«Импульс-ЭХЗ» 0 комментариев

VR для безопасности: реальные навыки из виртуальной реальности

О проекте «Использование программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности для организации безопасного производства работ и ликвидации аварийных ситуаций в электроустановках».

Благодарим Отдел общественных коммуникаций АО "ПО "Электрохимический завод" за предоставление данного материала.

Со стороны это выглядит, как будто человек играет в компьютерный квест-«бродилку», а на самом деле – приобретает вполне реальные навыки работы в электроустановках.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Любое промышленное предприятие выпускает такие локальные документы, как инструкции и пособия, в которых тщательно и детально прописаны правила безопасного использования применяемого электротехнического оборудования, порядок поведения в случаях возникновения аварийных ситуаций, алгоритмы выполнения работ повышенной опасности. 

Оперативный персонал, обслуживающий электроустановки, обязан знать содержание этих документов как «Отче наш». Разбуди ночью и спроси – должно от зубов отскакивать. Поэтому электромонтеры и инженеры-электрики, чтобы иметь право работать в электроустановках, штудируют свои инструкции как надо. И проверяют их знания тоже тщательно и регулярно. Кроме того, в подготовку оперативного электротехнического персонала обязательно входят и противоаварийные тренировки.

Однако статистика несчастных случаев свидетельствует: ошибки происходят, и более 40 % из них случаются при включении и отключении оборудования, оперативных переключениях, осмотре, ремонтных и профилактических работах, испытаниях, в том числе и в аварийных условиях. То есть эффективность стандартных приемов и инструментов обучения не так высока, как хотелось бы.

Энергетики уверены: большинства травм и инцидентов при обслуживании электроустановок можно было избежать, если бы электроперсонал обладал высокими практическими навыками оперативных переключений и ликвидации аварийных ситуаций. Да вот незадача: сколько инструкции не учи, профессиональные навыки не появляются. Тренироваться на действующем оборудовании, даже на том, которое выведено в ремонт, и неудобно, и рискованно – хотя бы в силу того, что не все операции можно совершить, не включив его в работу по-настоящему. 

В 2020 году специалисты цеха сетей и подстанций своими силами разработали и смонтировали учебный тренажер. Он представляет собой расположенную в отдельном помещении «батарею» ячеек комплектно-распределительных устройств (КРУ) нескольких типов, в которых полностью работают все элементы управления и сигнализации, устройства автоматики и релейной защиты, измерительные приборы. Нет в них только рабочего силового напряжения – электрические шины ячеек никак не связаны с заводской системой электроснабжения. 

Натурный тренажер введен в работу и уже активно используется при подготовке персонала ЦСиП – уже не только голова, но и руки запоминают, что и в какой последовательности нужно делать. 

Однако применяемых на ЭХЗ типов оборудования много больше, чем можно включить в комплекс тренажера. Предложение авторского коллектива заводских энергетиков – использовать для подготовки персонала возможности набирающей популярность и расширяющей сферы применения виртуальной реальности – решает эту проблему. 

Приобретенный программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности (ПАК VR) состоит из пяти автоматизированных рабочих мест на базе персональных компьютеров, соединенных в локальную сеть. Четыре «персоналки» оснащены шлемами виртуальной реальности и манипуляторами, с помощью которых тренируемый может выполнять в «виртуале» работу «руками». Пятый компьютер – для управления процессом обучения и проверки навыков.

Ряд преимуществ ухода в виртуальную реальность налицо: в виртуальном пространстве можно «разместить» не только ячейки КРУ, а все оборудование и интерьеры целой подстанции, причем реальной, той, в которой завтра персоналу придется непосредственно работать. Более того, софт ПАК VR позволяет моделировать различные задачи и ситуации, связанные с обслуживанием энергообъекта, что расширяет возможности процесса обучения. 

Есть и еще один нюанс: эффект присутствия еще больше способствует появлению и закреплению навыков работы с вполне конкретным оборудованием – говорят, что после тренировок в виртуальной реальности у человека, которому потом поручают работу в «реале», возникает ощущение, что он уже был в этом помещении и выполнял эти действия. 

Совместное использование натурного учебного тренажера и ПАК VR позволяет проводить широкий спектр учебных занятий для электротехнического персонала – индивидуальные, коллективные, отработки практических навыков оперативных переключений, противоаварийные тренировки, прием экзаменов. Теперь подготовка персонала проходит в удобное время, не надо дожидаться вывода оборудования в ремонт. Само собой, исключено и возможное ошибочное отключение при отработке условных действий на работающем оборудовании.

Ход и результаты занятий в «виртуале» сохраняются, теперь после тренировок можно проанализировать поведение обучаемого в различных сценариях рабочих и аварийных ситуаций, обозначить ошибки, тщательно проработать последовательность действий… А затем довести их до автоматизма в последующих тренировках.

СПРАВОЧНО

Ежегодный отраслевой конкурс ППУ (предложений по улучшению) и проектов по развитию ПСР, номинация «Лучшее предложение по повышению уровня безопасности».

ППУ «Использование программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности (ПАК VR) для организации безопасного производства работ и ликвидации аварийных ситуаций в электроустановках»: минимизирует риск ошибочных переключений в электроустановках; минимизирует риски получения травм; повышает культуру безопасности; сокращает время и расходы на проведение обучения персонала.

Первое место в первом (заводском) этапе конкурса.
Третье место во втором (дивизиональном) этапе конкурса. 

Дмитрий КАДОЧНИКОВ, фото Дмитрия КОНОВАЛОВА

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”