Страна РОСАТОМ 0 комментариев

«Мы создаем серийных предпринимателей»: как работает «Акселератор 2.0»

Как сейчас и с кем работает «Иннохаб» — институт развития инноваций «Росатома», единое окно для приема, оценки и вывода на реализацию проектов из новых направлений бизнеса.

В середине мая стартовал первый цикл обновленной акселерационной программы «Иннохаба». От программы-предшественницы «Акселератор 2.0» отличается фокусом не только на бизнес-результат, но и на интенсивное внутриотраслевое развитие компетенций в области генерации идей, корпоративного технологического предпринимательства и управления проектами. Об этих изменениях мы говорим с гендиректором «Иннохаба» Станиславом Кречетовым.

«Иннохаб» — институт развития инноваций «Росатома», единое окно для приема, оценки и вывода на реализацию проектов из новых направлений бизнеса. В структуре «Иннохаба» — отраслевой акселератор, центр бизнес-моделирования, проектный офис, R&D-центр. Также «Иннохаб» участвует в крупных стратегических проектах атомной отрасли.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

— При запуске «Акселератора 2.0» заявлялось, что отныне «Иннохаб» не ищет новые бизнесы вне контура «Росатома», а выращивает их внутри. И что со стороны привлекаться будут только проекты, уже приносящие прибыль. Чем вызвана эта перемена?

— Когда мы работаем с коллегами не из контура «Росатома», если у них нет MVP, минимально жизнеспособной версии продукта, мы вкладываем очень много сил и внимания, настраиваем для них деловые коммуникации, а они потом уходят в свободное плавание. Кроме того, наши заказчики, интеграторы и дивизионы «Росатома», готовы инвестировать в проекты не на начальном уровне, а со старта раунда А — когда появляется выручка. Сейчас на рынке достаточно начинающих компаний с выручкой в десятки миллионов рублей, которые не могут совершить качественный скачок. Мы решили сосредоточиться на таких проектах. И одно из условий — их создатели должны быть готовы продать долю в уставном капитале «Иннохабу».

— Не утонет ли «Иннохаб» в потоке неатомных проектов? Это не угроза финансовой устойчивости?

— Во-первых, мы подчиняемся регламентам «Росатома» и подписываем опционы на разных условиях с разными компаниями для нивелирования таких рисков. Во-вторых, фокус в нашем акселераторе — именно на неатомных проектах. 90 % акселераторов в России, да и в мире, работают на то, чтобы пилотировать инновации и далее купить не бизнес, а технологию в собственное пользование. У нас эта задача занимает не больше 10 % от общего числа сопровождаемых проектов. Мы сосредоточены на тех, что синергично дополняют корпоративные продуктовые стратегии. Даже не самые доходные проекты при нашем подходе вернут вложения, например в виде дивидендов. Если бы мы входили в проекты на раундах В или С, когда требуется вложить десятки, а то и сотни миллионов рублей, были бы возможны большие потери. У нас суммы значительно меньше — а значит, меньше и риск.

— Основная ставка в «Акселераторе 2.0» делается на внутриотраслевые команды разработчиков. Почему?

— «Акселератор 2.0» сфокусирован на развитии сотрудников «Росатома». Даже если проект окажется неудачным с точки зрения прибыли, польза для отрасли все равно будет. По сути, мы создаем серийных предпринимателей, которые вскоре не будут нуждаться в нашей помощи и смогут разобраться, как быстро и качественно запустить новый продукт. Мы уже увидели, как сотрудники предприятий, проработав в акселераторе два-три проекта и закрыв их, четвертый-пятый проекты находят и реализуют сами — и с миллиардной выручкой.

— Как организована поддержка проектов? «Иннохаб» сам их финансирует или помогает привлечь деньги банков, потенциальных заказчиков?

— Мы используем все эти возможности. У «Иннохаба» есть собственный инвестиционный портфель и органы принятия инвестиционных решений. Есть ряд совместных программ с институтами развития — мы выступаем заказчиками, а значит, можем влиять на решение поддержать тот или иной проект. Есть возможность выйти на банковские структуры через отраслевой проект «Фабрика платежей». Смотрим, где получить финансирование быстрее, выгоднее условия. В основном это грантовое финансирование, субсидирование ставок и, как я уже говорил, собственный инвестиционный портфель.

— Какого объема?

— В общей сложности порядка 400 млн рублей.

— В марте этого года в интервью «СР» директор департамента по маркетингу и стратегии «Иннохаба» Алексей Спирин говорил об отказе от стремления превратить разработчика в маркетолога и управленца и о развитии проектов силами созданных в «Иннохабе» команд. Подход изменился?

— Вовсе нет. Есть отраслевые предприятия, которые готовы развивать проекты своих сотрудников силами привлеченных профессионалов. Но есть и те, кто считает, что правильно представить на рынке продукт может только человек, погруженный в его производство. Им необходимо, чтобы инициативные сотрудники сами получили навыки правильной упаковки продукта. Это просто другой кластер отраслевых предприятий. Для первых у «Иннохаба» есть «Бизнес-моделирование», для вторых — «Акселератор 2.0».

