Материалы научно-практического LEAN-семинара "Внедрение концепции "Бережливое производство" в Республике Татарстан (27 мая 2011 года).
Ганиев М.М., Васильев В.Л., Кашбиева Р.Р., Елабужский филиал ГОУВПО НИУКазанского государственного технического университета им.А.Н. Туполева
В настоящее время концепция бережливого производства становится актуальной областью знаний при подготовке экономистов-менеджеров новой формации. Это связано, во-первых, с ускорением социально-экономических процессов и требованием постоянного получения новых знаний, во-вторых, с усилением процессов обмена информацией и заимствованием зарубежных успешных приемов менеджмента, в-третьих, с настоятельной необходимостью поднять производительность труда российских предприятий на уровень передовых стран и, в-четвертых, с требованием поиска новых резервов роста бизнеса в посткризисных и нестабильных экономических условиях. Все эти проблемы в той или иной степени позволяет решить концепция бережливого производства (БП).
В первую очередь к использованию инструментов БП обращается бизнес, который надеется в первую очередь получить значительные экономические эффекты после внедрения БП. Однако надо понимать, что БП невозможно использовать только как инструкцию или набор приказов и распоряжений руководства. БП - это, прежде всего, образ мышления и стиль повседневной жизни. Сущность БП, по нашему мнению, в том, чтобы обеспечить повсеместный процесс создания ценности от любых видов действий с учетом появления потребности в этих действиях, в строго необходимом их объеме и с приложением минимального объема ресурсов. Перед тем, как выпустить новый вид продукции предприятию необходимо точно знать объем потребности в этом товаре и требования потребителя к нему (качество, сроки, место, цена). Это позволяет обеспечивать колоссальную экономию не только экономических ресурсов предприятия, но им финансовых (кредитных) ресурсов страны.
Причины мирового финансового кризиса 2008 - 2010 гг., прежде всего, были связаны с возникновением не обеспеченных реальной потребностью финансовых инструментов и перепроизводством товаров и услуг, под которые выделялись все новые и новые кредитные ресурсы, без обоснования потребности в них. Маркетинговые меры, связанные с приемами привлечения новых потребителей путем снижения цен, системой скидок для постоянных клиентов, безналичными и бартерными расчетами, в конечном итоге исчерпали свой потенциал распределения произведенных товаров и услуг. Перегретая кредитами экономика, настроенная на постоянные положительные темпы роста, оказалась в кризисном состоянии. При переходе экономики на принципы БП такой сценарий не возможен. Среди классических «восьми потерь» перепроизводство, запасы, переделки, лишние перемещения и транспортировка занимают ключевое место.
Преимущество БП перед другими современными концепциями в том, что БП регулирует экономическую активность на основе понятия «мера». Это позволяет подчинить бесконечно возрастающие потребности людей рациональному (разумному, только по объективной потребности) использованию экономических ресурсов.
Для высшей школы в настоящее время возникли благоприятные предпосылки перехода (или частичного применения) на концепцию БП в учебном процессе. Это касается всех аспектов деятельности высшей школы от организации работы кафедр и администрации вуза в целом до проведения лекций и практических занятий.
В настоящее время в российской высшей школе, и в Елабужском филиале КГТУ им.А.Н.Туполева в частности, происходит переход к учебным планам третьего поколения. Подготовка специалистов заменяется подготовкой бакалавров и магистров (двухуровневая система образования). Новые учебные планы рассчитаны на четыре года вместо пяти.
Аудиторная нагрузка новых учебных планов ЕФ КГТУ им.А.Н.Туполева оставляет 77% от существующих. При этом аудиторная нагрузка по экономическим дисциплинам составляет 86% от существующих. Это объясняется сокращением общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также математических и естественнонаучных дисциплин в большей степени, чем дисциплин профессионального цикла.
Эти тенденции имеют положительные и отрицательные стороны. С точки зрения БП негативом является то, что будущий экономист-менеджер будет меньше знаком с техническими основами организации производственных процессов, позитивом - больше времени можно уделить экономической практике использования подходов и инструментов БП. Тем более, что в новом учебном плане появляется возможность включения дисциплины «Методика и инструменты бережливого производства». Кроме того, в новом учебном плане при изучении дисциплины «Экономика качества» предусмотрено курсовое проектирование. Это можно использовать для формирования у студентов знаний по исследованию потребностей рынка, «голоса потребителя», функционально-структурной модели будущего товара, оптимальной цены на него и потока создания ценности с минимизацией классических восьми потерь.
Остаются широкие возможности по проведению студенческих учебных и производственных практик с выдачей задания по вопросам БП. Это позволяет наладить с организациями, будущими работодателями выпускников, тесный контакт и закрепить его в период преддипломной практики студента, разработки дипломного проекта по актуальным вопросам применения БП на предприятии.
Рост числа организаций - партнеров вуза позволит увеличивать количество и качество научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, расширит возможности совершенствования учебно-методической базы, обеспечит дальнейшее внедрение принципов БП во внутренней и внешней среде университета.
Значительные возможности для обучения основам БП скрываются в программах опережающего обучения сотрудников хозяйствующих субъектов, которые оказались в трудном финансовом положении под влиянием последствий мирового финансового кризиса. Проблема заключается в низкой активности руководства предприятий, которое должно представить заявки на обучение в территориальные Центры занятости населения. ВУЗы, в свою очередь, должны обеспечить составление учебного плана с высокой долей практически направленных занятий с учетом требований хозяйствующих субъектов. Здесь уже существуют проблемы с обеспечением объективного конкурсного отбора исполнителей программ повышения квалификации, когда цена обучения не всегда должна приниматься в качестве приоритетного условия победы.
В целом концепция БП постепенно проникает во все сферы человеческой жизни. Для высшей школы уже очевидны задачи обучения основам БП. Бизнес с каждым годом все больше внимания обращает на наличие знаний и навыков БП у будущих выпускников. Для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг каждый вуз должен включать в свою учебную программу элементы концепции БП, вне зависимости от направления подготовки бакалавров (магистров).