Специфика "борьбы с качеством" российских производителей, что такое качественная продукция и какие инструменты помогут поднять культуру производства.
Однажды, лет 10-12 назад, точно уже не помню, на страницах какого-то центрального журнала по качеству была такая мысль, что якобы один директор по качеству какого-то завода на вопрос каких-то проверяющих, как организована работа по качеству на вашем заводе, ответил «С качеством мы боремся». Дескать, это он оговорился, на самом деле он хотел сказать, что За качество они борются, а не с качеством, но мы-то с вами знаем, что это не оговорка, что он такой, дескать, неграмотный директор по качеству. Вот такая мысль была в той статье.
Я так полагаю, что в некоторых компаниях сегодня действительно борются с качеством. Сейчас же, когда к нам приходят проверяющие и спрашивают, а как у вас обстоят дела с качеством, я им отвечаю – с качеством мы боремся – и смотрю на их реакцию. Они смотрят на меня, смотрят на график customer ppm, в котором проставлены одни нули, и мы улыбаемся друг другу. Вот как-то так.
Первый вопрос директору по качеству. Какой у вас ppm? Первое – все ли директора по качеству и генеральные директора знают, что такое ppm? Второе. На этот вопрос должен быть встречный вопрос – пожалуйста, уточните, о каком ppm речь – внешнем или внутреннем? Здесь я не буду объяснять, что такое ppm, мы ведь с вами уже говорим на одном языке. Кто не знает, может дальше не читать, все равно не поймет. В одном из интервью один директор по качеству, позиционирующий себя как высокограмотный директор по качеству, с гордостью сообщает, что принятый customer ppm его компании составляет 1200 с чем-то. Любой специалист из автопрома сейчас меня поймет – кто ж такого директора держит на работе?
Итак, организация должна считать свой брак в ppm. Сейчас кого-то перекосило, не брак, а несоответствующая продукция! Господа хорошие! Кто вам сказал, что надо говорить несоответствующая продукция? Вы даже не знаете. Это как глупых студентов спрашиваешь, чем отличается генеральный директор и директор. Чем отличаются брак и несоответствующая продукция? Я уже забыл об этом даже вспоминать, как в нашу компанию пришел новый сотрудник, который ранее работал в махровой советской компании, и там он слышал, что надо говорить несоответствующая продукция. А мы работаем в международной компании и по-русски говорим брак, по-английски говорим scrap, говорим по-русски изолятор брака, по-английски говорим segregation area.
Что важнее, говорить несоответствующая продукция и при этом не знать, что такое ppm и считать несоответствующую продукцию в процентах или говорить брак, и иметь годовую цель 5 customer ppm, а по факту 0?
Ответственно могу заявить, что системная работа по качеству продукции ведется на предприятиях автомобильной промышленности. Во всех отраслях экономики применяется международный стандарт на систему менеджмента качества ISO 9001. Он хороший. Но почему тогда предприятия, имеющие сертифицированную в соответствии с этим стандартом систему менеджмента качества, чаще всего, представляют собой болото? Не вдаваясь в глубокие подробности, ответ таков – органы по сертификации, даже с международной аккредитацией, не проводят глубокую проверку функционирования системы, есть ответы на их чек-листы – хорошо, нет – ну и ладно. Нам клиенты нужны! И также сам стандарт ISO 9001 слабенький. Его требования, если кому-то не по зубам, так это действительно болоту. В автомобильной промышленности повсеместно применяется стандарт ISO/TS 16949. Я не буду здесь рассказывать в деталях, на сколько пунктов он отличается от ISO 9001. То, что лежит на поверхности – сертификация системы менеджмента качества проводится международными органами по сертификации с аккредитацией IATF, среди них нет российских органов по сертификации. Это первое. Второе, чтобы пройти сертификацию по этому стандарту (или кто-то скажет, что это не стандарт, это спецификация), я говорю стандарт, организация также должна выполнить customer specific requirements. Т.е. сам стандарт многократно сложнее ISO 9001, плюс выполни специфические требования потребителей, выполнение которых будет проверено аудитором органа по сертификации. Например, ISO/TS говорит, что внутренние аудиторы должны быть обучены (читай иметь сертификаты внутренних аудиторов ISO/TS). Без этого вы не пройдете сертификацию. А если организация является, например, Ford tier 1 supplier, то внутренние аудиторы, к тому же, должны быть обучены по APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA. Сложнее? Плюс к этому еще в автопроме сами OEM очень любят проводить аудиты своих tier 1 поставщиков по собственным стандартам. Непрохождение аудита – потеря бизнеса. Например, альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ имеет стандарт по оценке поставщиков ASES и по результатам аудита присваивает поставщику ранг A, B, C или D. D – потеря бизнеса либо это новый поставщик, если он перспективен, его будут развивать, C - можно поставлять, но требуются корректирующие действия, B – молодцы, А – уникумы. Еще интереснее?
