Корпорация «МиГ» освоила новую технологическую платформу проектирования учебных комплексов. Суть новшества – в использовании голографического изображения отдельных агрегатов и узлов самолета.
Благодарим департамент корпоративных коммуникаций ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» за предоставление данного материала.
Корпорация «МиГ» освоила новую технологическую платформу проектирования учебных комплексов, которая позволяет сократить время обучения квалифицированных слесарей-сборщиков работе с новыми узлами и агрегатами. Суть новшества – в использовании голографического изображения отдельных агрегатов и узлов самолета. Это позволит существенно сократить время обучения рабочих конечной фазе сборки новых самолетов.
В последние десять лет в отечественном авиастроении происходит настоящая цифровая революция. Больше половины выпускаемых предприятиями Объединенной авиастроительной корпорации самолетов спроектированы при помощи безбумажных технологий, среди них – гражданский лайнер Sukhoi Superjet 100, истребители четвертого и пятого поколения Су-35, МиГ-29 и Т-50, учебно-боевой самолет Як-130 и транспортник Ил-476.
РСК «МиГ» в течение последних нескольких лет активно использует современные технологии визуализации процессов. Для российских ВВС, а также для офицеров Военно-морского флота Индии поставляются специальные компьютерные классы и тренажеры, в максимально доступной форме объясняющие устройство основных узлов управления самолетом. Стоимость разработки программного обеспечения составляет миллионы условных единиц, а в дополнение к экспорту истребителей корпорация «МиГ» освоила статью доходов по еще одной статье. И это притом что само наличие таких систем существенно повысило объем закупок самолетов.
Переход на «цифру» позволил сократить время проектирования новых самолетов с семи-восьми до трех-четырех лет, значительно сократить время изготовления деталей и агрегатов на современных станках с числовым программным управлением. После незначительной обработки чертежи в 3D передаются прямо операторам-станочникам.
Зимой этого года специалисты отдела технических средств обучения Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» начали готовить внедрение новой российской разработки – голографического стенда – для непосредственной установки в сборочном цехе Луховицкого авиационного завода.
«Сложность узлов и агрегатов в боевых самолетах четвертого поколения постоянно увеличивается. Одна из самых острых проблем на производстве – необходимость быстро адаптироваться к сборке того или иного агрегата истребителя. "Цифра" помогла конструкторам ускорить проектирование самолета, теперь она поможет сократить время на самом трудоемком и ответственном участке работы – конечной сборке самолета», – говорит Андрей Пономаренко, доктор технических наук, начальник отдела технических средств обучения ИЦ РСК «МиГ».
Для дополнительного обучения слесарей-сборщиков в подмосковных Луховицах устанавливается специальный голографический экран виртуальной реальности. Теперь в дополнение к традиционным средствам обучения – бумажным чертежам, плакатам, интерактивным системам обучения – на заводе планируется использовать голографический стенд. Рабочие, надевая специальные очки, получают возможность видеть пооперационный процесс сборки агрегата самолета на завершающем этапе в реальном виде.
Технологию 3D-обучения уже оценили посетители авиасалона МАКС-2015, Фестиваля МГУ NAUKA 0+. За считаные секунды при помощи специальных очков и объемного плазменного телевизора посетители могли ознакомиться с принципами устройства современного боевого самолета. Внедрение новой голографической технологии начнется зимой этого года.
Новинка внедряется совместно с российской компанией Nettle, инженеры и IT-специалисты которой работают в Воронеже. Технологии визуализации сложных технических процессов уже внедрены на ряде объектов Росатома (энергоблок № 6 Нововоронежской атомной станции), систем управления и связи концерна «Созвездие», на ряде других машиностроительных предприятий России и строительной отрасли. Система трекинга, основанная на высокоскоростных камерах (до 900 кадров в секунду), позволяет воспринимать изображение через специальные 3D-очки как реальное.
То, что уже хорошо работает в атомной сфере и строительстве, как оказалось, подходит для обучения «синих воротничков» на сборочной линии современного авиастроительного предприятия. Там, где раньше на изучение плакатов и инструкций уходило две-три недели, сегодня весь процесс занимает не больше двух-трех дней, а качество усвоения информации существенно повышается за счет визуализации процесса сборки в голографическом исполнении.
«Благодаря особому выпуклому реальному объемному изображению люди гораздо проще воспринимают информацию. Мы заметили это при работе с самыми разными категориями специалистов – инженерами промышленных организаций, курсантами военных училищ. Более того, наш опыт показал, что значительная часть людей крайне тяжело воспринимают изображения на плоскости, даже обычное 3D, не говоря уже о печатных текстах», – говорит Александр Богомолов, руководитель отдела по работе с клиентами компании Nettle.
«Голограмма – очень современный и многофункциональный продукт. 3D-изображение находится вне экрана, оно как будто висит в воздухе, его хочется потрогать руками. Изображение можно приблизить, отдалить, словом, развернуть картинку как угодно. Можно получать изображение послойно, в любых срезах проекции. Технология кардинально ускоряет процесс обучения сборке, и там, где раньше на освоение работы с новым агрегатом требовалось несколько недель, новые знания закрепляются в течение нескольких часов», – говорит директор Центра профессионального образования корпорации «МиГ» Анатолий Арсеньев.
В связи с наращиванием государственных заказов необходимы инновационные технологии, позволяющие готовить мастеров сборки самолета высокого класса с тем, чтобы сохранить качество и постепенно сократить сроки выпуска продукции Корпорации «МиГ», констатировал директор ПК № 1 Корпорации «МиГ» Олег Шилов.
В случае успеха практика использования голограмм будет применяться и на других заводах Объединенной авиастроительной корпорации.
Фотографии: РСК «МиГ»