С 1 января 2012 года предприятия СИБУРа переходят на новую систему оплаты труда, которая становится единой для всей компании.
«СИБУР сегодня», корпоративный деловой журнал, сентябрь 2011г. www.sibur.ru
Михаил Архипов, и.о. директора департамента по работе с персоналом.
С 1 января 2012 года предприятия СИБУРа переходят на новую систему оплаты труда, которая становится единой для всей компании.
Прежде всего, я хотел бы ответить на вопрос, для чего нужны эти изменения, а затем рассказать о том, какие преимущества новая система оплаты труда принесет компании и каждому из нас.
Итак, почему мы уходим от того состояния, когда на разных предприятиях труд оплачивался исходя из различных принципов, которые, как правило, были приняты еще в советские времена и если пересматривались, то каждым предприятием по-своему?
Мы считаем справедливым, что в одной компании одна и та же работа оплачивается по общим для всех правилам. При этом каждый сотрудник должен понимать, какие у него есть гарантии от компании-работодателя, как и в какие сроки эти гарантии исполняются, на какие льготы сотрудник может рассчитывать, за что и каким образом его вознаграждение будет повышаться. Как только люди понимают, каким образом затраченные усилия, квалификация и результаты деятельности влияют на зарплату и премию, становится проще мотивировать сотрудников на эффективную работу и профессиональный рост.
СИБУР быстро развивается, причем для компании скорость технологического и организационного роста - принципиальный момент, учитывая растущую конкуренцию. Модернизированные и новые производства требуют квалифицированных специалистов, за которых на рынке труда ведется настоящая борьба. Наличие понятной и прозрачной системы вознаграждения также помогает привлечь необходимых специалистов извне. Мы хотим быть конкурентоспособными, и новая система оплаты труда позволяет человеку быстро разобраться в условиях, которые предлагает СИБУР, оценив преимущества работы в компании.
Для организационного роста компании, прежде всего, необходим достойный уровень заработной платы, который для каждого региона, где мы работаем, будет установлен конкурентоспособным. В тех регионах, где мы сегодня отстаем от рыночного уровня, новая система предполагает возможность повышения оплаты труда работников. А если в том или ином регионе сейчас мы платим больше, чем принято на местном рынке труда, это расценивается как наше конкурентное преимущество, так что зарплаты до рыночного уровня понижаться не будут. Это принципиальный момент: сотрудники СИБУРа не потеряют в своем вознаграждении.
Теперь более конкретно о том, какие преимущества для сотрудников заложены в новой системе оплаты труда.
Базой для определения размера вознаграждения каждого конкретного сотрудника служит грейд его должности. Ежегодно, в зависимости от динамики оплаты труда на рынке какого-то конкретного региона, для каждого грейда устанавливается целевой диапазон оплаты труда. Внутри грейда объем вознаграждения сотрудника может расти в зависимости от качества его труда. Поясню, как это происходит.
Для руководителей и сотрудников корпоративного центра оклад устанавливается дифференцированно, в рамках целевого диапазона по грейду, и ежегодно пересматривается по результатам индивидуальной оценки.
Для работников и специалистов предприятий оклад устанавливается на нижнем уровне целевого диапазона по грейду, а по результатам оценки сотрудника дополнительно к окладу устанавливается индивидуальная надбавка за профессиональный уровень. Надбавка устанавливается на один год в размере 10%, 20%, 35% или 50% от размера оклада. Основанием для установления надбавки является оценка профессиональных и поведенческих компетенций работника, которая проводится на основе четких критериев. Таблица этих индикаторов будет доступна каждому сотруднику подразделения, она проста и понятна. Снять эту надбавку можно только за очень серьезные нарушения, причем на один год, но с правом восстановить ее через 3 месяца.
Итак, базовое вознаграждение работника, которое он получает в текущем году, - это его оклад плюс надбавка за профессионализм. В итоге чем больше знает и умеет наш сотрудник, чем лучше он применяет свои профессиональные компетенции в повседневном труде - тем больше он получает.
Разумеется, сохраняются все доплаты, которые гарантирует российское законодательство (за вредные условия труда, ночную работу, совмещение должностей и т.д.). При этом они четко прописаны в наших локальных нормативных актах. Компания также обязуется доплачивать своим сотрудникам сверх того, что требует законодательство РФ. Эти шесть единых в компании доплат учитывают дополнительные усилия, которые потребовались от работника сверх его должностных обязанностей и которые не предусмотрены должностным окладом. Например, доплата за наставничество или доплаты внутренним тренерам (полный список будет доступен каждому сотруднику).
Более того, для всех вводится система оперативного премирования, которая уже работает в корпоративном центре и на нескольких предприятиях компании. Мы исходим из того, что эта премия выплачивается не за стандартное исполнение своих должностных обязанностей (за это выплачивается базовое вознаграждение), а за дополнительные усилия и ценные инициативы. Для начисления оперативных премий каждое подразделение предприятия получает средства в размере 3% от фонда оплаты труда. Руководитель подразделения вправе начислять эти премии каждый месяц в разовом порядке по согласованию со своим непосредственным руководителем. Я считаю, это хороший стимул для того, чтобы работник задумался, как улучшить процесс, в котором он занят. Фонд ежемесячного оперативного премирования и персональная надбавка, которая может повышаться каждый год, служат инструментами этой новой поощряющей мотивации.
Наконец, к этому добавляются полугодовые премии. Полугодовая премия не заменяет месячное премирование, поскольку прежние премии просто входят теперь в оклад и персональную надбавку. Суммарное вознаграждение работника при этом не станет меньше, чем при старой системе ежемесячного премирования, которая работала только в одном отношении - сотрудник находился под страхом лишиться премии. Теперь мы прощаемся с «карательным» подходом. Премироваться сотрудники будут за достижение результатов в соответствии с поставленными целями. Также на премию будет влиять оценка поведенческих компетенций сотрудника. Основной принцип системы премирования, которая вводится в СИБУРе, сформулировал Дмитрий Конов в своем обращении к сотрудникам компании: «Каждый сотрудник должен понимать свои цели и получать премии за достигнутый результат».
В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что система оплаты труда, которую мы сейчас внедряем, должна стать прозрачной, понятной и справедливой, а также нацеливать сотрудников на достижение результата, рост профессионализма и поощрять культуру постоянных улучшений.