Необходимость в системном подходе к развитию управленческих навыков в компании UPECO была диагностирована в 2011 году, и отдел корпоративного обучения компании сразу же приступил к разработке программы. В результате была создана программа для руководителей UPECO «Управляй эффективно!», которая основана на стратегических целях компании и учитывает ее специфику.
Наталья Рафейчик, руководитель отдела корпоративного обучения UPECO
Ассесмент-центр – это один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик и ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. На сегодняшний день ассесмент-центр является самым валидным методом оценки компетенций сотрудников.
Сотрудники часто воспринимают процедуру оценки как опасную и неприятную. Почему это происходит? Каждый человек испытывает в определенные моменты жизни дополнительное напряжение, выплеск адреналина в кровь. Вспомним себя во время сдачи экзамена, на решающем матче спортивных соревнований или во время отчетного концерта в музыкальной школе. Редко кто в таких ситуациях чувствовал себя комфортно, расслабленно и спокойно, особенно если от успеха зависело ваше дальнейшее развитие.
Всякий раз, когда мы находимся в состоянии оценки, мобилизуем все ресурсы организма, чтобы показать наилучший результат. Это заставляет нас выходить из зоны комфорта и прилагать дополнительные усилия. Именно измеряя достижения и ставя планы на будущее, мы развиваемся. Другого пути пока не придумано. Вместе с тем отношение к ассесменту как к экзамену ошибочно, так как ассесмент – это не просто определение области актуальных знаний, а значительно более глубокая процедура, позволяющая лучше узнать свои сильные стороны и зоны для развития.
Есть несколько ситуаций, когда напряжение во время проведения оценочных мероприятий значительно возрастает:
Давайте вместе разберемся, что такое центр оценки, или assessmentcentre, и для чего он используется в мировой практике.
Ассесмент-центр – это инструмент, который впервые был использован компанией AT&T (American Telephoneand Telegraph Company) в 1956 году. Обычно оценка методом ассесмент-центра проводится очно в группах. Участники выполняют различные упражнения и задания, моделирующие реальные рабочие ситуации, а эксперты оценивают компетенции по специальным формам. На сегодняшний день ассесментцентр и его модификации являются наиболее распространенными формами оценки компетенций руководителей.
Какова стандартная процедура ассесмента?
Именно такой формат (за исключением деловой игры) был выбран компанией UPECO в 2012 году для проведения центра оценки сотрудникам. Каждый, кто прошел процедуру оценки, получил рекомендации по развитию, на основе которых во время планирования достижений и развития на 2012 год составит индивидуальный план развития и согласует его со своим руководителем. А компания, со своей стороны, поможет сотрудникам в реализации планов по развитию.
Для проведения ассесмента мы выбрали проверенных специалистов – консультантов, с которыми мы сотрудничаем несколько лет.
Признаки профессионального ассесмента:
Теперь ответ на главный вопрос: оценка проведена, что дальше?
Так как обратную связь по результатам ассесмента получили и сотрудники, и их руководители, на встрече по планированию достижений и развития у них будет возможность обсудить не только предстоящие задачи и ресурсы для их выполнения, а еще сформировать качественный индивидуальный план развития, учитывающий:
Вы можете сказать: то же самое делает каждый сотрудник компании в этом году, – и будете правы! Действительно, каждый сотрудник обсуждает индивидуальный план развития со своим руководителем, но разница в том, что у сотрудников –1 появилась возможность учитывать при его составлении два дополнительных параметра: личностные характеристики и результаты оценки 360 градусов. Это способствует формированию качественного и реалистичного индивидуального плана развития (ИПР). Только обеспечив качественное планирование развития сотрудников UPECO, мы можем уверенно встречать вызовы, которые готовит нам будущее, и строить компанию, не ограниченную во времени. Отдел корпоративного обучения UPECO будет поддерживать сотрудников в исполнении ими своих ИПР, для этого существуют система обучения STEP UP и целый ряд методов: тренинги, семинары, инструктажи, коучинг, библиотека UPECO, подписка на отраслевые издания.
Необходимость в системном подходе к развитию управленческих навыков была диагностирована нами в 2011 году, и отдел корпоративного обучения UPECO сразу же приступил к разработке программы. Мы изучили подходы к обучению руководителей в ведущих компаниях рынка FMCG и других отраслей (Mars, Nestle, Danon, CocaCola, МТС, Сбербанк и др.), что позволило использовать опыт, имеющийся на рынке обучения. В результате была создана программа для руководителей UPECO «Управляй эффективно!», которая основана на наших стратегических целях и учитывает специфику нашей компании.
Программа «Управляй эффективно!» будет проводиться для сотрудников уровня – 1 в этом году в рамках программы U*Executive, она будет состоять из трех основных модулей и самостоятельной работы между ними. Каждый модуль представляет собой двухдневный тренинг, во время которого участники получат новую информацию, попрактикуют управленческие навыки, решая кейсы и выполняя задания, поделятся опытом решения сложных ситуаций. Название модуля отражает основную тему, на которую нанизаны управленческие практики и функции, задачи, стоящие перед менеджерами.
Модуль 1 «Управление эффективностью» рассматривает набор управленческих процессов (планирования, организации выполнения, контроля и анализа), которые позволяют бизнесу оценивать и управлять деятельностью по достижению стратегических целей при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Участники познакомятся с системой управления, построенной на принципах управления стоимостью бизнеса.
Модуль 2 «Управление людьми» поможет взглянуть на управленческую деятельность с другой стороны. Так как основные ресурсы UPECO – это люди и отношения, которые мы создаем в процессе деятельности, менеджерам важно уметь мотивировать своих сотрудников, ставить развивающие задачи, обучать и поддерживать в процессе развития и достижения целей.
Модуль 3 «Стратегическое управление» направлен на формирование способности участников к разработке и реализации действий. Они, в свою очередь, ведут к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности компании над уровнем конкурентов за счет нацеленности на развитие бизнеса и повышения качества межфункционального взаимодействия.
Особенность программы «Управляй эффективно!» – в ее серьезной увязке с практикой, инструментальностью технологий и методов, которые будут предложены к рассмотрению. Работа между модулями будет заключаться в выполнении домашнего задания, призванного развивать и закреплять управленческие навыки участников.
В 2012 году участниками программы станут сотрудники уровня –1, в 2013 году мы планируем запустить программу для сотрудников –2. Для сотрудников уровня –3 в рамках программы U*Executive будет проводиться двухдневный тренинг «Основы управления».