Расскажем, как на Лебединском ГОКе запустили в работу интегрированный центр управления производством.
Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала.

На Лебединском ГОКе запустили в работу интегрированный центр управления производством (ЦУП). Он стал связующим звеном цепочки управления, задача которой — обеспечить слаженную бесперебойную работу подразделений комбината.
ЦУП впервые объединил диспетчерские службы производственных подразделений горно-транспортного комплекса, ситуационно-аналитический центр технического обслуживания и ремонтов и планово-аналитические отделы предприятия.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Большие мониторы, дашборды с информацией из подразделений — это только вершина айсберга. ЦУП комбината работает в единой связке с локальными центрами в цехах и центром управления производством УК.
Сведения в Центр передают MES-системы, которые занимаются сбором и хранением данных, а также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП): в зоне их внимания — мельницы, автосамосвалы и другое оборудование. Всё это систематизируется, визуализируется и выводится на экраны. Диспетчеры видят отклонения от нормального течения технологических процессов и отставания от плана, отслеживают параметры работы оборудования, наблюдают за подготовкой к ремонтам и их проведением.
Заметив проблему, они должны оперативно принять меры. Например, дать сигнал остановить процесс, поменять приоритет текущих ремонтов. Либо получить из системы дополнительные данные, определить причину проблемы и, подключив руководителей и специалистов, найти решение.
— Философия ЦУП базируется на трёх китах, — говорит аналитик ЦУП управляющей компании Армен Мартиросян. — Первый — это правильно выстроенные процессы. Второй — это цифровые инструменты, которые позволяют получать достоверные объективные данные. Третий — компетентные люди, которые могут работать с этими данными и принимать грамотные решения.
Каким бы развитым не стал искусственный интеллект и системы автоматизации, главное в системе — человек.
— ИИ может только давать рекомендации: последнее решение будет за нашими сотрудниками. А наш диспетчерский персонал — это аналитики и технологи с многолетним опытом. Они хорошо знают предприятие и понимают, какую роль играют люди, — отмечает управляющий директор Лебединского ГОКа Сергей Напольских.
Один из таких людей — диспетчер ЦУП Лебединского ГОКа Александр Дубровин, чей стаж работы на комбинате — порядка четверти века.
— За счёт цифровизации, понятного визуального представления данных мы более активно включаемся в производственный процесс, оперативнее реагируем на любые процессы, — говорит он.
Следующий этап развития IT-технологий на комбинате — создание центров управления производством перерабатывающего и металлургического комплексов.
На очереди — внедрение системы инцидент-менеджмента. Инцидент — это любое незапланированное отклонение от нормального хода производственного процесса, которое приводит к потере времени, ресурсов или снижению качества продукции. А в конечном итоге — к прямым финансовым потерям. Причём речь в данном случае идёт не только об аварийных простоях экскаватора или бурового станка, но и о снижении производительности оборудования, повышении разубоживания руды, длительном ожидании самосвала в очереди. То есть обо всём, что влияет на выполнение плановых показателей.
В Металлоинвесте уверены: все инциденты необходимо фиксировать и анализировать. А затем — разрабатывать мероприятия, чтобы не допустить их повторения. В этом и состоит суть инцидент-менеджмента производственных процессов.
— Для нас ключевую роль имеет умение не просто реагировать на сбои, а системно их предотвращать, — констатирует директор ЦУП Металлоинвеста Ренат Сагдиев. — Если команда умеет признавать ошибки, документировать их и делиться опытом, качество систем растёт естественным образом. Хороший инцидент-менеджмент — это не только технологии, но и дисциплина. Это «нервная система» современного предприятия, которая позволяет ему быть высокотехнологическим, эффективным и предсказуемым.
Текст: Елена Титова. Фото Валерия Воронова