Энергичные люди 0 комментариев

Виртуальная сборка: главные цифровые проекты «Росэнергоатома»

О значимых проектах 2021 года, трудностях их роста и перспективах развития.

Основная цель цифровизации энергетики — повышение эффективности работы отдельной энергокомпании и всей отрасли. Правда, не всегда это очевидно и не всегда сразу получается. О значимых проектах 2021 года, трудностях их роста и перспективах развития рассказывает руководитель департамента цифровой энергетики и коммерческого диспетчирования «Росэнергоатома» Любовь Андреева.

Цифровая энергетика подразумевает изменения под воздействием цифровых технологий как внутри энергокомпании, так и в целом в энергосистеме. Поэтому следует говорить о двух направлениях цифровизации в концерне: внутренней, оказывающей влияние на эксплуатацию атомных станций, включая продажу электроэнергии, и внешней — влияющей на рынок, инфраструктуру, отношения с потребителями нашей электроэнергии.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

REELS В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ 

Проект по внедрению технологий векторных изменений электрических параметров атомных станций. 

Reels — это развлекательный видеосервис с короткими роликами от одной до 30—60 секунд. Примерно с такой же частотой, только в миллисекундах, работает система мониторинга переходных режимов работы АЭС. Она позволяет определять не только мгновенное значение режима работы атомной станции, но при сопоставлении с внешней информацией (от сетевой компании, других объектов генерации) видеть всю энергосистему в реальном времени и считать пропускную способность линий, которые связывают ее основные узлы. 

Еще лет пять назад Системный оператор Единой энергетической системы при управлении режимами брал за основу показатели телеметрии. С приходом цифровых технологий стало понятно, что пересчитывать пропускную способность линий электропередачи и сечений электрической сети можно в реальном времени на более точной и достоверной информации: на основе данных систем векторных измерений. Конечно, это накладывает дополнительные обязательства на Системного оператора, ему становится сложнее управлять энергосистемой. Но в то же время это позволяет эффективнее работать генерирующим компаниям в энергосистеме, и концерну в первую очередь.

Большой плюс от внедрения этих технологий еще и в том, что они позволяют лучше разбирать проблемы нештатных аварийных ситуаций. Можно вспомнить недавнее отключение трех энергоблоков на одной из наших АЭС, когда Системный оператор не мог мгновенно, без дополнительного сбора информации восстановить причинно-следственные события. В ситуации помогли разобраться в первую очередь оперативные данные, запрошенные с наших серверов. Правда, поскольку система не была готова к эксплуатации (проект сейчас в фазе закупки дополнительного оборудования), это потребовало ручного труда персонала станции в выходные дни. В перспективе система будет работать в полностью автоматизированном режиме. Мы планируем собирать аналогичные данные с объектов сетевой компании (подстанции ПАО «Россети»), чтобы понимать режимы работы схемы выдачи мощности АЭС.

Над внедрением технологий векторных изменений мы работаем уже больше двух лет. Проект идет трудно, скажем честно. При этом он на контроле в Минэнерго и у Системного оператора. 

В 2021 году завершили проектирование, согласовали все параметры системы с Системным оператором, сформировали сметы на закупку оборудования и на проведение работ. Все восемь атомных станций, участвующих в проекте, уже готовы производить закупки на оборудование для системы. Ввести систему в целом по концерну, включая центральный аппарат, и сбор данных от «Россетей» мы должны в 2024 году. 

Ввод системы позволит увеличить наблюдаемость энергосистемы в узлах АЭС для Системного оператора и концерна, а также повысит качество данных для аналитических систем и расширит возможности предиктивной аналитики работы энергоблоков АЭС. 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЦЕНТРА 

Центр принятия решений (ЦПР) создан по инициативе Александра Хвалько, заместителя генерального директора — директора по сбыту концерна, и с одобрения генерального директора концерна Андрея Петрова.

Центр принятия решений генерирующей компании мы создавали последние два года. Сразу отмечу, что основную ценность представляет не само помещение, хорошо оборудованное для работы руководителей и сотрудников центрального аппарата. Главный актив — начинка, программное обеспечение, в которое разработчики и пользователи решения вложили все свои умения, интуицию и опыт. В режиме реального времени Центр агрегирует около 1500 показателей из нескольких сотен источников. Информация поступает от всех наших АЭС, включая стройплощадки, а также от инфраструктурных организаций энергосистемы и рынка. Как элемент искусственного интеллекта для обработки большого массива данных в Центре внедрен цифровой помощник, который мгновенно оповещает диспетчера обо всех изменениях в работе энергоблоков, рассчитывает эффект от события в денежном выражении и автоматически отправляет результат руководителям. 

При этом Центр уже активно задействован в повседневной деятельности концерна, сегодня он позволяет руководителям принимать быстрые и точные решения, отказаться от бумажных справок и дополнительных устных вопросов экспертам. 

В 2022 году его развитие продолжится, будет внедрен дополнительный полезный функционал. Планируем подготовить возможность тиражирования Центра принятия решений в том или ином формате на атомные станции. 

