Премии для работников сервисных предприятий будут рассчитываться по-новому, размер поощрения станет зависеть от достижения коллективом планового значения коэффициента технической готовности (КГЭ) по обслуживаемым сериям локомотивов.
Раньше основной приоритет для сервисных локомотивных депо сводился к снижению непроизводительных потерь, связанных, как правило, с возникновением неплановых ремонтов. Вопрос о пересмотре целеполагания встал в конце 2017 года с заключением меморандума между ОАО «РЖД» и ГК «ЛокоТех» об ускоренном повышении КГЭ по парку, переданному в компанию на обслуживание.
«Чтобы стимулировать нас повышать качество ремонта, заказчик ввел прогрессивную шкалу по целевому значению КГЭ, – рассказывает директор департамента оплаты труда, оценки и подбора персонала Мария Качановская. – Эту же цель теперь мы транслируем своим работникам, привязывая показатель КГЭ к системе мотивации. Мы хотим вовлечь персонал в выполнение тех задач, которые стоят перед компанией».
В целом по году перед ООО «ЛокоТех-Сервис» стоит задача выйти на коэффициент готовности к эксплуатации в 0,918. Условно это означает, что каждая машина в среднем почти 92% времени должна находиться в пути и лишь 8% – на сервисе и в ремонте. В то же время для каждого депо устанавливается свой показатель КГЭ. Это связано с возрастом и техническим состоянием обслуживаемого парка локомотивов. Ежемесячное выполнение заданного КГЭ становится основным условием для выплаты премии всем сотрудникам – от работников депо до руководителей полигона.
Предельный размер премии зависит от процента выполнения сервисными локомотивными депо месячного задания по КГЭ. Расчет производится по специальной шкале. Она была разработана на основе статистики работы СЛД за 2018 год.
«Премию в размере от 50 до 100% целевого уровня ежемесячно будут получать сотрудники около 80% наших депо, – поясняет Мария Качановская. – Примерно в тех же пропорциях работники получали вознаграждение и в прежней системе премирования. Очень важно понимать, что наша задача состоит не в экономии премиального фонда. Мы стремимся исключительно к мотивированию персонала на получение результата. Ведь если мы не выполняем КГЭ, то платим штрафы, размер которых существенно выше любых премиальных. Между тем сегодня руководство холдинга ставит цель сохранить эти деньги в компании».
Переход на новую систему мотивации позволит более качественно управлять производственным процессом внутри депо, концентрироваться на повышении КГЭ. Достижение поставленных заказчиком задач даст возможность направить на повышение надежности локомотива дополнительные средства – те, что раньше компания теряла в выручке в виде штрафов по несоблюдению этого коэффициента.
Прежде всего на показатель КГЭ влияют качество и срок обслуживания локомотива. Соответственно, в условиях, когда перед коллективами предприятий стоит задача по повышению этого коэффициента, сконцентрироваться в первую очередь предстоит на выполнении простоя на плановых видах ремонта и снижении, а лучше – исключении заходов на неплановые.
В этой связи большие изменения ждут и саму систему оценки КГЭ. Если раньше этот показатель устанавливался и определялся по депо приписки локомотива, то отныне определять коэффициент будут по депо ремонта тяговой единицы. Прежняя система пусть и условно, но делила все заходящие в депо машины на «свои» и «чужие». Это непосредственно отражалось на их обслуживании: времени и качестве выполнения работ.
«Такое решение снимает многолетний конфликт интересов, когда локомотив, качественно и в установленные сроки обслуживаемый в «своем» депо, терял показатели КГЭ при заходе в соседние СЛД, а своей премией за это расплачивались сотрудники предприятия, к которому он приписан», – комментирует нововведение заместитель генерального директора по эксплуатации ГК «ЛокоТех» Сергей Лянгасов.
Новая методика позволяет учитывать вклад каждого предприятия в надежность конкретной серии локомотива. Тем самым для каждой тяговой машины обеспечивается одинаковый стандарт сервиса.
Ответственность за общий результат теперь будет лежать персонально на каждом участнике производственного процесса. Это означает, что достижение КГЭ становится основой KPI и для тех специалистов, работа которых раньше оценивалась по другим критериям.
«Сегодня все члены коллектива должны быть в одной команде, – подводит итог Сергей Лянгасов. – В размер премии по депо в целом вносит вклад каждый работник предприятия».
Производственная система депо будет ориентирована на процессное управление (когда вся деятельность организации рассматривается как набор процессов, основанный на непрерывности взаимосвязанных управленческих решений и функций), а взаимоотношения участников выстроены по принципу «заказчик – исполнитель». Оценивать работу звена будет та служба, на которую она работает. Так, например, качество снабжения – производственники, работу производства – эксплуатация и т.д.
Один на один с решением новых производственных задач коллективы СЛД не останутся. На уровне ГК «ЛокоТех» сформирована и реализуется целая программа организационных мероприятий. Ряд депо переведен на круглосуточную работу, организовано повышение квалификации персонала, создана Дирекция по эксплуатации, отслеживающая скорость и качество проведения работ на каждом из этапов обслуживания локомотива. Одновременно компания инвестирует в развитие производственных площадок – средства направляются адресно, вложения ориентированы на расшивку узких мест для реализации мероприятий в соответствии с требованиями технологических процессов.
Но самый большой вклад в достижение результата предстоит внести именно сотрудникам депо. Слесарь по ремонту, мастер-приемщик или диспетчер – действенные инструменты для достижения общекомандного показателя есть у каждого. Новые подходы к планированию, организации ремонта, оптимизация технологических процессов позволят найти резервы для выполнения поставленных задач.