей счет существует такая метафора: перед коллективом стоит задача - вскопать поле. Но в одном случае оно перекапывается столовыми ложками, а в другом - специализированной техникой. Так вот, эффективность - это тот случай, когда для достижения целей правильно и адекватно применяются и люди, и инструменты.
Сегодня у компании «Газпром нефтехим Салават» существует четкое представление о развитии до 2020 года: какие бизнес-проекты предстоит реализовать, какие специалисты будут в них задействованы и откуда мы их будем приглашать. Речь идет и о целевой подготовке ИТР и рабочих, когда компания инвестирует немалые средства в актуальные знания, и о поиске сотрудников, уже обладающих профессиональными знаниями и готовых освоить нашу специфику.
- Третий этап проекта «Золотой ресурс» предполагает работу кадровой службы предприятия с вузами, то есть привлечение лучших студентов?
- Да, здесь мы выходим на нашу целевую аудиторию, предлагая выпускникам вузов принять участие в небольшом тренинге. Со своей стороны, мы даем возможность молодежи выйти на старт профессионального развития, наметить для себя некие коррекционные мишени и пути движения.
Сама форма тренинга позволяет человеку расслабиться, снять привычные социальные ограничения и роли и проявить себя таким, каков он есть на самом деле. В процессе взаимодействия в ходе тренинга отчетливо видно, кто перед нами: лидер, аналитик или другой специалист, проявляющий свой неповторимый стиль и почерк.
Методика оценки персонала, используемая сегодня в «Газпром нефтехим Салават», имеет мировой опыт применения и высокие показатели эффективности. Она вызывает доверие и лично у меня как психолога.
В ближайшем будущем руководители направлений компании «Газпром нефтехим Салават» будут принимать участие в таких оценочных мероприятиях, и узнавать о своих перспективных сотрудниках они смогут не из отчетов, а основываясь на личных впечатлениях и объективных оценочных данных.