Проект по внедрению системы «Управление цепочками поставок» (SCM) идет полным ходом. Планомерно завершается ее первый этап - обследование, - проводимый специалистами СИБУРа и консалтинговой компании Accenture.
Корпоративный журнал «СИБУР сегодня», январь-февраль 2010г. WWW.SIBUR.RU
Екатерина Коробейникова
Проект по внедрению системы «Управление цепочками поставок» (SCM) идет полным ходом. Планомерно завершается ее первый этап - обследование, - проводимый специалистами СИБУРа и консалтинговой компании Accenture.
Управление цепочками поставок - это целая философия. В ее рамках логистика, планирование и управление запасами рассмативаются с точки зрения удовлетворения клиентских потребностей. А клиенту, в свою очередь, нужно получить свой заказ «точно в срок» и в необходимом объеме. В современном мире существуют даже университетские кафедры, обучающие науке SCM. Причем они организованы не только за рубежом, но и в России. Почему же именно эта «бизнес-философия» получила такую популярность во всем мире? Помимо финансовой выгоды, SCM позволяет упорядочить бизнес-процессы, связав их в единую систему. Даже немолодые компании часто страдают оттого, что ключевые процессы не являются взаимосвязанными. Из-за этого обслуживание клиента на более высоком уровне становится просто невозможным. Поскольку СИБУР динамично развивается и планирует выход на новые рынки, компания стремится соответствовать лучшим мировым практикам, чтобы повысить свою конкурентоспособность за пределами России, а также на премиальных рынках.
Благодаря внедрению SCM все функции по управлению поставками будут находиться в едином центре. Это позволит отслеживать динамику рынков и колебания спроса, а также осуществлять постоянный контроль над потоками продукции и их временем в пути. Для современных клиентов уровень обслуживания крайне важен, а с учетом постоянно возрастающей конкуренции на нефтехимических рынках поставщики стали делать акцент на качестве не только продукции, но и сервиса. Внедрение SCM позволит автоматизировать процессы формирования графиков перевозок, производства и распределения сырья. Таким образом, клиенты смогут получать оперативную информацию о наличии продуктов и сырья на складах, о возможных сроках доставки и даже о том, какой отрезок пути проходит в данный момент заказанная партия товара.
Улучшение клиентского сервиса способствует повышению финансовой эффективности компании. «Продавая не только товары, но и услуги, мы сможем повысить собственную норму прибыли. Такие опции, как поставка «точно в срок», часто рассматриваются в качестве дополнительных. При этом отсутствие подобных предложений автоматически перекрывает доступ к премиальным рынкам, где клиенты просто не станут заказывать продукцию без сопутствующих сервисов», - считает руководитель проекта Михаил Гордин.
Сравнительный анализ показал, что СИБУР сейчас отстает от мировых практик по ряду параметров. Для того чтобы сократить разрыв, необходимо обеспечить онлайн доступность и прозрачность запасов во всей товаропроводящей сети. К сожалению, часть информации до сих пор приходится доставать «вручную»: не все склады могут оперативно поставлять данные. Для усовершенствования транспортировок СИБУРу надо создать единую автоматизированную систему планирования поставок, благодаря которой графики перевозок станут более гибкими, то есть настроенными под нужды клиентов. В эту систему также можно включить автоматизированную систему формирования предупреждений. В этом случае диспетчер, начиная свой рабочий день, первым делом видит на экране все отклонения. Исследования показали, что СИБУР находится на достаточно высоком уровне по планированию поставок, а что касается мониторинга - только на базовом. Поэтому такие меры, как внедрение системы формирования предупреждений, лишними для компании не окажутся.
Сейчас в СИБУРе завершается только первый этап внедрения SCM - обследование. В его рамках был проведен сравнительный анализ показателей компании и общемировых практик. Сделанные выводы обсуждались в конце декабря на семинаре, где Михаил Гордин рассказал об основных принципах исследований. Для того чтобы разобраться с внутренним положением дел, проводились интервью с руководителями и ключевыми специалистами на уровне холдинга, трех основных дирекций, а также Citco и «СИБУР - Транса». Консалтинговая компания Accenture, в свою очередь, предоставила референтную модель в рамках управления цепочками поставок, с помощью которой бизнес-процессы СИБУРа сравнивались со средними показателями по отрасли.
Для подробного анализа были выделены 14 бизнес-процессов, в каждом из которых были определены пять ключевых характеристик: уровень стандартизации и автоматизации процессов, организационная структура, уровень доступности данных, а также ключевые показатели эффективности. Сравнение этих характеристик с мировыми отраслевыми практиками позволило выявить уровень зрелости бизнес-процессов компании.
Помимо этого были найдены «слабые места», укрепление которых позволит сделать первые шаги на пути к созданию полноценной системы. «С самого начала мы взяли за основу референтную модель и постарались наложить на нее собственные бизнес-процессы - то есть сразу проектировать будущее в рамках этой модели, включающей все бизнес-процессы, существующие в нефтехимической компании (НИОКР, разработка новых продуктов, продажи и т. д.)», - сообщил Михаил Гордин.
Для внедрения SCM необходимы новые ИТ-инструменты, чтобы с их помощью автоматизировать процессы в цепочке поставок. На декабрьском семинаре стало известно, что в СИБУРе борьба развернется между программами на базе SAP, Oracle или Aspentech. Примеры успешного использования систем по управлению цепочками поставок можно встретить среди компаний практически любого профиля. К примеру, Valio внедрила комплексную информационную систему управления предприятием на базе Microsoft Dynamics AX. Продукция Valio поставляется в Россию
с заводов Финляндии и других европейских стран, поэтому одной из приоритетных задач для компании была оптимизация процессов дистрибуции. Внедрение соответствующих систем позволяет компании в режиме реального времени отслеживать количество продукции, остающейся невостребованной на складах, прогнозировать уровень спроса, а также предоставлять клиентам сервис по заблаговременному заказу продукции с небольшим сроком хранения.
В компании LG Electronics эффективную работу цепочки поставок рассматривают как залог конкурентоспособности компании. За счет оптимизации системы SCM компания сэкономила $ 350 млн менее чем за год. Минерально-химический холдинг «ЕвроХим» также может похвастаться своими успехами в объединении бизнес-процессов в единую систему. В холдинге внедрили систему управления предприятием Oracle E-Business Suite. Отличительная особенность подхода «ЕвроХима» заключается в том, что они рассматривают всю систему управления в качестве единой интегрированной цепочки поставок, включающей в себя все процессы по закупке сырья, производству, транспортировке и продажам.
Эксперты считают, что на посткризисном пространстве лучше всех будут чувствовать себя те компании, которые готовы играть в масштабах международного рынка. В ходе семинара Михаил Гордин не раз подчеркивал, насколько важна подготовленность холдинга к масштабному выходу на внешние рынки: «Мы не знаем, каким будет наш мир через 2-3 года, не говоря уже о более долгих сроках. Именно поэтому перед нами стоит задача внедрить такую систему, которая сможет адаптироваться к новым условиям. В результате внедрения SCM мы планируем вывести операционную деятельность СИБУРа на уровень мировых стандартов. Для нас это крайне важно, так как мы намерены вести конкурентную борьбу за рынки как в России, так и за ее пределами».