В «Силовых машинах» завершена самая масштабная за всю историю компании образовательная программа, в которой приняли участие более 700 руководителей разного ранга.
Благодарим Управление по связям с общественностью и рекламе ОАО "Силовые машины" за предоставление данного материала.
Основа успеха любого бизнеса – это прежде всего люди. Сплоченная команда, в которой каждый сотрудник – настоящий профессионал, обладающий полным набором знаний и навыков, способна как удержать предприятие «на плаву» даже в самые суровые «экономические бури», так и направить его в обход конкурентов к лидирующим позициям на рынке. «Силовые машины», постоянно уделяя большое внимание программам обучения и повышения квалификации сотрудников разных уровней, в 2013 году реализовали самую масштабную образовательную программу, в которой приняли участие более 700 человек – руководителей подразделений разных уровней. Более четкое понимание задач, стоящих перед концерном в существующих рыночных условиях, новые эффективные инструменты работы с сотрудниками и повышение уровня корпоративной культуры – с таким багажом знаний вышли из учебных аудиторий слушатели программ «Достичь большего вместе» и «Мастер-класс».
– Вопросам подготовки кадров и повышения квалификации персонала «Силовые машины» уделяют много внимания, работа в этом направлении ведется постоянно, – рассказывает директор по персоналу «Силовых машин» Максим Румянцев. – Ежегодно обучение проходят более 5 тысяч человек, например, в 2012 году этот показатель составил 5131 человек, а за три квартала текущего года – 4818 человек. Среди основных направлений: обучение по проекту «Бизнес-система «Силовых машин» (БССМ) по направлениям «Клиентоориентированность», «Безопасность труда», «Совершенствование конструкторских разработок», «Совершенствование управления проектами», «Слияния и поглощения», обучение производственного персонала – старших мастеров, мастеров, технологов, рабочих, которые учатся по различным программам повышения квалификации.
Директор по персоналу отмечает, что, например, только по проекту «Совершенствование конструкторских разработок» в 2013–2015 годах планируется запустить 40 программ обучения для инженеров конструкторских бюро. Ежемесячно проводится более 20 мероприятий по развитию персонала – от обучения одного сотрудника до занятий в группах численностью до 20 человек.
– Для подготовки рабочих «Силовые машины» получили от комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности по рабочим профессиям, что позволило обеспечить производство рабочими кадрами, снизить стоимость обучения, а также дало возможность нашим заводам готовить квалифицированных рабочих, не отрывая их от производства и не прибегая к услугам профессиональных учебных заведений, – подчеркивает Максим Румянцев.
Кроме того, «Силовые машины» ежегодно организуют для учащихся старших и выпускных курсов вузов все виды практики: инженерно-производственную, технологическую, преддипломную.
Основные сложности, с которыми сталкиваются «Силовые машины» в кадровых вопросах, типичны для всех машиностроительных предприятий в Петербурге. Это и недостаточная подготовленность молодежи, и трудности в освоении новых технологий, в том числе компьютерных. К этому нужно добавить и высокий уровень конкуренции на энергомашиностроительном рынке. Все это ставит перед кадровыми подразделениями концерна новые задачи. Прежде всего – это оптимизация работы самих кадровых служб, которые только изменившись сами в соответствии с новыми условиями, смогут эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Если раньше эти структуры существовали отдельно на каждом предприятии, то сегодня в «Силовых машинах» начал работу единый центр обслуживания, где уже сейчас рассчитывается заработная плата, вносится информация по обучению. В дальнейшем услуги центра будут расширены. Кроме того, все лидеры кадровых служб совместно разрабатывают единые стандарты, методики работы с персоналом, в том числе методику адаптации, единые стандарты его оценки. Формируются и единые корпоративные программы обучения, которые затем предлагаются директорам подразделений, а они, в свою очередь, оценивают необходимость в прохождении того или иного курса сотрудниками и направляют ответные заявки для формирования групп.
– В процессе разработки программ корпоративного обучения в определенный момент стало ясно, что есть необходимость целенаправленной работы с руководителями подразделений на разных уровнях, – отмечает Максим Румянцев. – Ведь именно руководители на местах в конечном итоге могут лучше всего донести до своих подчиненных миссию компании, объяснить важность вовлеченности каждого сотрудника в улучшение результатов деятельности компании.
Так в «Силовых машинах» появились программы «Достичь большего вместе» и «Мастер-класс». По словам директора по персоналу, основная причина, по которой потребовалась разработка столь масштабного курса корпоративного обучения, рассчитанного более чем на 700 человек, – это необходимость изменений в компании, которые должны снизить затраты на производство продукции, повысить качество, изменить отношение людей к предприятию.
Подготовка учебной программы «Достичь большего вместе» шла около полугода. Формат был разработан корпоративным центром по развитию персонала ОАО «Северсталь» и адаптирован для «Силовых машин» службой по персоналу компании при активном участии управления по связям с общественностью и рекламе. Основная цель программы, по словам Максима Румянцева, состояла в поддержке руководителей в процессе внедрения изменений, заложенных в бизнес-системе «Силовых машин» в каждом производственном подразделении. Было особенно важно научить руководителей практическим инструментам управления, дать исчерпывающую информацию о миссии и ценностях компании, помочь разобраться в нюансах стратегии, предоставить возможность обратной связи, а также наладить контакты с коллегами из разных подразделений и групп управления.
