«За большую химию» 0 комментариев

Бизнес-система «Азота»: процессное управление — путь к эффективности

Как и чему учат владельцев процессов — тех, кто непосредственно займётся этой деятельностью.

Благодарим службу по коммуникациям КАО «Азот» за предоставление данного материала.

Процессный подход — основа всех современных систем управления как регулярной деятельностью, так и развитием. Для «Азота» освоение такого метода организации предприятия — естественный этап эволюции. В рамках проекта по «Трансформации бизнес-системы «Азота» разработан план выстраивания всех бизнес-процессов компании. На прошлой неделе стартовало первое обучение для владельцев процессов, тех, кто непосредственно займётся этой деятельностью.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Чем так хорош процессный подход?

Традиционный функциональный подход, который привычен для «Азота», заключается в дроблении всех направлений работы предприятия на отдельные подразделения. Проблема в том, что при таком раскладе, каждое СПП заточено на выполнение своих функций, без ориентира на потребителя его труда, произведённой ценности. 

При процессном подходе на первое место выходит достижение результата всего сквозного процесса, стираются границы между функциями. 

Ещё один недостаток функционального подхода — в нём нет одного ответственного за общий результат процесса. В процессном подходе для каждого процесса определяется владелец — специалист, наделённый полномочиями управлять всем процессом, вне зависимости от того, какие подразделения он затрагивает. Задачей владельца станет выстраивание процесса максимально эффективным способом с учётом удобства его выполнения всеми участниками. 

Сначала — обучение

Напомним, что для оптимизации были определены пять бизнес-процессов:

  1. «Планирование ремонтов основных фондов», 
  2. «Заключение договоров с исполнителем при капитальном строительстве», 
  3. «Сбор и подготовка исходных данных при реализации инвестиционных проектов», 
  4. «Проведение входного контроля в цепочках поставок», 
  5. «Долгосрочное и среднесрочное планирование в финансово-экономическом обеспечении». 

Выбор сделан неслучайно, именно по этим направлениям было зафиксировано наибольшее количество проблем. Чтобы владельцы, закреплённые за этими процессами, начали их оптимизацию и двигались в этой работе синхронно, была разработана специальная учебная программа.

Краткий курс занимает два часа и включает в себя разъяснение особенностей самого процессного подхода в организации управления предприятием, основные определения, инструменты и систему символов.

— Важная цель курса — донести до владельцев, что у любого процесса есть два основных показателя — его результативность и его эффективность. В первую очередь процесс должен приносить результат, который ожидает потребитель. А во вторую, этот результат должен достигаться с минимальным количеством потерь. Поэтому при любых изменениях в процессе важно рассчитывать его эффективность до и после, — рассказывает Андрей Жигарьков. — И обязательно следить, чтобы улучшения на одном участке не ухудшали ситуацию на остальных.

Ориентир на клиента

Новым для «Азота» инструментом станет «Карта клиентского пути». Он позволяет понять, с какими сложностями в процессе сталкивается исполнитель и клиент. На основе их мнения будут определены проблемные участки процесса, построено и графически изображено его текущее и целевое состояния. 

— В итоге должны быть определены все точки взаимодействия персоны с процессом. На основе этой информации будет определено текущее состояние процесса, — говорит Евгений Беккер. — Исключение всех «лишних» операций, а также решения по устранению «болевых» или «проблемных» точек составят целевое состояние процесса, к которому он должен стремиться.

После трансформации пяти выбранных процессов команда проекта возьмётся за следующую группу процессов. Так постепенно процессный подход охватит все виды деятельности на предприятии.

БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ. ГЛОССАРИЙ

  • Вход процесса — ресурс, необходимый для выполнения процесса
  • Выход процесса — преобразованный при выполнении процесса ресурс
  • Поставщик (внешний/внутренний) — субъект, предоставляющий ресурсы, необходимые для выполнения процесса.
  • Клиент (внешний/внутренний) — субъект, использующий выходы процесса в качестве ресурса для своего процесса.
  • Участник (исполнитель) процесса — сотрудник, участвующий в преобразованиях входов в выходы в рамках процесса.
  • Границы процесса — событие (совокупность событий), инициирующее и завершающее процесс, и обеспечивающее переход ответственности за ресурсы. 
  • Показатели — это числовые индикаторы, метрики процесса
  • Результативность процесса — степень достижения результатов процесса в соответствии с установленными требованиями.
  • Эффективность процесса — отношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
  • Владелец процесса — держатель методологии, наделённый правами сотрудник, который имеет в своём распоряжении ресурсы процесса, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несёт ответственность за его результат. 
0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это очевидное решение с датчиком и автоматизацией приходит в голову, как только начинаешь читать ста... Сэкономить за 60 секунд: как расшили узкое место с помощью картирования
RCM это хорошо, но в статье не про него а про анализ отказов и их последствий, это немного не то же ... Ремонты – это про деньги: RCM на предприятиях «Мечела»
Правильно, даже в статье прозвучало: "Люди думают, что ERP — это дополнительный инструмент опти... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Очень хорошая статья! Я удовлетворен глубиной понимания проблемы. +Компьютеризация! +Прикладное про... 7 шагов к повышению эффективности производства: опыт Компании «ГРАЙН»
Эта проблема-методологическая. ERP-системы не содержат методологии, которая в принципе могла бы реша... Замена ERP-системы: уравнение с двумя неизвестными
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”