Плюс многие поставщики автосборочных предприятий являются западными компаниями с западной культурой производства. Эти компании, как правило, имеют свои собственные корпоративные требования к производственным системам, которые даже жестче, чем ISO/TS 16949. Аудиты, как правило, проводит центральный офис западной компании раз в год. Полученный результат является персональным результатом директора завода. Т.е. первое лицо предприятия хочет иметь высокую культуру производства.
Соглашусь, что культура производства большинства отечественных предприятий действительно очень низкая. И лишь внедрение современных инструментов, именно через колено, будет постепенно менять ситуацию. Сразу ничего не изменится, чтобы построить более-менее устойчивую систему, требуется примерно года полтора-два. В России традиционно слабое владение английским языком. Люди не могут проходить собеседования и устраиваться на работу в западную компанию, потому что они не говорят по-английски. Многие современные инструменты на английском языке. Западные компании не держат переводчиков – все руководители владеют английским.
Итак, какие это инструменты?
Стандарт ISO/TS 16949.
Методики APQP, PPAP, FMEA, SPC, MSA.
В логистике MMOG/LE, выполнение принципа FIFO
Инструменты Парето, 8D, диаграмма Исикавы по причинам возникновения и необнаружения, 5 почему.
6 sigma, Lean, TPM, 5S, visual management.
Требования OEM к поставщикам, например ASES.
Частое требование – стандарт ISO 14001. Иногда еще и OHSAS 18001.
В части охраны труда – Green cross, top safety visits, near miss.
Плюс собственный стандарт западного предприятия к системе качества (в дополнение к ISO/TS и стандарту OEM).
И всегда одно – чистота на производстве!
И последнее – что такое качественная продукция? Убежденно скажу – если она на 100% соответствует КД (чертежу). Можно тут рассусоливать, что сама КД может быть плохой – для нас что важно – чертеж согласовал потребитель, он от нас ждет продукции по этому чертежу? Тогда делайте по чертежу! И тогда она будет для потребителя качественная! Если каждая единица продукции будет по чертежу, брака не будет. Customer ppm будет 0! Ну так обеспечьте!
И продукция тогда будет по чертежу, если технолог составит грамотные операционные инструкции с картинками, что и куда оператору нажимать, а оператор будет на 100% выполнять эти инструкции. А для этого технологи оператора обучат, проэкзаменуют, присвоят ему ранг, периодически проконтролируют. А чтобы оборудование производило качественную продукцию, соответствующие специалисты должны его регулярно обслуживать и регулярно проверять его параметры, поскольку они формируют параметры продукции. А служба качества произведет входной контроль закупленных сырья и комплектующих, все ли соответствует той самой КД? И еще в ходе процесса проверит соответствие продукции, и если выявится несоответствие, то заблокирует партию, произведенную с момента предыдущей положительной проверки. А руководитель от закупок инициирует оценку поставщиков посредством аудитов, где грамотно будет оценена его система качества и в случае невменяемости поставщика инициирует его замену. А логисты компании организуют работу в соответствии с MMOG/LE и FIFO, а кадровики (эйчары) организуют выявление потребностей в обучении и обучат сотрудников необходимым инструментам, а бухгалтера посчитают стоимость плохого качества. А HSE-шник организует на предприятии развертывание культуры безопасности посредством инструментов Green cross, top safety, near miss. А айтишник организует сетевой диск, где заводская документация будет организована по процессам, и будет с установленной периодичностью делать back-up во избежание утери информации. А служба качества помимо входного, операционного и приемочного контроля запланирует и проведет внутренние аудиты, инициирует разработку и выполнение корректирующих действий, открытие 8D по любому случаю с качеством, соберет статистику по внутренней дефектности и проследит за выполнением мероприятий. А генеральный директор, получив персональные цели от учредителя, грамотно ставит в начале года персональные измеримые цели каждому директору-руководителю, своему прямому подчиненному, и в течение года проводит срезы по статусу достижения. А директор по качеству смотрит за всем этим, имея целостное представление о системе, и потом на вопрос аудитора - а как у вас с качеством? – ответит – с качеством мы боремся!