Как и чему учат владельцев процессов — тех, кто непосредственно займётся этой деятельностью.
Благодарим службу по коммуникациям КАО «Азот» за предоставление данного материала.
Процессный подход — основа всех современных систем управления как регулярной деятельностью, так и развитием. Для «Азота» освоение такого метода организации предприятия — естественный этап эволюции. В рамках проекта по «Трансформации бизнес-системы «Азота» разработан план выстраивания всех бизнес-процессов компании. На прошлой неделе стартовало первое обучение для владельцев процессов, тех, кто непосредственно займётся этой деятельностью.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Традиционный функциональный подход, который привычен для «Азота», заключается в дроблении всех направлений работы предприятия на отдельные подразделения. Проблема в том, что при таком раскладе, каждое СПП заточено на выполнение своих функций, без ориентира на потребителя его труда, произведённой ценности.
При процессном подходе на первое место выходит достижение результата всего сквозного процесса, стираются границы между функциями.
Ещё один недостаток функционального подхода — в нём нет одного ответственного за общий результат процесса. В процессном подходе для каждого процесса определяется владелец — специалист, наделённый полномочиями управлять всем процессом, вне зависимости от того, какие подразделения он затрагивает. Задачей владельца станет выстраивание процесса максимально эффективным способом с учётом удобства его выполнения всеми участниками.
Напомним, что для оптимизации были определены пять бизнес-процессов:
Выбор сделан неслучайно, именно по этим направлениям было зафиксировано наибольшее количество проблем. Чтобы владельцы, закреплённые за этими процессами, начали их оптимизацию и двигались в этой работе синхронно, была разработана специальная учебная программа.
Краткий курс занимает два часа и включает в себя разъяснение особенностей самого процессного подхода в организации управления предприятием, основные определения, инструменты и систему символов.
— Важная цель курса — донести до владельцев, что у любого процесса есть два основных показателя — его результативность и его эффективность. В первую очередь процесс должен приносить результат, который ожидает потребитель. А во вторую, этот результат должен достигаться с минимальным количеством потерь. Поэтому при любых изменениях в процессе важно рассчитывать его эффективность до и после, — рассказывает Андрей Жигарьков. — И обязательно следить, чтобы улучшения на одном участке не ухудшали ситуацию на остальных.
Новым для «Азота» инструментом станет «Карта клиентского пути». Он позволяет понять, с какими сложностями в процессе сталкивается исполнитель и клиент. На основе их мнения будут определены проблемные участки процесса, построено и графически изображено его текущее и целевое состояния.
— В итоге должны быть определены все точки взаимодействия персоны с процессом. На основе этой информации будет определено текущее состояние процесса, — говорит Евгений Беккер. — Исключение всех «лишних» операций, а также решения по устранению «болевых» или «проблемных» точек составят целевое состояние процесса, к которому он должен стремиться.
После трансформации пяти выбранных процессов команда проекта возьмётся за следующую группу процессов. Так постепенно процессный подход охватит все виды деятельности на предприятии.
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ. ГЛОССАРИЙ