"Вести Сахалинская Энергия" 0 комментариев

Обучение без заусенцев: как дистанционно готовят персонал в «Сахалин Энерджи»

О проекте «Совершенствование системы электронного (дистанционного) обучения».

Благодарим Отдел информационного обеспечения и работы со СМИ ООО «Сахалинская Энергия» за предоставление данного материала.

Как сработать на опережение, избежать ловушек и не попасть в виртуальный мир, мы обсудили с инструктором по технологическому процессу Сергеем Волковым – одним из участников проекта «Совершенствование системы электронного (дистанционного) обучения», получившего награду КИД в области непрерывного совершенствования.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

– Сергей Иванович, когда возникла проблема перехода к онлайн-обучению и как быстро удалось ее решить?

 – Здесь нет никакой проблемы – это один из трендов цифровизации нашей Компании. Причем интересный момент: сегодня часто можно услышать, что к какой-либо модернизации подтолкнул COVID-19. В нашем же случае это было внедрение передовых подходов и методик, которые активно применяют организации всего мира. Мы о них знаем, изучаем и внедряем, понимая важность цифровизации обучения для производства. Можно сказать, что мы сработали на опережение, начав перевод курсов в «цифру» в 2017 году. В конце 2018 года было разработано шесть электронных учебных модулей. Нам удалось опередить обстоятельства, хотя, разумеется, никто не предполагал, что они окажутся столь глобальными. На сегодняшний день реализовано более 50 заказов на разработку учебно-программной документации и тиражирование учебно-методических материалов, разработано 15 электронных учебных модулей, семь из которых пересматриваются на предмет внесения изменений в 2022 году. 

– Как вы определяете тематику курсов? 

– Поддержка производства – одна из основных задач нашего подразделения, поэтому наш подход бизнес-ориентированный. Портфель учебных программ Центра производственного обучения (ЦПО) насчитывает около 180 курсов, поэтому есть необходимость расставлять приоритеты. Для этого технические эксперты Компании дают заключение о том, какие из них необходимо перевести в цифровой формат и в какие сроки, и мы создаем этот ресурс. Изменение бизнес-реальности также вносит свои коррективы в подготовку будущих работников «Сахалин Энерджи». 

– Ищете преподавателей или платформы? Как работает этот механизм? 

– В Центре производственного обучения работает команда профессионалов, все наши инструкторы имеют за плечами производственный опыт. Кроме того, они обучены методике преподавания, у них есть навыки разработки учебных программ в соответствии с требованиями законодательства РФ и стандартами Компании. Механизм достаточно простой. К примеру, у меня сейчас на кончике пера – курс «Основы работ по системе нарядов-допусков». Есть информационные источники, учебно-тематический план занятий с указанием часов по каждому разделу курса, презентационный и мультимедийный материал, который можно в нем использовать. Следующий шаг – оформить техническое задание для нашего разработчика электронных продуктов. Его специалисты выполняют перевод курса в цифровой формат. Совместно мы дорабатываем электронные модули, чтобы это выглядело не просто функционально, но и интерактивно, читабельно, удобно. 

– Во время пандемии, когда школьников и студентов перевели на онлайн-обучение, многие преподаватели жаловались, что очень сложно организовать контроль. У вас таких проблем не возникало? 

– В случае с электронным обучением каждый раздел курса завершается промежуточным тестом, и если не отвечаешь на вопросы, приходится возвращаться к материалу для лучшего его усвоения. Здесь есть несколько вариантов, но перехитрить электронный учебный модуль не получится. Главная проверка – это итоговый тест. Иногда даже авторы курса проходят его не с первой попытки, попадая в специальные логические, смысловые «ловушки», которые сами и создали. Это тоже работает на качество усвоения материала курса. 

– В описании проекта подчеркнуто, что он вносит весомый вклад в обеспечение выполнения показателя «Золотой работник». Каким образом он «золотит» и помогает поддерживать высокий уровень компетентности персонала? 

– Золотой работник – это сотрудник, который не останавливается прежде всего в профессиональном развитии. А наша система обучения помогает ему не только подтвердить набор обязательных технических компетенций, но и развиваться в новых направлениях. Мы стараемся сделать этот процесс проще, удобнее и интереснее. К примеру, ответы на многие вопросы можно найти в цифровой библиотеке – к каждому курсу создан электронный технический справочник, где содержится любая необходимая информация по этой теме. Помимо этого, цифровые библиотеки и возможность систематизации – это элементы непрерывного совершенствования, которые и представляют собой улучшение бизнес-процесса. 

