Журнал Импульс 0 комментариев

Новая стратегическая концепция «Экспорт профобразования»

Российско-Германская Внешнеторговая палата оказывает содействие своим компаниям-членам в борьбе с нехваткой квалифицированных кадров. Что означает на практике «экспорт профобразования из первых рук»?

В рамках новой стратегической концепции «Экспорт профобразования», которую осуществляют структуры Союза торгово-промышленных и внешнеторговых палат Германии (DIHK), Российско-Германская Внешнеторговая палата (ВТП) оказывает поддержку своим компаниям-членам в процессе создания структуры дуального профобразования в России. Концепция осуществляется в тесном сотрудничестве с российскими федеральными и региональными институтами, ТПП и образовательными учреждениями в целевых регионах. Этот проект, одобренный на первых порах сроком на два года, осуществляется при поддержке Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ в 11 странах (в числе которых Китай, Бразилия, Индия). Страны с переходной экономикой являются частью проекта, потому что как раз здесь наблюдается острый дефицит хороших специалистов. С этой же проблемой постоянно сталкиваются компании-члены ВТП.

В России данный проект вписывается в стратегическую концепцию Владимира Путина, в которой среди прочего заявлено о необходимости внедрения «новой, эффективной модели образования для обеспечения страны высококвалифицированными кадрами». В этой сфере ВТП тесно сотрудничает с учрежденным президентом Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое призвано содействовать внедрению в стране дуальной системы профобразования. В рамках проведенного АСИ всероссийского конкурса десять областей получили сейчас статус пилотных регионов, в которых стартует проект по внедрению элементов дуальной системы профобразования. В эту десятку вошли: Ярославль, Калуга, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Ульяновск, Волгоград, Московская область, а также Республика Татарстан. Кроме того, по договоренности с ВТП, АСИ предоставило Самаре статус особого региона в данном проекте.

В долгосрочной перспективе цель проекта – это внедрение последовательных, эффективных и отвечающих потребностям рынка структур и модулей дуальной системы профобразования в России, в сотрудничестве с АСИ и другими государственными учреждениями федерального уровня (среди которых, например, Федеральный институт развития образования, ФИРО). Речь идет не о формальном копировании и перенесении на российскую почву немецкой системы. В гораздо большей степени имеется в виду использование преимуществ этой оправдавшей себя в Германии системы (ориентированное на практику образование, проходящее параллельно в училище и на предприятии; регулярная аттестация учебных и профессиональных программ, единые образовательные и экзаменационные стандарты, независимые экзаменационные комиссии, стандартизированные программы обучения преподавателей) и их внедрение с учетом политической, экономической и социокультурной специфики России.

В ближайшей перспективе задача ВТП в рамках проекта – координация отдельных профобразовательных проектов компаний-членов и оказание им консультационной поддержки. В дальнейшем их можно будет использовать в качестве накопленного практического опыта в длительном и поступательном процессе изменения системы профобразования. Кроме соответствующего накопленного опыта компаний-членов, будет учитываться и опыт пилотных регионов. В проекте также предполагается участие Федерального института профессионального образования (BIBB), немецких ТПП и образовательных учреждений.

Установленные для ВТП временные рамки для подготовки и реализации первого этапа проекта очень сжаты. Согласно предписаниям Федерального министерства образования и научных исследований ФРГ и Союза германских промышленно-торговых палат, а также базирующемуся на этих предписаниях двухлетнему рабочему плану, первые дуальные образовательные программы, скоординированные ВТП, должны стартовать с началом учебного года 2014/2015.

Основные задачи и сроки, установленные ВТП с целью реализации этого ключевого этапа проекта:

  • создание в ВТП должности «менеджер проекта по профобразованию» для координации проекта и консультирования партнеров-участников – с конца января 2014 года;
  • выбор и формирование 10 проектов совместно с членами ВТП – до середины марта 2014 года;
  • выбор и координация создания дуальных программ обучения по ряду профессий – до конца апреля 2014 года;
  • заключение договоренностей с указанием целей и сроков (соглашение о намерениях) со всеми партнерами каждого пилотного проекта – до конца апреля 2014 года;
  • создание при ВТП профобразовательных комитетов (состоящих из представителей участвующих компаний, образовательных учреждений, а также, возможно, государственных и региональных институций) для каждого образовательного курса и координация их работы – до конца апреля 2014 года;
  • выбор, адаптация и внедрение ряда дуальных образовательных программ/курсов – с мая 2014 года;
  • определение потребностей, координация и, при необходимости, сертификация стандартизированной программы подготовки преподавателей для вышеуказанных проектов – с мая 2014 года, далее постоянно;
  • создание при ВТП и внедрение стандартизированной системы контроля качества образования на предприятии и в училище – с июня 2014 года, далее постоянно;
  • создание при ВТП и внедрение независимой системы экзаменации для вышеназванных пилотных проектов – с конца августа 2014 года, далее постоянно.

Стартовое совещание с партнерами проекта и другими заинтересованными сторонами запланировано на 8 апреля 2014 года. В дальнейшем план действий совместно со всеми партнерами-участниками еще будет уточняться: возможна корректировка задач и сроков. Это соответствует принципам ВТП работать в интересах своих членов, ориентируясь на условия российского рынка, в том числе и в рамках данного проекта.

Dr. Детлеф Фрайхофф, Российско-Германская ВТП

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Хотелось бы увидеть развернутый отчет о достижении целей в области качества за истекший год. Новые рубежи: Политика и Цели в области качества на 2023 год ТВЗ
Это очевидное решение с датчиком и автоматизацией приходит в голову, как только начинаешь читать ста... Сэкономить за 60 секунд: как расшили узкое место с помощью картирования
RCM это хорошо, но в статье не про него а про анализ отказов и их последствий, это немного не то же ... Ремонты – это про деньги: RCM на предприятиях «Мечела»
Правильно, даже в статье прозвучало: "Люди думают, что ERP — это дополнительный инструмент опти... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”