— Подготовка специалиста разделяется по отраслям или рынкам: нефтегаз, композиты, транспорт?

— Нет. Решающее значение имеет базис специалиста, который попадает к нам. Например, современным инженерам, недавним выпускникам ведущих технических вузов, явно не хватает понимания экономики. Не экономической теории — спрос, предложение, прибыль, а того, как устроен рынок, что такое бизнес-модель, инженерное конструирование с пониманием себестоимости конечного продукта. Зачастую молодые инженеры разрабатывают некое изделие, считая, что его себестоимость — сфера ответственности планово-экономического отдела. В итоге мы получаем, возможно, качественный, но совершенно неконкурентный по цене продукт. С другой стороны, экономистам и маркетологам не хватает понимания технологических процессов, того, как формируются прямые и накладные затраты. Проверяя бизнес-модель будущего предприятия, экономист действует, как калькулятор, не вдаваясь в суть. Это уже пример плохого экономического анализа.

— Вы говорите о «хард скиллс». А что можно сказать о «софт скиллс» разработчиков?

— Из «софт скиллс» важно критическое мышление. А оно крайне редко встречается у молодых специалистов. В школах и университетах зачастую предметы преподаются в виде догмы. Сомнения ведут к конфликту с преподавателем и снижению оценок. Но умение взглянуть на процесс со всех сторон и задать правильные вопросы важно для бизнеса. Эти навыки, среди прочего, мы пытаемся воспитать у участников «Акселератора 2.0».

— Насколько тесно работа «Акселератора 2.0» связана с молодежными организациями «Росатома»? Как я понимаю, наиболее подвижные в плане приобретения навыков люди водятся именно там.

— Мы связаны очень тесно. Уже хотя бы потому, что я являюсь куратором молодежного движения «Росатома» в части новых бизнесов. Отраслевой Совет молодежи, который возглавляет Семен Волчков, тесно связан с акселератором. При этом мы работаем не только с отраслевым молодежным центром, но и с дивизиональными молодежными организациями. В прошлом году у нас прошел «Генератор инициатив», который был организован, прежде всего, благодаря усилиям «молодежки» Топливного дивизиона. Мы больше года «нащупывали» возможные форматы взаимодействия, а теперь вместе пытаемся провести «Генератор инициатив» на уровне всей атомной отрасли. Всю методологию проекта мы разрабатывали в тесной связке с молодежью ТВЭЛа.

— Какой путь должна пройти идея до превращения в полноценно работающий бизнес?

— Первый этап — это форсайт-сессия, на которой идеи придумываются и получают первичную проработку. Мало сказать «Хочу заниматься микроэлектроникой» — нужно представить себе, что именно в этой сфере предложить. Мы проговариваем, как должна быть сформулирована идея, на что направлена, как описана. Второй этап — превращение идеи в бизнес-идею. Здесь нужно понять, кто будет клиентом, какой продукт ему нужен и что мы на этом можем заработать. Далее — отбор перспективных бизнес-идей в рамках акселератора, обучение команд основным бизнес-практикам, причем на реальных кейсах: поиск потенциальных заказчиков, оценка рынка, технических и технологических возможностей, упаковка идеи в полноценное бизнес-предложение. И наконец, инвестиционная фаза.

— Говорить об инвестировании в конкретные проекты рано?

— «Акселератор 2.0» только начал работу. Мы собрали 11 бизнес-идей. Сколько из них выживет и получит инвестиции, будет видно в июле. Параллельно проводим форсайт-сессии, участники которых сформулировали более 100 идей. Осенью состоится «Генератор инициатив» для всех, кто самостоятельно провел первичную проработку своих идей. Мы стараемся сделать процесс бесшовным: победители проекта «Генератор инициатив» разъедутся по домам на неделю-две, а потом вернутся к проработке своих идей уже в рамках акселератора.

— Какие направления оказались самыми популярными на форсайт-сессиях?

— Главным образом металлургия, приборная продукция, электроника, вывод из эксплуатации радиационно опасных объектов. Особенно много идей было в области спецхимии, но это потому, что Ангарский электролизный химический комбинат, Сибирский химический комбинат и Уральский электрохимический комбинат приняли очень активное участие в форсайт-сессиях.

— У вас есть проекты-любимчики, которые точно вырастут в полноценный бизнес?

— Любимчиков пока нет. Но я вижу, что часть команд очень хорошо бежит, с высокой производительностью, а часть пока в прострации. Шанс на успех есть у всех. Но последнее слово не за мной или «Иннохабом» — оно за рынком, за клиентом. Рынок будет решать, продукты каких команд на нем «прорастут».

Текст: Андрей Соколов. Фото: «Иннохаб»

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”