Представители «Точмаша» прошли стажировку на одном из крупнейших европейских автоконцернов. Каковы итоги поездки и что особенно впечатлило владимирцев?
Стажировка точмашевцев состоялась в рамках Президентской программы «Повышение квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы». Завод совместно с Владимирским госуниверситетом выиграл государственный грант и на правах софинансирования отправил сотрудников в Чехию для освоения передового опыта. А поучиться у чехов есть чему. Шкода-Авто – одна из ведущих автомобилестроительных компаний, входящая в автоконцерн Volkswagen. Это и передовые немецкие технологии, и рациональная организация производства, и, конечно же, высокая производительность труда.
Мы попросили наших коллег поделиться своими наблюдениями. Возможно, многое из того, что они узнали и увидели, воплотится на «Точмаше».
Максим Захаров, начальник производства № 4:
- Приятно удивил завод Шкода-Авто. Все очень разумно организовано. Много автоматизированного производства, чисто, светло. Рядом большой учебный центр площадью 5 тыс. кв м. Созданы все условия. Прежде чем запустить новое оборудование или организовать рабочее место, все отрабатывается на макетах, имитаторах. Большое внимание уделено безопасности труда. Помимо этого у предприятия есть свои учебные технические заведения, готовящие специалистов – училища и университет Шкода-Авто.
Импонирует, что на заводе ведется социально направленная политика. По трудовому законодательству в Чехии положен месячный отпуск, а владельцы предприятия пошли еще дальше и предоставляют своим сотрудникам пятинедельный отпуск. Летом во время отпуска завод две недели не работает.
Считаю, «Точмашу» нужно перенять у чехов отношение к работе. Там гораздо выше производительность труда, но больше и зарплаты, чем в среднем по стране. Необходимо взять на вооружение организацию рабочих мест.
Евгений Буллинг, начальник цеха № 16:
- Хотелось бы отдельно остановиться на отношении к персоналу на предприятии Шкода-Авто. Не ожидал, что там столько много внимания уделяется обучению. Такой опыт нам бы перенять не помешало. Серьезный подход к каждому рабочему месту, в том числе с точки зрения эргономики. Учат, как правильно держать инструменты, объясняют, какие группы мышц при этом работают. Есть даже особые костюмы, имитирующие мышечную усталость. Проходят специальные тренинги, на которых учат, как нужно правильно двигаться, чтобы не наносить ущерб здоровью, меньше уставать.
В кулуарах поговорили и о зарплатах. Рабочие на конвейере Шкоды-Авто получает 1300 евро, а менеджер среднего звена – 1700. Но так, конечно, не везде. Были на заводе Шкода машин тул по производству станков – там жалованье поскромнее. По оснащению - некое подобие нашего «Станкомаша».
Юрий Сухов, начальник производства спецпродукции и продукции общепромышленной деятельности:
- Чехия – прекрасная страна! Кругом чистота, порядок, красивые памятники архитектуры. Что касается производства, то понравился учебный центр. Денег они на него не жалеют. Инвестировали 130 млн евро и получают выгоду. Люди после окончания этого учебного центра идут на производство. Кадры решают все.
Расстроился после увиденного на машиностроительной выставке. Вот бы нам бы такие станки. У нас в цехе №16 стоит огромный парк станков продольного точения. А на чешской выставке я видел швейцарский станочек размером всего 1,5х1,5 м, но который может заменить эти станки! Да, оборудование довольно дорогое - 130 тысяч евро, но оно того стоит.
Что нам надо позаимствовать у Шкоды? Смотришь на их организацию труда, и сразу становится ясно: главное – это эффективное производство и зарабатывание денег.
Павел Бачурин, инженер-технолог отдела главного технолога:
- Мы посетили не только автозавод, но и предприятие «Аспера», которое открылось в этом году - этот завод производит электротехнические шкафы, промышленные светильники и другую продукцию. Другое предприятие - Шкода машин тул – выпускает станки и крупногабаритные детали для кораблей, турбин самолетов, разные элементы двигателей.
Не сказать, что я находился в каком-то культурном шоке. В России имеются те же самые технологии, и мы тоже можем работать на европейском уровне. Да, организации трудовой деятельности у чехов можно поучиться. Это прослеживается даже в деталях. Мы весь день были на ногах, устали. И нам предложили пройтись по специальным коврикам – зашел на него и усталости ног не чувствуешь. Если бы наш рабочий такой коврик имел, он бы уставал меньше, а значит, и работал лучше. И я бы не сказал, что чешские рабочие трудятся на износ. Кто-то отошел по делам, второй его без проблем заменяет. Все работают не торопясь, но почему-то все успевают.