ЭлектроСТАЛЬ 1 комментарий

Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию

Расскажем, как это работает на Лебединском ГОКе.

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала. 

Электромонтёр обогатительной фабрики Лебединского ГОКа Валерий Глушков готовится к ремонту оборудования. Нужно обновить крупную деталь двигателя переменного тока — вал. Габаритный элемент с помощью крана перемещают в другую точку цеха для установки на специальную подставку. Валерий участвует в процессе — закрепляет груз и сопровождает его до места.

Вроде ничего необычного. Но на самом деле все действия за сотрудника выполняет компьютерный персонаж. А Валерий в эту минуту находится в учебной аудитории и управляет цифровым человечком с помощью очков виртуальной реальности и джойстиков. Это часть обучающей программы, которую сотрудники проходят для получения дополнительной специальности стропальщика.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Пригодится в работе

Учебный курс занимает четыре дня. В первые три лебединцы изучают теорию — федеральные нормы и правила безопасности на производственных объектах, где используют подъёмные сооружения, их виды и устройство, правила охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах. Смотрят обучающие фильмы, разбирают реальные случаи. Четвёртый день — практика с VR-очками.

Учатся представители различных подразделений и профессий, которые в своей работе сталкиваются с необходимостью перемещать тяжёлые детали. Например, для Валерия Глушкова это элементы электродвигателей.

— Такая операция в моей работе встречается нечасто, но смежная специальность и новые навыки помогут выполнять задачи безопасно. Например, раньше не замечал, что люди ходят под перемещаемыми тяжестями. А практикум с VR-очками акцентирует на этом внимание и требует предупреждать виртуальных коллег о рисках, — рассказывает Валерий.

Тренировка без риска

Практикум — программа, похожая на компьютерную игру. Сотрудник надевает VR-очки и будто попадает в неё. Перед глазами — виртуальный цех. Но он во многом напоминает настоящий: звуками, обстановкой, оборудованием.

Программа имитирует процесс погрузочно-разгрузочных работ: герою игры нужно выбрать правильный строп, закрепить его на детали и переместить её в нужное место, подавая точные сигналы виртуальному машинисту крана. Заключительный этап — уложить на подставку с помощью багра и отцепить. 

— Преимущество VR-обучения в том, что сотрудник может отрабатывать навыки в безопасной среде, где нет риска получить травму или повредить оборудование, — поясняет специалист по производственному обучению комбината Александр Кулев. — Если совершил ошибку — неправильно выбрал СИЗ для работы в цехе, не проверил прочность стропов — программа подаёт сигнал и показывает текстовое сообщение о том, что было не так.  Человек таким образом запоминает точную последовательность действий.

Дополнение к практике

Быстрее всего новую технологию осваивает молодёжь. Но и старшие коллеги не отстают: уже после двух-трёх проб проходят тренировочный квест практически без ошибок.
— VR-очки — это новый интересный опыт. Они позволяют в спокойной обстановке закрепить теоретические знания. Например, разобраться,

как выявлять дефекты стропов, как подбирать их в соответствии с габаритами и весом груза, когда подавать сигналы крановщику, — считает электромонтёр по ремонту и обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки УЖДТ Денис Емельянов. — Когда ремонтируем устройства СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки — прим. ред.), нам тоже приходится перемещать массивные части механизмов, используя стропы и кран. Если раньше мы просто следили за процессом, то теперь сможем выполнять эту задачу сами.

После четырёхдневного тренинга лебединцы выходят на практику в реальные цеха и в течение месяца применяют знания на рабочих местах. Завершают цикл экзамен и получение удостоверения стропальщика.

Евгения Шехирева. Фото Валерия Воронова

1 комментарий
Отправить
обсуждения
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”