В ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» принята «Программа инновационного развития ОАО «МОЭСК» на 2011-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.». Она интегрирована в единую стратегию развития ОАО «МОЭСК» и является ее важнейшим элементом. целью инновационного развития ОАО «МОЭСК» определено повышение экономической и энергетической эффективности энергоснабжения потребителей за счет обеспечения инновационного развития ОАО «МОЭСК» путем создания современной электросетевой инфраструктуры на уровне мировых стандартов.
«Вести МОЭСК», сентябрь 2011г. www.moesk.ru
Сергей Прокопенко
В ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» принята «Программа инновационного развития ОАО «МОЭСК» на 2011-2016 гг. и на перспективу до 2020 г.». Она интегрирована в единую стратегию развития ОАО «МОЭСК» и является ее важнейшим элементом. целью инновационного развития ОАО «МОЭСК» определено повышение экономической и энергетической эффективности энергоснабжения потребителей за счет обеспечения инновационного развития ОАО «МОЭСК» путем создания современной электросетевой инфраструктуры на уровне мировых стандартов.
О направлениях инновационного развития Компании, гранях этой программы и путях достижения обозначенных в ней целей рассказывает руководитель дирекции по развитию, информационным технологиям и операционной эффективности ОАО «МОЭСК» Андрей Сницкий.
- Андрей Викторович, пятилетняя программа инновационного развития ОАО «МОЭСК» амбициозна и масштабна. В частности, Компания должна стать лидером распределительного электросетевого комплекса РФ и Восточной Европы, используя энергоэффективные технологии и инновации, придерживаясь мировых стандартов качества предоставляемых услуг и лучшей практики корпоративного управления. На ближайшую перспективу определено опережающее инновационное развитие по сравнению со среднеотраслевым уровнем. Не слишком круто?
- Давайте сразу определимся. Инновации - это не самоцель, не модный тренд. Государством определен курс на переход к инновационному развитию экономики. Это потребует создания инфраструктуры, среды для появления и успешного внедрения инноваций. Энергетика, как ключевая отрасль российской экономики, органично вписана в этот вектор развития.
А что до амбиций, то цели программы, по нашим оценкам, вполне достижимы. К этому нас стимулирует развитие рыночной ситуации. Ведь лидерство ОАО «МОЭСК» - не самоцель, а темп развития, его ориентир. Выражаясь образно, кто не гребет, тот тонет.
Ведь инновационнность - не только прорывные, передовые технологии и оборудование. Это, прежде всего, новизна мышления, способность ставить амбициозные цели, определять пути их достижения и добиваться их реализации. Активная жизненная позиция, если хотите. Когда удастся сформировать такую среду, движение вперед будет обеспечено и для Компании, и для экономики страны в целом.
- Словом, речь не только и не столько о «железках», сколько об изменении образа мыслей?
Безусловно. Если мы посмотрим с вами программу инновационного развития «МОЭСК», то увидим, что она сбалансирована. И охватывает весь комплекс деятельности Компании: и технологическую сферу, и организационную, и мотивацию персонала, и много другое. Это нашло отражение в нашей инновационной программе. Поле приложения интеллекта достаточно широкое.
- Чтобы сформулировать программу, необходимы наработки, определенный инновационный потенциал?
Конечно, создавалась она не на ровном месте. У нас были наработки, предложения научно-технического совета. Те или иные идеи находили свое применение или как-то отрабатывались в виде небольших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Хотя их было мало. Сказались недофинансирование, кризис. Но и в этих условиях Компании удалось сохранить потенциал, интерес персонала, который готов этим заниматься. Подтверждением тому – целый набор инновационных проектов, НИОКРовский набор, который мы получили уже в первый период. Это послужило платформой, стартовой площадкой для воплощения в программу.
Ее разработкой мы начали заниматься примерно год назад. Причем первыми в Холдинге МРСК. И когда в Холдинге создались такие структуры, МОЭСК достаточно гармонично в них влился. У нас уже были свои наработки, сформирован портфель идей.
Но главное - мы отработали механизм инновационной деятельности. Он закреплен в положении, в котором учтены все вопросы и порядок этой деятельности. Скажу с уверенностью - механизм работает.
- Инновации - сфера довольно спорная. Что считать таковыми? У всякой идеи найдутся как сторонники, так и противники. Как быть?
- Я бы добавил, что реализация любой инновации требует средств. Эти средства берутся из тарифных источников. Ответственность высока, как и цена ошибки. Поэтому в ОАО «МОЭСК», кроме уже существующего научно-технического совета, появился комитет по инновациям и энергоэффективности. В него, кроме сотрудников Компании, вошли авторитетные в отрасли эксперты: представители Московского энергетического института, различных инфраструктурных организаций, Российского энергетического агентства. Это достаточно известные люди. К примеру, Георгий Петрович Кутовой, другие авторитеты в энергетике. Как показал опыт, коллегиальность в решении вопросов инновационного развития оправданна и мы на правильном пути.
