Подробнее 0 комментариев

Илим Братск ДОК: первые тренинги по методике TWI для мастеров и механиков

В апреле на «Илим Братск ДОК» прошли первые тре­нинги по методике TWI, которые проводил на­чальник департамента по развитию персонала ООО «Илим Тимбер» Алексей Подгорнов. Цель обучения - повысить уровень зна­ний и навыков линейных руководителей по мето­дике проведения рабочего инструктажа.

Как пояснил Алексей Подгорнов, TWI или Training Within Industry в переводе на русский язык означает обучение на производстве и включает дисциплины, кото­рые призваны выработать у мастеров и бригадиров клю­чевые навыки, необходимые для эффективного повсед­невного управления подчи­ненным персоналом.

Учить по эффектив­ным методикам

Не секрет, что на ком­бинате сложилась ситуация, требующая новых подходов к решению производствен­ных задач. «В первом кварта­ле 2013 года из общего числа уволенного персонала боль­ше половины - это работ­ники со стажем менее года, т.е. персонал с низкой ква­лификацией, не успевший за короткий период работы на комбинате в полном объеме пройти обучение и приоб­рести необходимые навыки профессии. Производствен­ный план из-за низкой про­изводительности труда не выполняем. Снижается ка­чество. В итоге не получаем зарплату. Отсюда неудовлет­воренность персонала. Люди уходят. И снова идем по зам­кнутому кругу. Не помогает изменить положение даже новое оборудование», - се­тует административный ди­ректор «Илим Братск ДОК» Аина Сарсенова.

Руководство предпри­ятия предпринимает различ­ные меры, чтобы поднять производительность труда, более эффективно исполь­зуя человеческие ресурсы. Дирекция по персоналу и организационному развитию предложила американскую методику обучения на про­изводстве, которая состоит из четырех обучающих мо­дулей. Каждый из них со­ответствует определенной теме: «Рабочий инструктаж», «Рабочий метод», «Рабочие отношения» и «Разработ­ка программ». «В принципе технология простая: рас­сказ, показ и обучение дела­нием. При этом результаты практики внедрения TWI, по мнению экспертов и по итогам работы предпри­ятий, внедривших ее в прак­тику, впечатляют. Уверен, что системная работа в этом направлении поможет комбинату в решении стоящих перед коллективом задач», - убежден Алексей Подгорнов. Он рассказал, что мето­дика производственного об­учения была разработана и внедрена на предприятиях в Соединенных Штатах еще во время Второй мировой вой­ны. В целом по методике TWI обучили около 2 млн работни­ков. Производительность на заводах выросла на 25%, ава­рийность на некоторых пред­приятиях снизилась на 52%. Американские специ­алисты по TWI после окон­чания войны обучили по данной методике персонал на японских предприятиях. Японские специалисты в об­ласти управления методику развили, создали на ее базе свои, такие как «Бережливое производство», «Кайдзен» и так далее, и как результат - вырвались в то время далеко вперед в мировой экономике.

Если работник не на­учился, значит, ин­структор не научил

На комбинате обучение мастеров началось с «рабоче­го инструктажа», то есть с ме­тодики обучения работников тому, как выполнять опера­цию правильно, осознанно и не подвергая себя опасности. Как сказал Алексей Подгорнов, учить персонал следует последовательно, пошагово, акцентируя внимание на эта­пах и ключевых моментах с учетом всех особенностей технологии обучения взрос­лых. Важно помнить, что ра­бочий инструктаж нужен для того, чтобы научить людей выполнять рабочие операции не только правильно и безо­пасно, но и осмысленно, а это предъявляет особые требова­ния к инструктирующему или наставнику - он должен уметь это делать профессионально.

«Если работник не нау­чился, значит, инструктор не научил», - главный лозунг инструктора, обучающего по технология TWI. Суть лозунга заключается в том, что инструктор берет на себя ответственность за обуче­ние. «Если хочешь научить­ся - научишься. Без твоего желания и стремления никто тебя работать не научит», - с таким убеждением пришли мастера на занятия. Но уже после первого тренинга этот лозунг стал ими восприни­маться по-другому.

Не секрет, что обуче­ние на производстве играет важную роль. Чтобы выда­вать продукцию высокого качества, чтобы избежать травматизма, чтобы вы­полнять производственный план, надо учиться. Учили на комбинате и раньше, однако существующая система об­учения не удовлетворяет ни дирекцию предприятия, ни самих линейных руководителей. Система наставничества тоже отстает от требований времени по качеству и ре­зультативности.

«Наставник только рассказал, показал, проиллюстрировал, а новая технология заставляет идти в глубину, в детализацию самого процесса обучения», - пояснил разницу Алексей Подгорнов. Он рассказал, что любой инструктаж должен предус­матривать четыре последо­вательных шага: подготовку, презентацию, применение и проверку знаний и навыков. Как работает методика че­тырех шагов, показал на про­стом примере - вязке про­тивопожарного узла. После первого же занятия каждый участник получил карточку с кратким планом проведения инструктажа. Практика по­казывает, что такая стандартизированная модель произ­водственного обучения легко применима на любом пред­приятии и в любом деле.

Вернуть былое через обучающие модули

Проводить инструктаж по новой методике учились на тренингах мастера и меха­ники комбината. Теперь им предстоит обучить бригади­ров, звеньевых и наставни­ков. «Мастера и бригадиры - это главные люди, которые управляют рабочими. Прой­дя обучение, они будут более эффективно обучать рабочих - главную силу производства. Это позволит поднять каче­ство готовой продукции, по­высить производительность труда, снизить время простоя оборудования по вине пер­сонала и эффективно решать задачи, стоящие перед ком­бинатом», - считает Алексей Подгорнов.

Участники тренингов по­казали высокую активность и заинтересованность в ходе обучения, часть из них уже в период обучения начали внедрять полученные знания и навыки в повседневную работу. В первой тренинговой группе мастера в ходе выпол­нения конкретных ситуаци­онных заданий внесли очень много полезных дополнений в содержание тренинга, что является показателем того, что данная методика гармо­нично встраивается в суще­ствующую на комбинате си­стему подготовки персонала.

Следующий модуль - «Рабочие методы» - предпо­лагает совершенствование методов выполнения опера­ций. Принцип этого совер­шенствования простой: боль­ше качественной продукции - за меньшее время при мак­симально эффективном ис­пользовании ресурсов.

Третий модуль - «Рабочие взаимоотношения» - познако­мит линейных руководителей с принципами руководства, позволяющими предотвра­щать проблемы и эффективно решать уже возникшие.

Четвертый модуль - «Раз­работка программ» - на­учит сменных мастеров и бригадиров самостоятельно определять необходимость в обучении и разрабатывать об­учающие планы, отвечающие потребностям производства.

«Раньше стояли очереди желающих поступить на ра­боту на наш комбинат, пото­му что люди знали - на пред­приятии хорошие условия труда, изумительный коллек­тив и замечательные тради­ции. Сегодня мы теряем себя, а этого нельзя допустить. И я очень рада, что началось обу­чение методике, которая обе­щает поправить положение. Мы не найдем вентилевого или лущильщика на стороне. Надо потратить время и энер­гию на то, чтобы обучить на­ших людей, чтобы они с радо­стью приходили на комбинат, как это было когда-то», - по­делилась надеждой на новую технологию обучения Аина Сарсенова.

Венера Лискина

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”