0 комментариев

За что перед МЭИ снимают шляпу?

В настоящее время в МЭИ завершается реализация совершенно новой для России двухлетней инновационной образовательной программы

Источник: портал "Управление производством"

Московский энергетический институт (технический университет) – один из крупнейших вузов России в области энергетики, электротехники, электроники, информатики. С 1930 года готовит инженерные и научные кадры, причем не только для нашей страны, но и для десятков зарубежных государств, чем снискал в мировом научном сообществе заслуженный авторитет.

В настоящее время в МЭИ завершается реализация совершенно новой для России двухлетней инновационной образовательной программы в рамках нацпроекта «Образование». Называется она «Подготовка кадров с новыми профессиональными компетенциями для энергетики на базе учебно-исследовательского комплекса «Технический университет – генерирующее предприятие». 

Цель инновационной образовательной программы МЭИ состоит в создании условий и материально-технических ресурсов для подготовки кадров, обладающих новой совокупностью профессиональных компетенций в области энергетики, – говорит проректор МЭИ по дополнительным формам образования, доктор технических наук, профессор Сергей МАСЛОВ. – Для дальнейшего развития российской энергетике необходимы высококвалифицированные специалисты. С каждым годом такая потребность растет.

Очевидно, что повышение энергетической эффективности экономики – задача государственного масштаба, а ее решение зависит, прежде всего, от уровня и качества подготовки специалистов. И программа должна способствовать динамичному развитию инновационного потенциала не только самого МЭИ – базового энергетического вуза страны. Речь идет обо всей системе подготовки кадров для российской энергетики. 

По словам С. Маслова, с конца восьмидесятых годов прошлого века государство впервые осуществляет столь целенаправленное масштабное вложение усилий и средств в модернизацию инфраструктуры инженерного образования, что должно резко повысить уровень исследований в вузе и подготовки инженерных кадров. 

В настоящее время МЭИ проводит обучение студентов по двухуровневой системе. На первом уровне все студенты, успешно завершившие обучение, подготовившие и защитившие выпускную работу, получают степень бакалавра по соответствующему направлению. На втором уровне предусмотрены две траектории обучения: большая часть студентов в течение полутора лет обучаются по одной из 65 специальностей. Около 10% продолжают двухлетнее обучение в магистратуре.

В области энергетики, электротехники и энергетического машиностроения в МЭИ осуществляется подготовка по пяти направлениям, в том числе по 28 специальностям высшего профессионального образования. Выпускники МЭИ пользуются большим спросом в промышленности: последние 5 лет на каждого выпускника приходится от 3 до 5 заявок предприятий и организаций. Более 85% выпускников сразу после окончания вуза идут работать по специальности. 

Выполнение инновационной образовательной программы позволило осуществить масштабное обновление материально-технической базы и программного обеспечения образовательного процесса и научных исследований в вузе. В свою очередь, это потребовало пересмотра содержания обучения студентов и слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Стоимость программы – более 720 миллионов рублей, она состоит из четырех основных направлений расходования средств. А присутствующие в ее названии слова «генерирующее предприятие» обозначают по-своему уникальный объект – теплоэлектроцентраль МЭИ, которая более 50 лет снабжает университет и прилегающий жилой массив электрической и тепловой энергией. ТЭЦ сейчас модернизируется, идет замена части устаревшего оборудования на современные парогазовые установки. Поэтому инновационную образовательную программу пришлось формировать и выполнять с учетом модернизации энергетического оборудования ТЭЦ. Студенты многих кафедр МЭИ и раньше проходили практическое обучение на ТЭЦ. Инновационная образовательная программа позволила студентам других вузов наблюдать за рабочими процессами различных систем и агрегатов за счет внедрения современных средств автоматизации и телекоммуникации. Взаимодействие с реальным оборудованием в данном случае осуществляется с применением компьютерных сетей.

Очевидно, что «новая профессиональная компетенция» достигается только с помощью работы на современном оборудовании, поэтому основная статья расходов бюджетных и собственных средств при выполнении программы – закупка и обновление лабораторного оборудования, средств программного и методического обеспечения, модернизация лабораторного и аудиторного фондов, повышение квалификации преподавателей и сотрудников вуза.

В реализации программы принимают участие практически все кафедры университета. Например, только электронные образовательные ресурсы разрабатывали 435 человек из числа преподавателей и сотрудников. Не менее 50 кафедр МЭИ напрямую участвуют в закупках, монтаже, подключении оборудования в учебный процесс. Почти полностью модернизирована научно-техническая библиотека МЭИ. Все компьютерные классы МЭИ, это примерно 2 тысячи компьютеров, включены в компьютерную сеть с выходом в Интернет. Закуплено более 10 тысяч лицензий на программные средства.

