В сложные для малой энергетики времена, которые еще, увы, не закончились в России, бывший председатель Правления бывшего РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, познакомившись с инновационной разработкой российских ученых, носящей название «Многофункциональный энерготехнологический комплекс (МЭК)», однозначно заявил: «проект бросать нельзя!» И взял под контроль его реализацию.
Источник: портал Управление производством
В сложные для малой энергетики времена, которые еще, увы, не закончились в России, бывший председатель Правления бывшего РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, познакомившись с инновационной разработкой российских ученых, носящей название «Многофункциональный энерготехнологический комплекс (МЭК)», однозначно заявил: «проект бросать нельзя!» И взял под контроль его реализацию.
Интенсивное вовлечение в оборот возобновляемых источников энергии призвано содействовать в решении задач энергосбережения российской экономики. Привлечение таких ресурсов, как ветроэнергетика, позволяет обеспечить существенную экономию топливных ресуров. РАО «ЕЭС России» в соответствии с утвержденной «Программой развития ветроэнергетики ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003–2005 годы» начало эту работу. А совсем недавно успешно завершен второй ее этап – прошли полевые испытания опытного образца МЭКа суммарной мощностью 450 кВт.
О сути проекта, предыстории и истории создания МЭКа, о потенциале этой системы рассказал руководитель инжиниринговых работ по ветроэнергетике ОАО «РусГидро» Василий Шеин.
– Василий Яковлевич, развитие энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии (ВИЭ), стало приоритетным направлением в ОАО «РусГидро». И это при наших-то запасах традиционного топлива. Почему?
– Энергетика на основе возобновляемых источников энергии, в особенности ветроэнергетика, активно развивается во всем мире. Установленная мощность всех ветроэлектростанций (ВЭС) в мире превысила 100 ГВт. Только в прошлом году в мире было введено 20 ГВт ветроэнергетических установок. Ветроэнергетика развивается быстрее других отраслей промышленности, средний темп роста – 25% в год.
В России же установленная мощность ветроэлектростанций составляет 13,2 МВт. Это менее 0,001% от мировой мощности!
На сегодня в России имеется несколько действующих ветроэлектростанций – Зеленоградская (Калининградская), Воркутинская, Чукотская и Башкирская. Но фактически это лишь эксперименты. А для реализации только экономического (по меркам сегодняшнего дня) потенциала ветровых ресурсов страны необходимо построить ВЭС общей мощностью 12– 14 ГВт. При том что технический потенциал ветров в России – в 200 раз больше.
Для быстрого развития «большой» ветроэнергетики России требуется современное оборудование, преимущественно западных производителей, налаживание сборки лицензионных ветроагрегатов на отечественных заводах, организация собственного производства. И разработка собственных инновационных технологий строительства и эксплуатации мощных ветропарков.
У России есть проблемы, которые, не побоюсь этого слова, вынуждают придать этому направлению особое значение. Речь, прежде всего, идет об энергоснабжении отдаленных территорий Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Решение проблем энергоснабжения изолированных регионов в настоящее время реализуется в созданной российскими учеными инновационной системе «Многофункциональный энерготехнологический комплекс модульного типа на базе гибридных энергоустановок» (МЭК). Полевые испытания опытного образца этого комплекса успешно завершились недавно, проводились они на базе Воркутинской ВЭС.
– Расскажите, что собой представляет МЭК?
– Это гибридная электростанция, комплекс отдельных транспортабельных модулей, конструктивно и функционально совместимых между собой, с единой системой управления.
Комплекс обеспечивает параллельную работу ВЭС и дизельной электростанции, позволяет оптимизировать режимы работ по критериям максимальной энергетической и экономической эффективности. Основным источником энергии является ветер, дизельный генератор включается, если сила ветра недостаточна.
– Каковы преимущества использования МЭКа?
– Проблема обычных дизель-генераторов в том, что они работают на постоянных оборотах, обеспечивая стандартную частоту в сети. Такой режим для дизеля очень неэкономичен. Поэтому в МЭКе применен видоизмененный генератор, который обеспечивает работу приводного двигателя в широком диапазоне скоростей. Частота вращения дизель-генератора, входящего в МЭК, переменная. Он может сбрасывать и набирать обороты в зависимости от нагрузки и автоматически перестраивается для работы в наиболее экономичном
режиме. Это снижает расход топлива на 15–20%. Стыковка такой ДВС- электростанции с ветроагрегатом и происходящая в результате этого утилизация тепла повышает этот показатель до 40–50%.
МЭК работает на любом виде топлива. Уголь, древесина, сырая нефть, газ малых месторождений – все это через топливоприготовительные установки преобразовывается в газообразное или жидкое топливо для ДВС. В идеале при использовании такой технологии завоз топлива с Большой земли будет вообще не нужен.
В совокупности дизель-генератор и ВЭУ будут использоваться и как источники тепловой энергии. Самым, пожалуй, сложным аспектом этой отечественной разработки было соединение дизеля и ветроэнергетической установки. В результате удалось добиться синхронизации их работы при одновременном изменении и нагрузки потребления, и скорости ветра.
Система полностью автоматизирована, требует минимального количества персонала для обслуживания.