- Со стороны виднее?
- Если угодно. В повседневной работе мы концентрировались на решении насущных задач, у нас определенный стереотип выработался. Мы как бы зашорились. А эксперты на заседаниях говорят, вы посмотрите иначе... И зачастую проходят проекты, которые бы мы у себя зарубили точно.
- Есть такие примеры?
- Например, методика оценки динамической устойчивости оборудования. Эту проблему, кстати, поднял один из сотрудников Компании. Поначалу к ней отнеслись скептически. Но на самом деле проблема актуальная. Если учесть, что часть существующего оборудования устарела, его характеристики уже далеки от паспортных. Как оценивать его динамическую устойчивость, то есть устойчивость в условиях коротких замыканий? И что ожидать в этих условиях? Возможно, нужно разработать методику оценки устойчивости, чтобы потом четко определить, что вот это оборудование надо менять точно. Либо провести выборочные испытания и прочее. Вроде, ничего инновационного. Но никто не знает, как подходить к этой проблеме... Ее решение необходимо Компании. Для этого требуется простое, недорогое, нестандартное решение. Стандартное - это взять и все заменить на новое.
- На первый взгляд, не особо прорывно, революционно...
- А революций и не ждите. Революции - это скачки, а нам нужно поступательное движение вперед. Здесь нужно четко представлять, что мы и не собираемся вести фундаментальных исследований. Нет у нас на это денег. Наша роль сейчас - преодолеть технологическое отставание и решить наиболее острые проблемы.
Мы, безусловно, ориентируемся на поиск новых эффективных технологий. Когда создавали программу, проанализировали наше технологическое отставание от компаний-лидеров энергетической отрасли, и отечественных, и зарубежных.
Есть немало интересных находок в Холдинге МРСК. Мы взяли их на заметку. Изучили опыт зарубежных компаний. Причем не столько аналоги и оборудование, сколько качественные характеристики, потребительские свойства услуги по передаче электроэнергии. А именно, время перерывов в электроснабжении. За какое время коллеги восстанавливают в случае отказов. Уровень потерь в сети. Частота отключений. То есть базовые понятия, критерии эффективности. Они отражают уровень качества, достижимого за вполне понятные, разумные деньги. Мы ориентируемся на эти показатели. Убежден, что в реальные сроки, до 2020 года, ОАО «МОЭСК» способно войти в обойму первых. Мы должны ставить перед собой такую цель.
- Цель заманчивая. Какими инновационными средствами предполагается ее достижение? Может, беспроводная передача электричества.
- Зря иронизируете. А я говорю - да! Это не тупиковая идея. Уже сейчас известна полутораметровая беспроводная передача. Правда, она сопряжена с огромными потерями. Не сегодня, не завтра, но... да.
Сейчас у МОЭСК существуют реальные инновационные проекты. Это создание инфраструктуры для зарядки электротранспорта. Уже существуют технологии, когда зарядка происходит не через розетку, а электромагнитным образом. Вот вам и передача на расстоянии. Никаких контактов. Это реальность. Различные электронные устройства, те же мобильные телефоны, сегодня могут заряжаться именно таким образом. И это наша якорная тема. Я говорю о так называемых якорных технологиях, которые применимы в МОЭСК и способны дать определенную отдачу.
- Какая тематика рассматривается в первую очередь?
- В выборе приоритетов мы ориентировались на проблемы, которые сейчас существуют и мешают нам выйти на новый технологический уровень. Эти проблемы связаны со спецификой московской энергосистемы. На их преодоление и фокусируется инновационная составляющая деятельности Компании.
Среди них - рост токов короткого замыкания. Сеть в Москве сложнозамкнутая, сопротивление снижается, токи растут. Пока решается делением сети. Сегодня мы ищем наиболее эффективное решение для столицы. Изучаем опыт отечественных и зарубежных компаний.
Ведь если так дальше будут расти токи короткого замыкания, то скоро нам придется заменять свои выключатели, которые имеют недостаточную отключающую способность в отдельных местах. Там нужно будет устанавливать более мощные выключатели, имеющие возможность отключения высоких токов короткого замыкания. А это очень дорогостоящее мероприятие. В этой сфере внедрения инноваций может быть реальная отдача. И в этом направлении мы намерены работать очень серьезно.