МЭИ явился одним из первых вузов, внедривших прикладные программы моделирования, доступные по сети Интернет. При таком подходе каждое рабочее место пользователя снабжено только стандартным браузером компьютерной сети, а дорогостоящее программное обеспечение, непосредственно осуществляющее расчеты и моделирование, располагается в единственном экземпляре на удаленном сервере. Среди прочих преимуществ такого подхода к организации компьютерного моделирования в учебном процессе следует назвать оперативность исправления ошибок, поскольку они не тиражируются во многих инсталляциях пакета моделирования, а сосредоточены в одном месте – на сервере.

Разработка и приобретение учебной и методической литературы составляют одну из главных задач Программы – при формировании новых рабочих программ учебных дисциплин выявилась серьезная нехватка новых учебников, учебных и методических пособий. В 2007 году (информация за 2008 год сейчас обрабатывается и обобщается и будет предоставлена в начале 2009 года) подготовлено и закуплено 60 наименований учебных изданий тиражом 33 000 экземпляров. Вся закупленная литература соответствует направлениям подготовки специалистов в МЭИ, отражает новые тенденции в развитии науки, техники и технологий.

Часть закупленной литературы, подготовленной авторскими коллективами МЭИ, предполагается передать в библиотеки других вузов энергетического профиля России – по их запросам. В подготовке рукописей закупленной литературы приняли участие более 150 профессоров, преподавателей и научных сотрудников МЭИ, а также 27 сотрудников других вузов и научных учреждений.

Среди электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения все большее распространение получают такие электронные учебно-методические комплексы, применение которых способствует повышению эффективности и результативности обучения. ЭОР должны удовлетворять ряду требований, носить комплексный характер, поддерживать очную и дистанционную формы обучения. В настоящее время более тысячи студентов МЭИ обучается по нескольким десяткам дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий.

Новым и перспективным направлением в инженерной практике является разработка интегрированных справочных и расчетных инженерных изданий. Данное направление получило распространение в связи с созданием серверных систем инженерных расчетов, например Mathcad Calculation Server (MCS). Использование систем инженерных расчетов с удаленным доступом позволяет решить одновременно две задачи: во-первых, снизить стоимость использования систем инженерных расчетов по сравнению с закупкой и использованием локальных версий продуктов, а во-вторых, создавать и использовать интегрированные справочные и расчетные приложения для инженерной деятельности. 

Одновременно с подготовкой электронных образовательных ресурсов были подготовлены и осуществлены программы повышения квалификации преподавателей и сотрудников МЭИ по разработке и организации применения ЭОР. А один из потоков повышения квалификации был полностью посвящен вопросам проведения инженерных расчетов и их визуализации с помощью пакетов Mathcad и Mathcad Calculation Server. Это открыло возможности для разработки интегрированных приложений, состоящих из электронных учебников и «решебников», публикуемых в Интернете и позволяющих в реальном времени проводить инженерные расчеты из любого места.

Большое место в Программе занимает модернизация учебно-экспериментальных лабораторий вуза. От уровня их оснащенности в немалой степени зависит решение актуальных задач отрасли. Например, повышение коэффициента полезного действия отечественных ПТУ, который сегодня не превышает 40%, что существенно ниже достигнутого мирового уровня. Для создания мощных отечественных паровых турбин ТЭС и АЭС необходимо проведение комплексных научных исследований физико-технических процессов в турбомашинах, в том числе экспериментальных исследований газодинамических характеристик элементов проточных частей перспективных паровых турбин. Такое исследовательское оборудование вводится в действие на кафедре паровых и газовых турбин.

Разрабатываемый в рамках программы тренажерный комплекс кардинально меняет подходы к проведению исследований в области разработки современных АСУТП на базе программно-технических комплексов. Такой тренажер значительно расширяет возможности исследования переходных и нестационарных процессов, аварийных и внештатных ситуаций на оборудовании, позволяет изучать процессы участия энергоблока в регулировании частоты и мощности, осуществлять наладку и проверку новых алгоритмов управления и регулирования.

Рядом организаций уже проявлен интерес к использованию  тренажерного комплекса для проведения совместных с МЭИ научных работ. «Мосэнерго» заинтересовалось использованием тренажерного комплекса при подготовке инструкторов тренажерных центров России и повышении квалификации персонала цехов ТАИ электростанций.

По мнению С. Маслова, задачи инновационной образовательной программы МЭИ в значительной степени выполнены. Заложенный в ней потенциал настолько велик, что полностью оценить, «измерить» его можно будет в течение нескольких лет.

В начале этого года, оценивая промежуточные результаты выполнения программы, председатель экспертной комиссии член-корреспондент РАН Вячеслав Батенин заявил буквально следующее: «Я готов снять перед МЭИ шляпу».

И такая оценка дорогого стоит.

 

Эдуард ПОРЕТ

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”