«Вестник En+» 0 комментариев

ТРИЗ. Карьерный рывок

Как освоение навыков Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и применение их на практике могут помочь продвинуться по карьерной лестнице.

Благодарим редакцию корпоративной газеты «Вестник En+» за предоставление данного материала.

Освоение навыков Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и применение их на практике могут помочь продвинуться по карьерной лестнице. Руководитель проекта дирекции ТРИЗ «ЕвроСибЭнерго» Виктор Николаев, еще совсем недавно работавший инженером-конструктором, на личном примере убедился, что это реально.

Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Творчество на производстве

– До того, как прийти в энергетику, я работал инженером-конструктором в проектном институте, где немного заскучал от однообразной работы, – признается Виктор Николаев. –
Я всегда испытывал особое удовольствие, когда удавалось что-нибудь улучшить, поэтому без сомнений откликнулся на вакансию менеджера в «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг», специализирующегося на внедрении новых проектов в производстве.

Устроившись в компанию в январе 2019 года, в мае он уже прошел отбор на обучение по программе «Внутренний тренер ТРИЗ». Виктор с улыбкой вспоминает, как в свое время методология Теории решения изобретательских задач стала для него откровением:

– На одном из прошлых мест работы я разработал новую конструкцию заливочных форм, на которых мы работали. Помню, как меня до глубины души потрясло то, что я сам около трех лет наблюдал, как работают эти формы, проектировал и выдавал задания на их изготовление и не видел простой возможности их усовершенствования. Я буквально запинался об это улучшение несколько лет и не замечал его. Поэтому, когда появилась возможность обучиться теории, которая позволяет более целенаправленно и последовательно изобретать, я не раздумывая согласился.

Обучение на внутреннего тренера ТРИЗ длилось полгода, оно строилось не столько на теоретической, сколько на практической составляющей – при решении конкретных задач на производстве. При этом важно было быстро вникнуть в процессы, чтобы не ударить в грязь лицом. В этом помогала методология ТРИЗ. Механизм ТРИЗа универсален, он служит для выявления и использования законов, закономерностей и тенденций развития различных систем.

 – Делая выбор в пользу обучения ТРИЗ, я понимал, что развитие человека в профессии говорит о его заинтересованности в результатах компании, о наличии внутренней мотивации и проактивности. Эти качества – первоочередные при решении о включении в кадровый резерв. Более того, являясь руководителем проектов ТРИЗ на предприятии, сотрудник может участвовать в решении задач, выходящих за рамки его основной деятельности, а значит расширять свой кругозор, лучше и шире изучить смежные процессы и, как следствие, стать более компетентным и ценным для компании сотрудником, – делится личным опытом Виктор Николаев.  

Виктор рассказывает, что, приступив к обучению на внутреннего тренера ТРИЗ в мае 2019 году, уже в октябре ему и его напарнику поручили передать полученные знания четырем группам сотрудников с нескольких предприятий En+. А осенью 2021 года он перешел на должность руководителя проекта в дирекцию ТРИЗ. Сегодня Виктор курирует работу внутренних тренеров в «Байкальской энергетической компании», занимается поиском и работой над перспективными проектами.

Снизить затраты на производство продукции, повысить производительность оборудования и найти области применения выпускаемой продукции там, где ранее не было сбыта, – вот поле деятельности ТРИЗ.

Внутренняя мотивация

Теория решения изобретательских задач сегодня – неотъемлемая часть жизни предприятий En+. Впервые обучение сотрудников компании методам ТРИЗ началось в 2017 году. За четыре года инструментам теории обучились более 500 человек в очном формате и около тысячи сотрудников прослушали дистанционные курсы. Особое место занимает подготовка внутренних тренеров, которые после обучения обучают инструментам ТРИЗ на своих предприятиях, показывая коллегам на практике, как методология ТРИЗ может разрешать накопившиеся вопросы.

Основной акцент программы обучения внутренних тренеров ТРИЗ сделан на применении изучаемых инструментов на практике. Это не решение учебных задач, а разработка решений для реальных производственных проблем, рассказывает директор направления дирекции ТРИЗ En+ Павел Жулидов. Требование для участия в программе обучения – наличие актуального проекта, инициируемого и поддерживаемого руководством предприятия.

– Несмотря на то что образовательный курс идет с отрывом от производства, слушатели заняты решением производственных проблем. Их руководители не должны воспринимать обучение, как препятствие основной деятельности. В случае постановки актуальной и релевантной задачи оно имеет незамедлительный практический эффект для предприятия, – отмечает Павел Жулидов.

Инструмент для карьеры

Обучаясь в рамках курса «Внутренний тренер ТРИЗ», Виктор Николаев взял проект по уменьшению продолжительности ремонта тепловой изоляции трубопроводов котла. Оказалось, что кроме очевидных недостатков имеющегося процесса, скажем, низкой скорости замены, есть и менее явные. Например, такой параметр как «Водонепроницаемость» на деле оказался удовлетворен не полностью, несмотря на то что оцинкованный лист не пропускает воду. Проблема в том, что участки со сложной геометрией не могут быть покрыты жестким оцинкованным листом, к тому же лист не всегда выдерживает механическое воздействие и нередко проминается, раскрываясь в стыках и оставляя минвату незащищенной. Можно сделать лист более толстым и прочным, но тогда покрытие станет дороже, а процесс более долгим.

– Решение нашлось не в прочности, а в мягкости: предложили использовать гибкие водонепроницаемые огнестойкие чехлы, – рассказывает Виктор Николаев. – Этот проект высоко оценило руководство компании, он занял первое место на конкурсе «Улучшение года» в 2020 году. Другой проект – «Центровка крестовины гидроагрегата при монтаже», – реализованный на Братской ГЭС, который я внедрял уже в качестве сертифицированного тренера ТРИЗ, также победил в конкурсе «Улучшение года» в 2021 году.

В ходе обучения слушателей знакомят не только с инструментами ТРИЗ, но и с порядком реализации проектов на каждом этапе: от их инициации и предпроектной проработки до внедрения. При этом обучение не ограничивается лекционным форматом. После его завершения продолжается взаимодействие с методологами ТРИЗ, которые консультируют сотрудника, помогают и направляют в ходе реализации проектов. Эта работа ведется в рамках программы онлайн-коучинга, которую инициировал заместитель генерального директора по инновациям En+ Сергей Яковенко.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”