«Время машин» 0 комментариев

Двойник в цифре: как ГАЗ создает сквозную PLM-платформу

Расскажем, как цифровое проектирование автомобилей переходит на новый уровень благодаря внедрению PLM-платформы.

На мониторе Петра Максимова, руководителя центра компетенции «Легкие коммерческие автомобили» Объединённого инженерного центра – передняя подвеска «Соболя NN» 4х4 в 3D-формате. Клик по каждой детали раскрывает все её характеристики. Теперь не нужно тратить время на поиск информации в разных документах – все данные об автомобиле собраны в одном месте. Так конструкторы обкатывают новую PLM-платформу, которую готовят к полноценному внедрению в ОИЦ.

Переход на сквозную PLM-платформу призван объединить все инженерные службы предприятия в одной информационной среде с целью ускорения процессов проектирования и устранения рисков, связанных с использованием неактуальных инженерных данных.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Загружены в матрицу

– Для хранения чертежей у нас есть архив, но все большую важность обретают виртуальные 3D-модели, и также нужна удобная структурированная система хранения большого объема цифровых данных, – говорит Петр Максимов.

Раньше система хранения цифровых двойников машин была простой: 3D-модели находились на файловом ресурсе в виде папок, как обычные документы на компьютере. Структуру хранения цифровых данных создавал ведущий конструктор по тому или иному автомобилю, он же давал доступ к файлам другим конструкторам, работавшим над машиной, и «следил за порядком». В силу того, что количество новых моделей техники и их модификаций в последние годы выросло на порядок, выросла и нагрузка на конструкторов, человек уже физически не способен контролировать такой большой объём данных.

На конвейерах одновременно выпускается несколько семейств лёгких коммерческих автомобилей – «Бизнес», NEXT и NN, растёт количество конфигураций каждого автомобиля. Сейчас в цифровой матрице более 3000 комплектаций, приумноженных на опциональное исполнение.

– Казалось бы, что такое разработать модификацию машины с новым двигателем? Если у нас одна конфигурация – всё просто. А когда это целая матрица автомобилей с разной базой, разным типом кузовов и исполнением – автобусы, грузовики, фургоны, применение нового двигателя требует системного подхода, чтобы ничего не упустить, – говорит Петр Максимов.

Все эти задачи – хранения, каталогизации, навигации – позволяет решить PLM-платформа, благодаря которой конструкторы могут применить новую деталь сразу к сотням модификаций и не делать это вручную. А впоследствии компания будет более гибко и быстро создавать новые конфигурации автомобилей. Таким образом, система позволяет решать и задачи управления накопленными знаниями, что особенно важно для создателей новой техники.

– Самое трудоемкое – внести в программу тысячи деталей автомобилей, которые производит наша компания, – отмечает инженер-конструктор Сергей Безухов. – Когда мы завершим эту работу, появится удобная и прозрачная система управления данными и общедоступный каталог, которым смогут пользоваться технологи, логисты, закупщики, плановики, представители ГК «СТТ».

Из поколения в поколение

В PLM-системе можно хранить информацию и о разных поколениях автомобилей.

– Когда мы разрабатываем новое поколение машин, то должны понимать, чем оно лучше предыдущих. Для этого необходимо поднять архивы с требованиями к предыдущему автомобилю. А где они сейчас? В уме конструктора, который её разработал. А он, например, вышел на пенсию, и с него уже не спросишь. Когда приходит новый человек, он не представляет, с какими трудностями может столкнуться. А если у него будет вся история создания предыдущих поколений техники, то он не повторит чужих ошибок и реализует проект быстрее, – подчеркивает Петр Максимов.

Разработка новейшего автомобиля «Соболь NN» 4х4 изначально велась одновременно с созданием цифрового двойника. Помимо собственно конструкторских изысканий в PLM уже переведены техпроцессы сборки, сварки и окраски. В настоящее время специалисты работают над цифровизацией процессов автокомпонентного производства: литьё металла, пластмасс, ковки, листовой штамповки. В дальнейшем в PLM-систему планируется загрузить все существующие модели автомобилей.

PLM-платформа позволяет управлять данными о продукте на всех этапах его жизненного цикла, облегчая работу конструкторов и технологов. Она упрощает процессы взаимодействия на каждом этапе проектирования: от цифровой проработки идеи до создания полного цифрового двойника автомобиля и процессов его производства и обслуживания.

Проект по созданию PLM-платформы реализуется Горьковским автозаводом при поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ, входит в группу ВЭБ.РФ). 

Цифровые проекты нижегородского автозавода входят в число особо значимых проектов Индустриального центра компетенций «Автомобилестроение», способствующих развитию отечественного ИТ-ландшафта. Напомним, ранее так же при поддержке РФРИТ компания завершила второй этап внедрения цифровой системы управления производством.

Принять участие: проект «Цифровое производство»

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Петр Максимов, руководитель центра компетенций «Легкие коммерческие автомобили» ОИЦ:

– После ухода зарубежные автопроизводители оставили металл – заводы и оборудование, но забрали софт. Без него современное предприятие функционировать не может. Например, детали на сборку автоматически подаются с централизованного склада. Нет ПО – этой магии не происходит. Поэтому два года назад стало очевидно, насколько важно сохранять свой интеллектуальный суверенитет, нужно всё делать самим, на отечественном оборудовании и софте. Одна из таких задач – внедрение PLM-платформы – программы автоматизации всех стадий производственного процесса – на основе отечественного ПО, которая позволит резко повысить эффективность проектирования новых моделей техники.

Текст: Татьяна Лякина. Фото и изображения журнала «Время машин» 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”