НА ПУТИ К ЦИФРОВОМУ ПРОТОТИПУ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ 

Цифровой двойник может быть не только у АЭС, но и у огромной по территории и количеству управляемых звеньев энергосистемы страны. 

Для этого необходима единая информационная модель энергообъектов и их оборудования. Пилотная версия CIM (Common Information Model) для АЭС уже работает на базе одной атомной станции, еще две АЭС подготовлены для тиражирования. 

В чем суть этого проекта? Сейчас в каждой энергокомпании, чьи электростанции входят в энергосистему и диспетчируются Системным оператором (АЭС, ТЭЦ, ГЭС, некоторые крупные промышленные предприятия), есть свои правила, свои подходы к обмену информацией внутри и с внешним миром. В настоящее время под эгидой Минэнерго стал формироваться единый стандарт для всей страны в части обмена информацией по оборудованию, режимам, состоянию оборудования — так называемая СIМ-модель. Эта система уже адаптирована к условиям нашей страны, в этом году вышли основные ГОСТы по этой модели. 

Наибольший эффект от применения единой модели появляется в том случае, если мы используем ее как для обмена с внешними контрагентами (то есть сетевыми компаниями, Системным оператором), так и для работы внутри своих систем (системы управления ремонтами, поддержки эксплуатации, закупки и пр.). Пока мы протестировали только внешнюю часть.

На следующем этапе, получив определенный опыт, хотим перейти к попытке вписать эту единую информационную модель в наши внутренние системы. Для всех энергокомпаний страны обмен информацией в СIМ-модели будет обязателен с 2025 года, и концерн должен к этому моменту быть готов максимально. 

Важное дополнение: CIM-модель широко используется в других энергосистемах за пределами России, а значит, наш опыт может быть полезен при сооружении и передаче атомных станций в эксплуатацию зарубежным заказчикам. 

СКАЧАТЬ: Специальный выпуск «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»

УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ 

Проект, реализация которого уже приносит концерну полноценную ежеквартальную, ежемесячную выручку, — управление потреблением электроэнергии у потребителей. Он основан на технологии так называемого ценозависимого управления потреблением — Demand Response (изменение потребления энергии в зависимости от уровня нагрузки в энергосистеме и цен на электроэнергию). 

Идея заключается в том, что энергокомпания помогает предприятиям и вообще любым объектам потребления электроэнергии (торговым центрам, гостиницам, ресторанам, стадионам и т. д.) оптимизировать их энергопотребление в течение суток. У любой энергосистемы есть пиковые часы, когда напряженно работают сети, подстанции, генерирующее оборудование, что приводит к росту цен для конечных потребителей. Если в эти сложные для энергосистемы часы проактивный потребитель снизит потребление на заранее определенную величину, это благоприятно повлияет на режим работы энергосистемы и, соответственно, на розничные цены. Компания-агрегатор и потребитель получают за это определенную премию. 

Может возникнуть вопрос: зачем генерирующая компания «Росэнергоатом» участвует в проекте, который может привести к снижению цены на электроэнергию? Наверное, если бы мы работали в компании, которая производит электроэнергию на маневренных электростанциях, мы были бы жестко против. Но для компании, работающей в базовой генерации АЭС, на максимальном уровне мощности, этот проект выгоден. В энергосистеме маневренным должен быть либо генератор, либо потребитель. Это можно назвать необходимой гибкостью энергосистемы. Есть вариант, когда в гибкости энергосистемы участвуют и сети, но это пока не в России. Если потребители электроэнергии могут каким-то образом осознанно влиять на свое потребление (то есть управлять им без ущерба производству, основному бизнесу), то для атомных станций это благо: график суточного потребления будет более ровным, без глубоких ночных провалов и дневных пиков, при этом площадь под кривой графика потребления внутри суток останется примерно постоянной, то есть снижения потребления не случится. 

Как показывает зарубежный опыт, в частности, практика французской энергогенерирующей компании EDF, возможность управления потреблением — от крупных промышленных потребителей до розничных небольших хозяйств (наша перспектива) — позволяет всем участникам энергосистемы работать намного эффективнее. 

«Росэнергоатом» участвует в проекте уже не первый год в качестве агрегатора спроса. В нем принимают участие «Атомэнергосбыт» и «Атомэнергопромсбыт». Двусторонний договор купли-продажи электроэнергии (мощности) и совместной работы на рынке управления спросом мы недавно заключили с международной металлургической компанией Группа НЛМК. До этого были интересные объекты в Сочи: выручка с каждого составляет ежемесячно от 3 до 12 млн рублей. Пока немного, но это пилот. В целевой модели мы хотим серьезно войти в этот новый сегмент рынка. 

И напоследок: на старте проекта мы сумели взять модный теперь домен www.demand-response.ru. Название домена совпадает с отраслевым названием проекта и используется Росэнергоатомом для работы с клиентами по управлению спросом.

ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ — ВЫБОР ЗУМЕРОВ 

Проект создания зарядной инфраструктуры для электротранспорта входит в активную фазу реализации. 

За последние два года эта тема перестала вызывать скепсис и улыбки — сегодня уже несколько компаний внутри Электроэнергетического дивизиона стремятся в интеграторы создания зарядной инфраструктуры для электромобилей: «Атомтеплосбыт» («Атомэнерго»), «Атомэнергосбыт», «С-Плюс», «Атомтехэнерго». 

Казалось бы, что изменилось? Российские потребители в массе своей к переходу на электрокары все еще явно не готовы. 

Ответ первый: первично наличие инфраструктуры. Мало кто станет кататься на коньках во дворе по снегу, если нет льда. 

Ответ второй: тренд не остановить. Электротранспорт будет замещать автомобили с ДВС и постепенно становиться все доступнее, как в начале нулевых было с мобильными телефонами. Те, кому сегодня 20—25 лет, через пять лет либо не купят автомобиль вовсе, отказавшись от него в пользу заботы об окружающей среде, либо купят электромобиль. А те, кто сегодня радуется своей надежной дизельной лошадке, скоро увидят, что заменить ее через те же 5–10 лет будет не на что, только на электромобиль.

Кстати, вот пример «Атомэнергосбыта» не из будущего, а из настоящего: поставили одну электрозаправку в Смоленске (не в Москве!), и всего через две недели с момента ее установки у компании уже появились постоянные клиенты. 

Тектонические сдвиги по электротранспорту происходят прямо сейчас — это видит Минэнерго, наблюдают все отраслевые компании. Наличие привычной зарядной инфраструктуры, удобных заправок, экологичность, несомненно, повлекут за собой рост количества автомобилей на электрической тяге на наших улицах. Трава зеленее не станет, но вот снег на обочинах точно будет белее. Да и уровень шума в крупных городах значительно снизится. 

Наш пилотный проект на следующий год — установка 200—280 зарядных станций в Москве и выбор программного решения (наш super app) для удобства клиентов. Потенциальными клиентами на старте проекта мы видим такси, каршеринг и личный электротранспорт. Через два-три года мы начнем поставлять зарядные станции, которые будут производиться в контуре «Росатома», но пока не в нашем дивизионе. 

Безусловно, этот проект должен быть окупаемым, именно сейчас мы определяем все параметры финансово-экономической модели, чтобы «Росатом» ее проверил, одобрил и выделил начальное финансирование на 2022 год. Велика вероятность, что к реализации этого проекта уже подключилась молодежь Электроэнергетического дивизиона, бизнес-лаборатория концерна. Знаем, что у них много идей и желания на этот счет. 

ЦИФРОВОЙ МАРКЕТПЛЕЙС 

Проект создания цифрового сбыта находится на стадии напряженной дискуссии внутри Электроэнергетического дивизиона. 

Речь о том, что надо сделать в наступающем году, чтобы «сшить» оптовый и розничный рынки электроэнергии. Как сделать так, чтобы потребитель электроэнергии, будь это физическое или юридическое лицо, оказался в комфортных условиях для работы с генерирующими компаниями. 

В качестве примера можно привести набирающую актуальность тему низкоуглеродной электроэнергетики. В «Росэнергоатом» стали обращаться с идеей партнерства не только крупные предприятия, ориентированные на экспорт своей продукции, но и менее крупные потребители, которые имеют зарубежных инвесторов и выражают желание делать свою продукцию исключительно на низкоуглеродной электроэнергии, в соответствии с принципами ESG (проявляя ответственное отношение к экологическим, социальным и корпоративным вопросам). Это небольшие предприятия, офисы, заводы. Но они хотят зеленую энергию, и мы поняли, что спрос формируется прямо сейчас. В том числе для взаимодействия с такими клиентами хотим сформировать удобную цифровую платформу. И не важно, опт это или розница — инструменты должны быть максимально удобны для всех. 

К теме цифрового сбыта мы также обращаемся в связи с происходящей повсеместно установкой приборов учета. Как только «умные счетчики» появятся у значительного количества потребителей, мы сможем уйти от бумажных договоров, перейти на смарт-контракты. 

Смарт-контракт — это, по сути, договор, который описан программным кодом и в котором можно нажать на галочку в приложении и поставить свою электронную подпись. Со смарт-контрактами все идет небыстро, в том числе из-за необходимости доработки нормативной базы, но эту идею мы также собираемся конкретизировать в 2022 году.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Дмитрий, чтобы стать участником этого проекта, необходимо заполнить анкету и отправить её нам в пери... Машиностроение: лидеры России по производительности труда 2022
Коллеги, мы машиностроители (28.30 - Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяй... Машиностроение: лидеры России по производительности труда 2022
Ирина,спасибо за отзыв,Главное,чтобы работник по всем отклонениям определял причины,тогда работник и... Как повысить эффективность персонала?
Яков, спасибо за статью. Мне понравился предложенный Вами инструмент. Я планирую его использовать п... Как повысить эффективность персонала?
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”