Как виртуальный «слепок» барабана котла помог установить его в котельном отделении в реальности.
На Северной ТЭЦ проходит масштабная реконструкция котлоагрегата № 4. В этой статье расскажем, как 102-тонный барабан установили в предназначенное для него место в котельном отделении. Тут на помощь пришли цифровые технологии.
Барабан котла — тяжёлая и достаточно громоздкая деталь. Он весит 102 тонны, а его длина составляет 19 метров. Как довести его до нужного места и разместить этого гиганта в котельном отделении, чтобы не пришлось разбирать другие конструкции? В Дирекции капитального строительства использовали технологию BIM-моделирования, или так называемую модель знаний.
Building Information Modeling — технология информационного моделирования, которая позволяет отображать актуальные данные об объекте строительства на каждом этапе жизненного цикла для всех участников проекта. Модель знаний позволяет учесть каждый квадратный сантиметр пространства, где будут происходить работы, и выявить возможные препятствия ещё на начальном этапе.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Первый шаг при создании цифрового слепка барабана котла — это сбор и подготовка исходных данных. Специалисты использовали конструкторскую документацию с чертежами барабана, где прописаны все его габариты с точностью до миллиметра, и создали его трёхмерную модель. Для создания цифровой модели котельного отделения Северной ТЭЦ провели лазерное сканирование этого пространства. Работу выполняли два специалиста. Один создавал цифровую модель котла, что заняло один рабочий день, а второй — сканировал котельное отделение. Лазерное сканирование, обработка результатов — сшивка облака точек — и выгрузка необходимых форматов заняли около 10 рабочих дней. По окончании две модели — барабан и помещение котельного отделения — были объединены в специализированном программном обеспечении.
Теперь можно переходить к следующему шагу: перемещению оцифрованного барабана в виртуальном котельном отделении. Как только начинается этот процесс, выявляются сложности в пути — 19-метровый барабан пересекается с существующими конструкциями и оборудованием. Собственно, для этого и нужно было BIM-моделирование: чтобы протестировать различные варианты и выбрать оптимальный маршрут доставки барабана к месту монтажа в стеснённых условиях. Выбранный маршрут (пока ещё цифровой!) согласовывается со всеми участниками проекта. После этого его уже можно повторить в реальности.
Кстати, при создании информационных моделей погрешности отсутствуют. Так как всё создаётся по чертежам в реальных размерах. Требование по допуску расхождения при создании облака точек (то есть модели котельного отделения) — не более 10 миллиметров.
Главный смысл использования BIM-моделирования — это минимизация ошибок, так как цифровая «репетиция» даёт возможность проработать множество сценариев и выбрать оптимальный вариант. Для всех участников процесса это обеспечивает ещё и наглядную визуализацию, поэтому модель использовали на совещаниях, где прорабатывалось и утверждалось техническое решение по проносу барабана с учётом существующих конструкций котельного отделения.
Выбор оптимального маршрута — это ещё и минимизация затрат на демонтажные работы. Так, была исключена необходимость демонтажа конструкции фермы, которая обеспечивала устойчивость всего сооружения при ветровых нагрузках. Если бы её пришлось демонтировать, это бы значительно усложнило реализацию проекта в целом.
Стоит учитывать также, что полученную цифровую модель котельного отделения можно будет использовать и в дальнейшем. Как целиком, так и на каких-то его локальных участках, где необходимо будет выполнять задачи. Единственное условие: в котельном отделении не должно за это время произойти существенных изменений, иначе потребуется повторная лазерная съёмка для уточнения новых реалий. Модель барабана имеет точные и неизменные габаритные измерения и при необходимости может быть использована и далее. Такой опыт уже есть: цифровая информационная модель энергоблока используется для визуализации данных со строительной площадки.
Принять участие: проект «Цифровое производство»
К слову, для ПАО «ТГК-1» технологии информационного моделирования — не новость. Они используются в компании при реализации приоритетных проектов, первый стандарт по информационному моделированию был утверждён ещё в 2018 году. Так, в рамках реализации проекта по техническому перевооружению турбоагрегата № 7 Автовской ТЭЦ была создана его масштабная информационная модель, в рамках которой был решён похожий кейс: задача по размещению деаэраторных баков в проектное положение в стеснённых условиях деаэраторной этажерки.
Текст и фото: ПАО «ТГК-1»