Рассматривалось несколько направлений, технологий, в том числе установка вставок постоянного тока, управляемых шунтирующих реакторов, чтобы ограничить перетоки реактивной мощности, которые при коротком замыкании тоже оказывают свое влияние. Вопрос, что и где установить? Здесь будем комбинировать и экспериментировать по нескольким направлениям. Хочу подчеркнуть, что это характерно для Москвы. Скажем, среди других МРСК мы не найдем аналогов. Нигде в России нет схожих условий.
- Если я правильно понял - одно из направлений инновационной деятельности ОАО «МОЭСК» - преодоление проблем, связанных с особенностями электросетей такого мегаполиса как Москва. Можно уже говорить о каких-то конкретных решениях?
- В качестве технологической концепции - технологической платформы развития в отечественной энергетике определено создание так называемых интеллектуальных энергетических систем. То есть на смену ныне существующей полуавтоматической системе управления генерацией, сетями и неуправляемого потребления на следующем этапе развития энергетики придет интеллектуальная, автоматизированная, способная быстро выбирать оптимальный режим работы оборудования, проводить переключение, анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие Сеть. По разным оценкам, применение таких новых технологий в комплексе со стимулирующими экономическими рычагами энергосбережения позволит только за счет модернизации существующих энергосистем дополнительно высвободить до 30-40% дополнительной мощности. Это эквивалентно строительству новой электроэнергетической инфраструктуры в аналогичных объемах. Поэтому будущее - за интеллектуальными энергетическими системами.
- Но ведь в этом направлении движется мировая энергетика. Ведущие страны мира сейчас активно разрабатывают и осваивают технологии SmartGrid.
- Да, но речь не идет о слепом копировании. Мы внимательно изучаем развитие технологий SmartGrid в мире. Некоторые их элементы избирательно внедряем у себя.
- То есть снова идем своим путем?
- Это объективно. Копирование западных подходов SmartGrid в Московской энергосистеме малоэффективно из-за нашей специфики. Это и централизованная очень жестко модель управления энергосистемой, и ограничения по использованию альтернативных источников энергии из-за географических и климатических условий. Ветроэнергетика, солнечная или приливная не могут дать такой прирост «малой генерации», как в странах Европы. В Голландии, например, она дает до 30%. Речь идет о глубоком осмыслении технологической и экономической концепции SmartGrid применительно к российским условиям. Концепция инновационного развития ОАО «МОЭСК» и определяет, что из элементов SmartGrid применимо в Москве и области, а от чего можно смело отказаться.
- И что применимо?
- Более того - уже применяется! Элементы «умных сетей» «обкатываются» в наших нескольких пилотных проектах.
К примеру, проект сети заправок для электромобилей - это тоже элемент SmartGrid. Основная базовая идея в том, чтобы загрузить сети ночью. Электромобили днем ездят - ночью заряжаются. Наша задача - загрузить оборудование более сбалансированно, равномерно. Это увеличит транспорт по сетям МОЭСК без существенного увеличения требуемой мощности. Идея хорошая. Когда начнется массовая эксплуатация электромобилей, к нам пойдут с требованием: дайте мощность! Поэтому Компания готовит сани летом.
В двух московских районах: Люберецкие поля аэрации и Щербинка - реализуются пилотные проекты интеллектуального управления сетями. Будем внедрять компьютерные системы управления отключениями. Там, где нет возможности установить весьма дорогостоящую телемеханику, будем использовать и систематизировать все виды сигналов, в том числе и телефонные звонки потребителей, для определения и прогнозирования мест повреждений и быстрого реагирования на отключения. Высший пилотаж - прогнозирование отключений на основе анализа погодных условий.
Такая система разрабатывается в ОАО «МОЭСК» собственными силами. Хочу особо подчеркнуть, это отечественная IT-разработка. Она уже работает. Это инновация. Она уже готова процентов на 70. На следующем этапе в нее через ГЛОНАС будет заведена информация о нахождении выездных бригад. Система сейчас находится в опытной эксплуатации. Вот вам инновация: там, где нет дорогостоящей телемеханики, там будут работать такие системы. Набор такого оборудования способен существенно снизить показатель средней длительности отключения. Внедрим в питающей сети, далее пойдем в распределительные сети. Отдача будет ощутимой.
- Андрей Викторович, говоря об инновациях, невозможно обойти вниманием вопрос связи производства и науки. Насколько, на ваш взгляд, она удовлетворяет потребности отрасли?
- Наша программа предусматривает контакты с научными центрами. У нас налажены контакты с Московским энергетическим институтом, ВТИ, Всероссийским электротехническим институтом, Курчатовским институтом. То есть с базовыми отраслевыми научными центрами мы связаны партнерскими соглашениями. Мы ищем технологии, изучаем их, обсуждаем на заседаниях комитета.