Кроме того, программа ставила целью выстроить непрерывный диалог между руководителями производственных подразделений и топ-менеджерами компании, в том числе руководителями проектов БССМ, кадровой службы, PR-службы. Аудитория «Достичь большего вместе» – руководители уровней ТОП-30, ТОП-100 и ТОП-300, в том числе генеральный директор, его заместители, директора предприятий, начальники управлений, отделов, цехов и их заместители.
Еще 320 человек – руководители линейных подразделений (старшие мастера, мастера, начальники смен, начальники участков) уровня ТОП-1000 – с мая по ноябрь 2013 года прошли обучение по программе «Мастер-класс». Три образовательных модуля, из которых состояло обучение, были едины и для программы «Достичь большего вместе», и для «Мастер-класса»: миссия и ценности «Силовых машин» как основа корпоративной культуры, корпоративные инструменты в управлении сотрудниками, методы повышения эффективности командной работы. Помимо этого, по программе «Достичь большего вместе» проводилось обучение методикам принятия управленческих решений и отработке навыков публичных выступлений.
Несмотря на серьезность названий модулей, они не состояли исключительно из лекционных занятий: почерпнутые из выступлений топ-менеджеров «Силовых машин» знания о корпоративной культуре и случаях ее нарушения, методиках командной работы и многое другое слушатели отрабатывали на практике – в ходе бизнес-игр, одна из которых прошла на свежем воздухе, в беседах за круглыми столами, в небольших группах. Использование же современных мультимедийных технологий, а также тот факт, что обучение проводилось в выездном формате, позволило сделать процесс максимально увлекательным и создать эффект погружения.
– Постоянный диалог со слушателями – одна из важных особенностей программ «Мастер-класса» и «Достичь большего вместе», – акцентирует Максим Румянцев. – После каждого модуля мы проводили анкетирование слушателей, а также обсуждали с участниками результаты программы. Это позволяло при необходимости откорректировать содержание курса от потока к потоку.
Со слушателями курсов занимались более полутора десятков тренеров – шесть в «Мастер-классе» и десять – по программе «Достичь большего вместе». Кроме того, на каждом модуле с докладами выступали не менее трех директоров и начальников управлений, открывали каждый модуль также топ-менеджеры. В числе преподавателей были и руководители «Силовых машин»,
и приглашенные эксперты специализированных в области бизнес-тренингов компаний. Последние как раз «со стороны» лучше видели, какие детали образовательного процесса требовали доработки, и вносили свои предложения.
– Самым удачным, по мнению слушателей, стал модуль по принятию управленческих решений, – говорит Максим Румянцев. Кроме того, по его словам, сложность состояла в разном уров-
не подготовки руководителей: кто-то уже имел фундаментальную подготовку уровня MBA, а кто-то участвовал только в краткосрочных семинарах, а значит, восприятие информации, предлагаемой в программах, было разным.
Главным итогом масштабных образовательных программ 2013 года «Достичь большего вместе» и «Мастер-класс» Максим Румянцев считает то, что руководители ключевых подразделений «Силовых машин» познакомились и наладили контакты.
– Особенно важно это для подразделений, которые участвуют в проекте «Бизнес-система «Силовых машин», то есть для основных производственных цехов, конструкторских бюро, включая Таганрогский котельный завод «Красный котельщик», который относительно недавно вошел в структуру «Силовых машин», – считает Максим Румянцев. – В то же время задачи научить руководителей, что надо делать, как работать, не ставилось, а была задача предоставить возможность поговорить между собой и познакомиться поближе. В течение года они работали в разных группах и поняли, что все очень разные, но могут, работая вместе, дополнять друг друга. Руководители спорили, обсуждали, предлагали, критиковали, но никто не был равнодушен.
В целом, по словам директора по персоналу, обучение прошло на качественно новом уровне. «Достичь большего вместе» и «Мастер-класс» не только способствовали развитию ключевых навыков руководителей, но и позволили максимально вовлечь участников – от мастера до топ-менеджера – в обсуждение проблем, возникающих в период внедрения изменений, и при принятии совместных решений. Как признаются слушатели, после обучения они стали чаще использовать простые приемы управления: диалог с сотрудниками, похвалу, вовлечение подчиненных в обсуждение производственных задач и признание значимости мнения сотрудников в решении проблем, стали не бояться пробовать использовать инструменты бережливого производства на своих местах, ощущать себя командой единомышленников. В связи с этим улучшились внутренние коммуникации в компании.
В 2013 году обучение по программам «Достичь большего вместе» и «Мастер-класс» прошла основная часть руководителей. В 2014 году обучение пройдут еще 140 человек по программе «Достичь большего вместе» и три потока по 90 человек – по программе «Мастер-класс». К обучению присоединятся и руководители ОАО «Калужский турбинный завод» и ООО «Силовые машины – завод Реостат». Еще 140 человек станут участниками программы «Достичь большего вместе» в 2015 году.
– Отработанный формат мы планируем использовать и на однодневных конференциях для схожих по функциям специалистов для решения и выбора стратегических направлений развития отдельных дирекций, – добавляет Максим Румянцев. – Главная цель, которую преследуют все программы обучения, вне зависимости от того, для какой группы сотрудников они предназначены, – сделать бизнес более эффективным. Для нас это значит вывести компанию в число мировых лидеров отрасли, обеспечить рост производственных мощностей, а также добиться лидирующих позиций в области безопасности труда, работы с клиентами, совершенствования производственных процессов и развития корпоративной культуры.
Директор по персоналу также подчеркивает, что серьезное внимание концерна к образованию сотрудников помогает и привлекать, и удерживать молодые кадры, на которых в первую очередь и будет в перспективе держаться конкурентоспособность «Силовых машин».
Наталья Тимофеева