Новая технология значительно сократит продолжительность ремонта скважин и существенно оптимизирует затраты.
Благодарим Службу корпоративных коммуникаций Отдела технико-экономической информации и распространения передового опыта ПАО «Татнефть» им В.Д. Шашина за предоставление данного материала.
Ликвидировать нарушение герметичности эксплуатационной колонны нагнетательной скважины бригады ПРС теперь смогут собственными силами, пишет газета «Нефтяные вести». Разработанные специалистами «Татнефти» технологии проведения ремонтно-изоляционных работ позволят частично отказаться от услуг бригад капитального ремонта, что значительно сократит продолжительность ремонта скважин и существенно оптимизирует затраты.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Нарушения эксплуатационной колонны (ЭК) — это повреждения в стенке металлической трубы, нарушающие ее целостность и возникающие из-за коррозии, истирания, избыточного давления и т.д. Через них в колонну проникает посторонняя вода. Необходима герметизация. Восстановлением работоспособности эксплуатационных колонн занимаются бригады капитального ремонта скважин.
По традиционной технологии для герметизации продуктивный горизонт отсекается пакером-пробкой, через колонну НКТ закачивается в эксплуатационную колонну основной изоляционный материал — цемент. Он проникает в отверстие в стенке ЭК, насыщает водоносный пласт и, застывая, препятствует поступлению воды. В эксплуатационной колонне над местом нарушения небольшой промежуток оказывается заполненным цементом. Он образует своего рода пробку — цементный мост. Он необходим для предотвращения поступления воды в интервал нарушения в период застывания цемента. Когда цемент основательно затвердеет, цементный мост и пакер-пробку разбуривают винтовым забойным двигателем. А цемент за стенками колонны остается. Скважину снова можно эксплуатировать.
Но эта технология требует времени и затрат, скважина в ожидании ремонта находится в простое. Группа инициативных специалистов по ремонту скважин предложила новые технологии при проведении ремонтно-изоляционных работ.
Одна из них — «временная герметизация» эксплуатационных колонн без использования тампонажного материала. Вместо цемента предлагается применять растворы хлористого кальция и силиката натрия («жидкое стекло»). При смешивании с хлористым кальцием «жидкое стекло» очень быстро выпадает в осадок и образует плотную массу. Для закачки в колонну спускается двухпакерная компоновка, так чтобы нарушение находилось между пакерами. Затем по отдельности, порциями, закачиваются изоляционные материалы, так чтобы они «встретились» только в заколонном пространстве. Силикат натрия, выпав в осадок, герметизирует участок водоносного пласта.
«Нам поставили задачу найти такую технологию, чтобы скважины меньше находились в ожидании ремонта и бригады ПРС могли самостоятельно и быстро произвести герметизацию эксплуатационной колонны. Бывает, они встали на скважину, нашли нарушение и выводят скважину в ожидание ремонта. Теперь, чтобы исключить простой, работы планируется производить силами бригады ПРС, и скважина дальше эксплуатируется. Это менее затратно, чем задействовать бригаду КРС», — объяснил «Нефтяным вестям» начальник службы сопровождения тампонажных работ «КРС-сервис» Рустем Латыпов.
Технология была успешно испытана на добывающей скважине НГДУ «Джалильнефть».
Рис 1 - Закачка изоляционного материала через технологическое оборудование при КРС, ПРС
Рис 2 – Закачка изоляционного материала через эксплуатационное ГНО при ПРС
Еще одно техническое решение — герметизация эксплуатационных колонн без оставления цементного моста. В этом случае продуктивный горизонт отсекается, НКТ спускается максимально близко к нарушению, закачивается цемент, продавливается, открывается затрубное пространство, вызывается циркуляция, и водой вымывается цемент в колонне. Спустя 24 часа (время ожидания застывания цемента) проверяется отсутствие цемента, производится опрессовка эксплуатационной колонны. Она остается чистой, а нарушение герметизируется.
«При данной технологии нет необходимости разбуривать цементный мост, что экономит время и оптимизирует затраты. Опять же это все может выполнить бригада ПРС собственными силами, не дожидаясь «капитальщиков» и не выводя скважину в простой», — поясняет Рустем Латыпов.
Опытно-промышленные испытания проведены на скважинах «Лениногорскнефти» и «Азнакаевскнефти» и признаны успешными.
«Данные технологии имеют перспективы широкого применения, — отмечает начальник отдела технологического сопровождения «КРС-Сервис» Дмитрий Ефимов. — Во-первых, скважина выводится из простоя в ожидании ремонта, во-вторых, все работы могут выполнить своими силами бригады подземного ремонта, что существенно снижает стоимость, в-третьих, значительно сокращается продолжительность ремонта за счет исключения ряда операций, применяемых при традиционной технологии ремонтно-изоляционных работ».
В 2022 году скважины, на которых испытывались новации, сданы в эксплуатацию и для оценки продолжительности эффекта от реализованных мероприятий находятся под контролем специалистов «Татнефти». Сейчас работники предприятия «КРС-Сервис» ведут мониторинг ремонтно-изоляционных работ для подбора «кандидатов» для дальнейшего продолжения экспериментальных работ и усовершенствования новых технологий.
Елена Федорова. Фото Ивана Ткаченко