Страна РОСАТОМ 0 комментариев

«Фактически это другая лига»: как Росатом поднимает престиж рабочих профессий

О принципиальных изменениях в обучении и создании образовательно-производственных кластеров.

С 2022 года «Росатом» создал шесть образовательно-производственных кластеров. Их ядром стали колледжи, готовящие кадры для отрасли в рамках федерального проекта «Профессионалитет». О принципиальных изменениях в обучении рассказывает заместитель гендиректора Корпоративной академии «Росатома» Алексей Пономаренко.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

— Первые кластеры появились в Челябинской и Курской областях на базе Озерского технического колледжа при озерском ¬филиале МИФИ и Курского монтажного техникума. Почему выбрали именно их?

— Обе локации имеют важное значение для отрасли. Курск — это площадка сооружения новых энергоблоков Курской АЭС. Озерск нуждается в широком спектре специалистов в связи с ростом производственных задач.

— В чем особенность проекта и зачем он корпорации, учебным заведениям и студентам?

— Особенность в актуализации модели управления учебным заведением. Теперь оно подчиняется управляющему совету, в состав которого входят региональная администрация, представитель муниципалитета, руководители дивизионов и предприятий атомной отрасли, эксперты Корпоративной академии. Таким образом, мы погружены во все тонкости работы партнерского колледжа: от оборудования и ремонтов до содержания программ, практик, учебников и проч. Фактически речь идет об изменении качества образования.

— Где гарантии, что выпускники этих кластеров придут работать именно в «Росатом»?

— Могут и не прийти, конечно. Мы нацелены на показатель 85 %. В 2022 году поступили 500 человек, 470 должны этим летом трудоустроиться к нам. Для этого мы синхронизировали учебный процесс с потребностями предприятий. Все технологические модули учебной программы реализуются с привлечением действующих специалистов «Росатома». Неотъемлемой частью программы становится наставничество. Наставники координируют прохождение практик на предприятиях отрасли, привлекают студентов к участию в чемпионатах профессионального ¬мастерства.

Мы по максимуму включаем в программу информацию об актуальных технологиях и современных требованиях к качеству работ. Это помогает избежать несовпадения ожиданий и реальности, когда выпускник плохо представляет будущую работу, идеализируя ее или, наоборот, считая архаичной и тяжелой. По нашим опросам, такие случаи нередки и связаны со стереотипным представлением о профессии.

Также мы изменили учебные программы, заложив в них максимум практики. Стремимся, чтобы оборудование в учебных цехах соответствовало реальному на заводе, стараемся связать инженеров и мастеров производственного обучения со студентами. В итоге после выпуска из колледжа молодые специалисты приступают к работе в знакомых условиях, профессионально используют оборудование и быстро выходят на максимальные показатели производительности труда. Наша цель — максимально быстро встроить ребят в выполнение производственных задач.

— Тем не менее в колледжах говорят, что им не хватает лекций от действующих специалистов «Росатома».

— Не хватает не столько лекторов, сколько актуальных пособий, учебных материалов. Яркий пример — сварочные технологии. Большая часть хороших пособий написаны еще в прошлом веке. Учебников по эксплуатации оборудования, выполнению тренировочных заданий на современной технике практически нет. С точки зрения методологии обучение по этой специальности может отличаться от заведения к заведению. То есть как преподаватель понял, так и рассказал.

В России примерно 3,2 тыс. колледжей. Мы провели анализ в 800 и выяснили, что практически ни в одном нет преподавателей, кто когда-либо работал сварщиком. Получается, что знания теоретические, навыки не стандартизированы, есть какое-то представление о производственном процессе, но не более того. Чаще всего преподаватели рассказывают, как работать с типами соединений и видами металлов, которые применяются в легких производственных процессах, то есть в работе с заготовками толщиной не более 3 мм. А у нас в «Росатоме» применяются сложные сварочные соединения с толщиной металла от 5 мм и высокими нормами по качеству выполнения работ. Это другая лига. Но мы не можем срывать с производства наших сварщиков и отправлять их работать в колледж на постоянной основе — их количество ограниченно, они нужны на производстве.

— Как же быть?

— Мы выпускаем свои учебники. Отраслевой центр компетенции «Росатома» по сварке разработал большое методическое пособие по сварочным технологиям. Уникальное для России. Мы передаем его в наши партнерские колледжи. Готовим по ним преподавателей. Они приезжают на «Атоммаш», проходят курс подготовки, получают учебные пособия, в которых есть видеоролики и пошаговые инструкции. И с ними едут преподавать у себя. Исследования показывают, что выпускники нашей программы на два разряда выше тех, кто обучается по этой специальности в других колледжах. Разряды получают те же, но намного быстрее. Сейчас формируем план по обеспечению учебно-методическими материалами по всем направлениям подготовки «Профессионалитета» в кластерах атомной отрасли.