Мы открыты для сотрудничества в инновационной сфере. Заявляем об интересующих нас направлениях. Любая компания, научный центр, малое предприятие может прийти и предложить свою идею, свои наработки. Программой это предусмотрено.
Но, должен предупредить, у нас достаточно жесткий отбор. Необходимо составить паспорт проекта. Часто соискатели с сырыми идеями не могут его заполнить, что является косвенным свидетельством низкого качества проработки. Тем не менее, идеи, не прошедшие отбор, не выбрасываем. Реализуем те, что смогут принести реальную отдачу Компании. Необходимое условие - две положительные рецензии экспертов из аккредитованных профильных научных центров. Только после этого рассматриваем на комитете. Таким образом, фильтруется поток пустышек, простой игры мысли. Мы готовы профинансировать что-то прорывное. Но если его нет, лучше заниматься прикладными вещами.
- Есть направления, которым отдается приоритет?
- Нас очень интересует сверхкомпактная электротехническая аппаратура. В Москве очень мало свободной земли. Все заняли билдинги и автомашины. И если еще добавятся энергетики со своими подстанциями и линиями, то жить будет негде. В этой связи мы готовы рассматривать и вкладывать в HI (high integrity) - высокоинтегрированное оборудование. Например, «ФСК ЕС» совместно с южнокорейскими партнерами разворачивает совместное производство компактных КРУЭ - закрытых компонентов сети: трансформаторов, выключателей и других комплектных распредустройств. Нечто подобное интересует и нас.
- Это зарубежные продукты. А наши, отечественные?
- Мы не отдаем предпочтение зарубежным разработкам. Безусловно, нам интересна продукция отечественных производителей. Возможно, у них уже есть какие-то наработки, НИОКР, прочее. И требуется опытная эксплуатация. Мы готовы принять участие. Но в Москве сложнее: с одной стороны, эксперимент необходим, с другой - мы не имеем права на ошибку. Слишком дорога ее цена в столице.
Конечно, нам интересны такие проекты, как Сколково. Там есть возможность для эксперимента, для маневра без ущерба для общего электроснабжения. Есть технопарк «Курчатовский». Мы накапливаем пул идей и думаем открыть на их базе свои экспериментальные площадки.
- Любая программа только тогда чего-нибудь стоит, когда она нормально, устойчиво финансируется. Инновационная деятельность Компании, судя по цифрам, прописанным в программе, будет финансироваться достаточно динамично. Если в нынешнем году на эти цели планируется выделить около 8 млрд. рублей, то в следующем - почти вдвое больше...
- 2011 год - это год полномасштабного старта. А в 2012-м выделяется больше средств, потому что мы четко знаем, в какие разработки будем инвестировать.
В последующие годы финансирование убывающее, потому что НИОКРы еще не прошли, и мы не можем со стопроцентной уверенностью включать то или иное направление в инвестпрограмму. Все будет зависеть от результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы сейчас четко знаем, какие работы мы хотим проинвестировать, поскольку они прошли отбор в комитетах. Но многие проекты пока еще слабо проработаны. Поэтому очень сложно предсказать, в какие деньги они выльются.
Если все же говорить о деньгах, то здесь политика консервативная. Мы не хотим удовлетворять чей-то частный интерес за государевы деньги. Но там, где есть необходимость пройти «последнюю милю», где очевидна реальная отдача и нужно это профинансировать, будем туда вкладываться.
- Это средства Компании?
- Мы не собираемся использовать только тарифные источники для финансирования инновационной деятельности. Хочу оговориться, что НИОКР - это всегда эксперимент. А значит, вероятность ошибки существует.
Чтобы снизить степень рисков, часть средств планируется направлять в отраслевой венчурный фонд. Туда кроме нас войдут своими долями другие энергетики, заинтересованные в решении определенной проблемы. С миру по нитке, а результат будет общий. Риски разделятся с остальными инвесторами.
В Минобразования и науки есть лимиты на такие изыскания. Туда тоже направим свою тематику и попытаемся получить их софинансирование наших разработок. То есть это означает, что не будем слишком рискованно использовать деньги, полученные из тарифа. Мы попытаемся взять «плечо» извне, для того, чтобы снизить риски.
В этой связи мы рассматриваем еще один инновационный проект. Он напрямую связан с экологией. Это продажа единиц сокращения выбросов СО2 в рамках Киотского протокола. Там, где у нас будет получаться сокращение выбросов углекислого газа, будем их оформлять и продавать на карбоновых рынках. Таким образом, получим дополнительный источник финансирования инновационной деятельности. Результат обещает быть ощутимым.
- Получать деньги, по сути, из воздуха? Действительно, инновационно!