Курская руда 0 комментариев

Больше, чем диспетчерская: как работа с большими данными влияет на производственные показатели

Расскажем, как на Лебединском ГОКе запустили в работу интегрированный центр управления производством.

Благодарим Департамент корпоративных коммуникаций ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" за предоставление данного материала.  

На Лебединском ГОКе запустили в работу интегрированный центр управления производством (ЦУП). Он стал связующим звеном цепочки управления, задача которой — обеспечить слаженную бесперебойную работу подразделений комбината. 

ЦУП впервые объединил диспетчерские службы производственных подразделений горно-транспортного комплекса, ситуационно-аналитический центр технического обслуживания и ремонтов и планово-аналитические отделы предприятия. 

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

В единой связке

Большие мониторы, дашборды с информацией из подразделений — это только вершина айсберга. ЦУП комбината работает в единой связке с локальными центрами в цехах и центром управления производством УК. 

Сведения в Центр передают MES-системы, которые занимаются сбором и хранением данных, а также автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП): в зоне их внимания — мельницы, автосамосвалы и другое оборудование. Всё это систематизируется, визуализируется и выводится на экраны. Диспетчеры видят отклонения от нормального течения технологических процессов и отставания от плана, отслеживают параметры работы оборудования, наблюдают за подготовкой к ремонтам и их проведением. 

Заметив проблему, они должны оперативно принять меры. Например, дать сигнал остановить процесс, поменять приоритет текущих ремонтов. Либо получить из системы дополнительные данные, определить причину проблемы и, подключив руководителей и специалистов, найти решение.

— Философия ЦУП базируется на трёх китах, — говорит аналитик ЦУП управляющей компании Армен Мартиросян. — Первый — это правильно выстроенные процессы. Второй — это цифровые инструменты, которые позволяют получать достоверные объективные данные. Третий — компетентные люди, которые могут работать с этими данными и принимать грамотные решения. 

Всё решают люди

Каким бы развитым не стал искусственный интеллект и системы автоматизации, главное в системе — человек.

— ИИ может только давать рекомендации: последнее решение будет за нашими сотрудниками. А наш диспетчерский персонал — это аналитики и технологи с многолетним опытом. Они хорошо знают предприятие и понимают, какую роль играют люди, — отмечает управляющий директор Лебединского ГОКа Сергей Напольских. 

Один из таких людей — диспетчер ЦУП Лебединского ГОКа Александр Дубровин, чей стаж работы на комбинате — порядка четверти века.

— За счёт цифровизации, понятного визуального представления данных мы более активно включаемся в производственный процесс, оперативнее реагируем на любые процессы, — говорит он.

Что дальше?

Следующий этап развития IT-технологий на комбинате — создание центров управления производством перерабатывающего и металлургического комплексов. 

На очереди — внедрение системы инцидент-менеджмента. Инцидент — это любое незапланированное отклонение от нормального хода производственного процесса, которое приводит к потере времени, ресурсов или снижению качества продукции. А в конечном итоге — к прямым финансовым потерям. Причём речь в данном случае идёт не только об аварийных простоях экскаватора или бурового станка, но и о снижении производительности оборудования, повышении разубоживания руды, длительном ожидании самосвала в очереди. То есть обо всём, что влияет на выполнение плановых показателей.

В Металлоинвесте уверены: все инциденты необходимо фиксировать и анализировать. А затем — разрабатывать мероприятия, чтобы не допустить их повторения. В этом и состоит суть инцидент-менеджмента производственных процессов.

— Для нас ключевую роль имеет умение не просто реагировать на сбои, а системно их предотвращать, — констатирует директор ЦУП Металлоинвеста Ренат Сагдиев. — Если команда умеет признавать ошибки, документировать их и делиться опытом, качество систем растёт естественным образом.  Хороший инцидент-менеджмент — это не только технологии, но и дисциплина. Это «нервная система» современного предприятия, которая позволяет ему быть высокотехнологическим, эффективным и предсказуемым. 

Какие задачи помогает решать ЦУП на ЛГОКе?

  1. Увеличить эффективность производства. К примеру, диспетчер контролирует погрузку самосвалов. Его помощники — дашборды и система видеоаналитики, которая определяет уровень загрузки, учитывая данные по геометрии кузова. Такие решения позволяют комбинату повысить коэффициент использования грузоподъёмности техники.
  2. Повысить безопасность работ. Например, малогабаритный автотранспорт на дорогах карьера должен быть оборудован дополнительными сигнальными средствами, чтобы стать заметным для большегрузных БелАЗов. Но далеко не все подрядчики соблюдают это правило. Недавно пренебрежение нормами безопасности привело к ДТП. Средства видеоаналитики ЦУП просто не позволят допустить в карьер автомобили, не оборудованные должным образом.
  3. Повысить скорость реакции персонала на внеплановые ремонты. Теперь диспетчер более оперативно получает информацию об остановке оборудования. А значит, и ремонтная бригада прибудет на место быстрее. Кроме того, диспетчер отслеживает статус проведения ремонта, оповещает ответственных лиц и руководителей о задержках и опережениях графика, о нехватке или избытке ресурсов и возможности их перераспределения. 

Текст: Елена Титова. Фото Валерия Воронова

0 комментариев
Отправить
обсуждения
отличная статья, есть очень интересные мысли у экспертов Тренды ТОиР 2026: футура здесь нет — есть реальность
статья познавательная, было бы круто, если бы еще сервисы написали конкретные, как тут https://weeek... Канбан
Авторы цитируемых исследований, с моей точки зрения, борются с «ветряными мельницами», т.е. перепута... Lean-учет и ABC-costing: методика учета затрат в «переходный» период внедрения Бережливого производства
Концепции "Точно вовремя" (Бережливое производство) и "Предупреждение несоответствий&... Почему MES и QMS становятся основой управления производством
Это уже рекламная информация. Захочет производитель - добавим. Экзоскелет в помощь: как снизить тяжесть труда на складе
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”