0 комментариев

Новый облик работника: Коллектив РЖД научат жить в соответствии с корпоративными ценностями и пользоваться льготами

Знающие люди говорят: чтобы активно развиваться, человеку или компании нужно уметь мечтать. А когда нарисуешь мечту да определишь срок её достижения, становится понятно, что сделать здесь и сейчас, чтобы добиться результата в будущем. Всё это справедливо и для социальной политики РЖД. 

«Гудок», июнь 2011г. www.gudok.ru

Светлана Коваль

 

Знающие люди говорят: чтобы активно развиваться, человеку или компании нужно уметь мечтать. А когда нарисуешь мечту да определишь срок её достижения, становится понятно, что сделать здесь и сейчас, чтобы добиться результата в будущем. Всё это справедливо и для социальной политики РЖД.

Вот, например, портрет железнодорожника 2015 года, «нарисованный» на сетевой школе, посвящённой реализации колдоговора: работник имеет достойную зарплату, обеспечен жильём (в том числе за счёт ипотеки), владеет полисом ДМС, участвует в пенсионной программе, может выбирать льготы и гарантии по принципу «кафетерия», а ещё имеет развитые профессиональные компетенции, отличается ответственным поведением и привержен саморазвитию. 

Как считают представители департамента социального развития РЖД, такой облик работника – цель вполне достижимая. И одной из задач школы как раз стало определение того, что нужно сделать «здесь и сейчас».   

Аргументы внутренние и внешние

– Оставить всё как есть в социальной сфере компании мы не можем, – поясняет начальник департамента социального развития Олег Дудкин. – Во-первых, ни для кого не секрет, что многие люди знают о коллективном договоре только то, что он есть и по нему полагается бесплатный проезд на поезде или электричке. 

На отчётных собраниях по колдоговору часто звучит: соцпакет РЖД – один из самых значительных в стране и составляет 53 тыс. руб. на работника. Но люди не воспринимают этой цифры, потому что полсотни тысяч руб-лей не получали, а считать затраты компании на содержание объектов культуры и спорта, здравоохранения и образования, организацию детского отдыха и т.д. применительно к личному карману вряд ли кто-то станет. 

– Получается, при значительных затратах на «социалку» она не является инструментом мотивации персонала, – говорит Олег Дудкин. – Есть и во-вторых: настоятельные рекомендации Правительства РФ избавиться от непрофильных объектов, в том числе социальных, для прозрачного ценообразования тарифов на перевозки.  

Главные направления развития «социалки» РЖД продиктованы именно этими пунктами. 

Наиболее болезненным будет вопрос инфраструктуры. Объекты поделят на две категории: привлекательные для инвесторов или востребованные муниципалитетами и те, которые компания постарается сохранить при любых обстоятельствах. «Мы можем отказаться от каких-то объектов в центре России, но никогда не сможем уйти от содержания таковых на Забайкальской или Восточно-Сибирской дорогах, где, кроме нас, никто такие услуги предоставить не может, – пояснил начальник департамента. – Если сбросить всю «социалку», через шаг мы не сможем найти в этих регионах персонал для работы на удалённых станциях и узлах».  

От общего соцпакета...

Департамент намерен добиться адресного предоставления гарантий, а также персонифицировать учёт затрат на них: чтобы работник мог воспользоваться всеми необходимыми ему благами, а компания – знать, сколько человек потребляет ту или иную услугу, и до копейки сосчитать, сколько средств на это нужно.  

Сегодня в колдоговоре РЖД закреплено 96 льгот, гарантий и компенсаций. Около двух десятков из них считает ЕКАСУТР (Единая комплексная автоматизированная система учёта трудовых ресурсов), остальные продолжают существовать по «котловому принципу», так что, кто из работников и пенсионеров и сколько «черпает» из котла, точно не известно.   

