О проекте «Использование программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности для организации безопасного производства работ и ликвидации аварийных ситуаций в электроустановках».
Благодарим Отдел общественных коммуникаций АО "ПО "Электрохимический завод" за предоставление данного материала.
Со стороны это выглядит, как будто человек играет в компьютерный квест-«бродилку», а на самом деле – приобретает вполне реальные навыки работы в электроустановках.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Любое промышленное предприятие выпускает такие локальные документы, как инструкции и пособия, в которых тщательно и детально прописаны правила безопасного использования применяемого электротехнического оборудования, порядок поведения в случаях возникновения аварийных ситуаций, алгоритмы выполнения работ повышенной опасности.
Оперативный персонал, обслуживающий электроустановки, обязан знать содержание этих документов как «Отче наш». Разбуди ночью и спроси – должно от зубов отскакивать. Поэтому электромонтеры и инженеры-электрики, чтобы иметь право работать в электроустановках, штудируют свои инструкции как надо. И проверяют их знания тоже тщательно и регулярно. Кроме того, в подготовку оперативного электротехнического персонала обязательно входят и противоаварийные тренировки.
Однако статистика несчастных случаев свидетельствует: ошибки происходят, и более 40 % из них случаются при включении и отключении оборудования, оперативных переключениях, осмотре, ремонтных и профилактических работах, испытаниях, в том числе и в аварийных условиях. То есть эффективность стандартных приемов и инструментов обучения не так высока, как хотелось бы.
Энергетики уверены: большинства травм и инцидентов при обслуживании электроустановок можно было избежать, если бы электроперсонал обладал высокими практическими навыками оперативных переключений и ликвидации аварийных ситуаций. Да вот незадача: сколько инструкции не учи, профессиональные навыки не появляются. Тренироваться на действующем оборудовании, даже на том, которое выведено в ремонт, и неудобно, и рискованно – хотя бы в силу того, что не все операции можно совершить, не включив его в работу по-настоящему.
В 2020 году специалисты цеха сетей и подстанций своими силами разработали и смонтировали учебный тренажер. Он представляет собой расположенную в отдельном помещении «батарею» ячеек комплектно-распределительных устройств (КРУ) нескольких типов, в которых полностью работают все элементы управления и сигнализации, устройства автоматики и релейной защиты, измерительные приборы. Нет в них только рабочего силового напряжения – электрические шины ячеек никак не связаны с заводской системой электроснабжения.
Натурный тренажер введен в работу и уже активно используется при подготовке персонала ЦСиП – уже не только голова, но и руки запоминают, что и в какой последовательности нужно делать.
Однако применяемых на ЭХЗ типов оборудования много больше, чем можно включить в комплекс тренажера. Предложение авторского коллектива заводских энергетиков – использовать для подготовки персонала возможности набирающей популярность и расширяющей сферы применения виртуальной реальности – решает эту проблему.
Приобретенный программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности (ПАК VR) состоит из пяти автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров, соединенных в локальную сеть. Четыре «персоналки» оснащены шлемами виртуальной реальности и манипуляторами, с помощью которых тренируемый может выполнять в «виртуале» работу «руками». Пятый компьютер – для управления процессом обучения и проверки навыков.
Ряд преимуществ ухода в виртуальную реальность налицо: в виртуальном пространстве можно «разместить» не только ячейки КРУ, а все оборудование и интерьеры целой подстанции, причем реальной, той, в которой завтра персоналу придется непосредственно работать. Более того, софт ПАК VR позволяет моделировать различные задачи и ситуации, связанные с обслуживанием энергообъекта, что расширяет возможности процесса обучения.
Есть и еще один нюанс: эффект присутствия еще больше способствует появлению и закреплению навыков работы с вполне конкретным оборудованием – говорят, что после тренировок в виртуальной реальности у человека, которому потом поручают работу в «реале», возникает ощущение, что он уже был в этом помещении и выполнял эти действия.
Совместное использование натурного учебного тренажера и ПАК VR позволяет проводить широкий спектр учебных занятий для электротехнического персонала – индивидуальные, коллективные, отработки практических навыков оперативных переключений, противоаварийные тренировки, прием экзаменов. Теперь подготовка персонала проходит в удобное время, не надо дожидаться вывода оборудования в ремонт. Само собой, исключено и возможное ошибочное отключение при отработке условных действий на работающем оборудовании.
Ход и результаты занятий в «виртуале» сохраняются, теперь после тренировок можно проанализировать поведение обучаемого в различных сценариях рабочих и аварийных ситуаций, обозначить ошибки, тщательно проработать последовательность действий… А затем довести их до автоматизма в последующих тренировках.
СПРАВОЧНО
Ежегодный отраслевой конкурс ППУ (предложений по улучшению) и проектов по развитию ПСР, номинация «Лучшее предложение по повышению уровня безопасности».
ППУ «Использование программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности (ПАК VR) для организации безопасного производства работ и ликвидации аварийных ситуаций в электроустановках»: минимизирует риск ошибочных переключений в электроустановках; минимизирует риски получения травм; повышает культуру безопасности; сокращает время и расходы на проведение обучения персонала.
Первое место в первом (заводском) этапе конкурса.
Третье место во втором (дивизиональном) этапе конкурса.
Дмитрий КАДОЧНИКОВ, фото Дмитрия КОНОВАЛОВА