– Непрерывное совершенствование – это не только путь, но и свет, который по-разному преломляется в разных подразделениях Компании. Каков «коэффициент преломления» в вашей работе? 

– Я уже говорил, что основная наша задача – эффективно и быстро отвечать на запросы нашего внутреннего заказчика – бизнеса. От него мы получаем обратную связь, и это позволяет нам двигаться по пути улучшений. К примеру, электронный учебный модуль «Взрывобезопасность» был разработан в 2017 году, сейчас мы приступили к его актуализации. Можно было просто внести в контент курса изменения, возникшие после обновления законодательства, но наши внутренние заказчики увидели, что мы можем делать продукт повышенного качества: более интерактивный и информационный. Бизнес запросил, и мы реагируем на эти требования. Кроме создания эффективных продуктов для обучения и развития персонала, мы заботимся об экономии средств Компании путем снижения затрат. Обучение посредством электронных модулей не требует командировок на места очных занятий. Если говорить о конкретных цифрах, то за 2019 год обучение по электронным модулям прошли 1588 уникальных пользователей, а в 2020 году – уже 2127. 

– Осталась ли необходимость в очных программах? 

– Конечно. У нас есть программы для широкой аудитории с наличием практической составляющей. Нельзя дистанционно научить работать на оборудовании, сформировать умение и практический навык. Человек может посмотреть видео о том, как делать центровку, но если он ни разу не держал в руках цифровой индикатор, позволяющий измерять сотые доли миллиметра отклонений от оси, то он этого не поймет. А когда уже руками попробовал, тогда и видео поможет развить и закрепить навык. Или возьмем технологию обработки трубок малого диаметра. Конечно, есть электронный курс, он замечательный, подробный и наглядный, но если вы прежде не работали трубогибом, если вы не представляете, как работает нож, и не знаете, что износ отрезающего элемента вызывает заусенцы и их нужно обработать специальной насадкой… Если вы никогда ранее этого не практиковали, то на своем рабочем месте вы не сможете выполнить эту работу. 

– Окончательно в виртуальность не уйдем… 

– Нет, конечно. В любом случае есть очное обучение и практика, без этого никуда. Мы готовим профессионалов, а они характеризуются не только высоким уровнем знаний, но прежде всего практическими навыками. Это две основные составляющие квалификации специалиста. Во многих курсах портфеля ЦПО применяется смешанный подход в обучении. Это экономит средства, повышает эффективность и профессиональную гибкость самих работников. 

– Традиционный вопрос о команде. Кто вам помогает и поддерживает? 

– Процесс обучения – это командная работа всех отделов, всех подразделений и всех сторон. Не умаляя чьих-либо заслуг, хочу особенно отметить поддержку со стороны технических экспертов и IT-специалистов Компании. – Ваши слова подтверждают, что командная работа – это принцип «Сахалин Энерджи». – А как по-другому? У нас непрерывное совершенствование. Представьте ситуацию: специалист имеет несколько образований, за плечами большой опыт, он развит во многих отраслях знаний, славится умениями – но он же работает не один! Он не может быть отшельником на производстве. Нужно с коллегами поделиться, опыт передать, рассказать о «фишечках», которые ты досконально изучил. Ведь это позволяет не только самому расти, но и остальным, что гарантирует общий успех и улучшает эффективность и безопасность производства. Не может быть успеха в башне из слоновой кости. 

– Сергей Иванович, есть ли какие-то секретные планы на ближайшую перспективу? Поделитесь? 

– Это не только тренд цифровизации. Несколько лет назад мы начали с улучшения и пришли к модернизации процесса обучения. Сотрудники понимают, что развитие зависит от них самих. Конечно, можно после работы отдохнуть, а можно и познакомиться с новым курсом, получить знания или разобраться с решением какой-то производственной задачи. Наша цель – помочь в этом. В планах – разработка и введение в эксплуатацию новых электронных курсов. В 2022 году рассчитываем завершить разработку 20 новых учебных модулей и актуализировать семь. 

– То есть «убрать заусенцы», как вы рассказывали.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”