Функции учёта решено отдать Единому социальному оператору (ЕСО), который РЖД намереваются создать в рамках строительства холдинга. Эта структура будет по принципу «одного окна» предоставлять гарантии работникам и пенсионерам как самой компании, так и «дочек». А значит, способна посчитать затраты: на каждую льготу и в целом соцпакет, на сотрудника и всё ОАО. На школе были определены сроки (2012–2013 годы) и пилотные полигоны данного проекта: Северная, Забайкальская, Куйбышевская и Красноярская дороги.

Автоматизировать процесс должно и внедрение на сети электронных карт. На Московской дороге уже идёт тестирование этой технологии: обычная пластиковая карточка с чипом пока используется в основном для получения компенсации за питание, но на неё можно навешивать сколько угодно сервисов – проездной, выбор услуг из перечня компенсируемого соцпакета, пропуск с функцией контроля рабочего времени и т.д.  

Впрочем, все 96 льгот и гарантий ЕСО считать не придётся, так как в департаменте намерены провести их инвентаризацию – выявить низкомотивирующие, устаревшие и невостребованные, с постепенным замещением их на дополнительную пенсию, расширенное медобслуживание, ипотечное кредитование и др.

– В жизни человека есть три важнейших момента: жильё, здоровье и хорошая пенсия, – говорит первый заместитель начальника департамента социального развития Вячеслав Батаев. – Компания должна обеспечить базовые потребности через пенсионную, ипотечную программы и дополнительное медицинское страхование. Это постоянная часть соцобеспечения персонала. Должна быть и переменная – компенсируемый соцпакет, когда человек из имеющегося перечня льгот выбирает гарантии на определённый лимит средств. Таким образом мы добьёмся более прозрачной и понятной для работника архитектуры колдоговора. А то вряд ли даже в центральном аппарате сотрудники знают о без малого сотне гарантий. Что говорить о простых рабочих. 

...к компенсируемому

Внедрение на сети КСП, или, как его ещё называют, «кафетерия», показало, что технология личного выбора соцуслуг востребована. По словам заместителя начальника Красноярской дороги Николая Захарова (здесь «кафетерий» действует третий год), работники постоянно просят расширить список элементов КСП и число его получателей.

Пока на дорогах компенсируемый соцпакет предоставляют только работникам значимых категорий, на той же Красноярской таковых 300 человек, на Свердловской – 2338 и т.д., в общем по сети – свыше 7 тыс. 

«На дорогах выбирали значимые категории по дефицитным профессиям, хотя можно принимать во внимание участие работников во внедрении изменений в компании (наставники, представители рыночных профессий и др.), отмечать специалистов с высокой квалификацией и т.д. Мы предлагаем активнее использовать эти критерии. Более того, постепенно уменьшать долю значимых групп по признаку дефицитности и увеличивать по критерию «Производственные показатели, эффективность труда». Таким образом, будет решаться задача по повышению производительности», – рассказала об одном из предложений участников школы начальник сектора службы управления персоналом ПривЖД Елена Замораева.

Со временем КСП будет предоставляться всем работникам, при этом значимые категории получат повышенные лимиты средств, которые можно будет потратить в «кафетерии», – тот самый мотивационный элемент соцпакета, к развитию которого стремится компания. Потому департаменту важно сейчас чётко обозначить критерии выбора значимых категорий. Ведь впоследствии их можно использовать не только для определения повышающих коэффициентов КСП, но и расширения списка услуг в нём для работников ряда профессий и должностей. 

Сегодня в «кафетерии» 11 элементов. Как показала практика, наибольшим спросом пользуются компенсация проезда к месту работы (или ГСМ), услуг сотовой связи и Интернета, взносы в НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и оплата медуслуг сверх полиса ДМС. Но у остальных услуг тоже есть потребители, найдутся они и у новых гарантий, на которые будет распространён принцип «кафетерия».  

– И вот после того, как мы обеспечим материальную часть сотруднику, разъясним ему корпоративные ценности и научим жить и работать в соответствии с ними, мы получим человека с морально-волевыми качествами, брендориентированным поведением, необходимыми для выполнения задач компании, – подытожил Вячеслав Батаев вопрос о портрете работника 2015 года.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”