— А если такого сварщика переманит другая крупная компания? За них ведь сейчас бешеная конкуренция.

— Да и в «Росатоме» есть кадровый дефицит по ряду направлений. Поэтому мы оказываем учащимся максимальное внимание, показываем преимущества профессионального развития в контуре «Росатома», чтобы к концу обучения человек от нас не ушел. Важный инструмент в этой работе — заключение студентами целевых договоров с предприятиями. Чепецкий механический завод, например, платит каждому целевику дополнительную ежемесячную стипендию и заключает отложенный трудовой договор. Мы предлагаем выпускникам разные карьерные карты, которые показывают траекторию развития и уровень зарплаты по каждому году при выполнении квалификационных заданий. Там три трека: можно развиваться как рабочий, как инженер и как управленец. Большим преимуществом является возможность получения грантов на обучение в вузе.

— Войдут ли колледжи из других атомградов в программу «Профессионалитета»?

— Участие в проекте — процесс комплексный, конечное решение принимает федеральная комиссия. Мы ежегодно анализируем потребности отрасли и совместно с региональными администрациями формируем заявки на участие в конкурсе. Собрать и оформить заявку для него — кропотливая работа. Мы в Корпоративной академии «Росатома» помогаем регионам и нашим учебным заведениям не совершить ошибок, подготовить правильные расчеты и пакеты проектной документации. В этом году у нас в работе пять заявок. Важно отметить, что действующие условия выделения субсидии слабо учитывают реалии жизни моногородов, где учебные заведения часто не очень большие. Поэтому мы подкрепляем заявки актуальностью производственной программы, уникальностью направлений подготовки и проч. Где-то получается, но, увы, не везде.

— Какие колледжи в этом году станут частью «Профессионалитета»?

— Подготовка идет в Северском промышленном и Полярнозоринском энергетическом колледжах. 2024 год для них отчетный по получению и расходованию федеральной субсидии. Сейчас там капремонты, закупается оборудование, форма и средства индивидуальной защиты, пересматриваются учебные программы, проходят переподготовку преподаватели. К обучению на всех технологических учебных модулях в качестве преподавателей привлекут специалистов с предприятий «Росатома».

— Идет приемная кампания. Как абитуриенты реагируют на бренд «Профессионалитета»? Знают ли они вообще про эту программу?

— С 2022 года мы ведем еженедельный мониторинг приемной кампании. С этого года у нас в каждом регионе действует коммуникационная стратегия, изменяются сайты учебных заведений, ведется адресная работа со школами, проводятся массовые программы профессиональной навигации тестирования, сопровождающиеся регулярными замерами. Наш анализ показывает, что до абитуриентов не доходит информация о преимуществах программы, а от этого неочевиден выбор в ее пользу. Поэтому «Росатом» работает иначе. Мы даем установку, что учебные заведения — партнеры проекта обеспечивают подготовку по стандартам госкорпорации. Если человек их проходит, то становится топовым специалистом в этой области. Это значительно понятнее.

СПРАВКА

Проект «Профессионалитет» запущен Минпросвещения в 2022 году. Цель — подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, максимальное приближение системы подготовки к промышленным предприятиям. Колледжи-участники получают гранты от государства на модернизацию учебных заведений. «Росатом» поддерживает проект с 2022 года. С осени этого года в образовательно-производственных кластерах атомной отрасли будут обучаться более 2 тыс. студентов по 37 направлениям. Курс переподготовки прошли 150 преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, менеджеров учебных заведений.

Текст: Евгений Рожков. Фото Корпоративной академии «Росатома»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Борис Кац, Спасибо за Вашу оценку. Это перевод для одного из номеров альманаха "Управление прои... Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
Интересная статья. К сожалению, не вижу возможности связаться с ее автором - Натальей Коношенко. Кейс: ТО с целью повышения надежности (RCM) и анализ видов и последствий отказов (FMEA)
При помощи какого инструмента был реализован данный инфоцентр? Excel или специальный софт? От «аналога» к «цифре»: электронный инфоцентр на «Азоте»
Екатерина Севостьянова, вот ещё источник - система ТРМ выдаёт 16 видов: Структура потерь на произво... Потери (muda)
Дд. Все чаще слышу о 13 ти видах потерь, но источники выдают лишь 12ть. Что это за доп вид потерь? Потери (muda)
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”