Страна РОСАТОМ 0 комментариев

Как электронные помощники помогают при закупках

Чем выгоден единый закупщик и как экономит время и ресурсы цифровизация процессов.

На базе Чепецкого механического завода в декабре 2020 года создали хаб, замкнувший на себя организацию закупок всех предприятий топливного дивизиона к западу от Урала. Год спустя круг клиентов хаба решили расширить. Чем выгоден единый закупщик и как экономит время и ресурсы цифровизация процессов, объясняет директор службы квалифицированного закупщика «Промышленные инновации» ТВЭЛ Михаил Ларин.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Централизация функций

В рамках программы «Трансформация функций ТВЭЛ» созданы отделы квалифицированного закупщика, чтобы избавить заказчиков от рутинных операций. Первый отдел сформировали в головной компании топливного дивизиона в 2017 году. Опыт был успешным, и его распространили в дивизионе. Сегодня эти отделы превращаются в региональные хабы — центры ответственности, которые оказывают помощь нескольким предприятиям. Подразделение в Глазове стало первым хабом для компаний европейской части России.

«Многие наши предприятия расположены в ЗАТО и моногородах, и при создании хабов мы учитываем социальные вопросы — чтобы при централизации услуг по закупкам сохранить рабочие места. В Глазове мы их не просто сохранили, а умножили. Это вызвано расширением зоны обслуживания. В обособленном подразделении работали 14 человек, с открытием хаба их стало 35, к концу года будет примерно 50, — рассказывает Михаил Ларин. — В хабах могут работать не только сотрудники атомных предприятий. Мы обучаем кадры сами, привлекаем специалистов из управляющей компании, направляем новичков в Корпоративную академию «Росатома» для повышения квалификации».

Ошибки ищет нейросеть

Хаб в Глазове внедрил личный кабинет заказчика. «Это сервис для отслеживания этапов закупки. Раньше заказчик направлял документы (заявление, проект техзадания, данные о гарантиях и др. — «СР») и ничего не знал о том, как идет процесс, до подписания договора. Резонный вопрос руководителя о том, когда поставка, у менеджера вызывал панику. Сейчас любой заказчик в личном кабинете видит сроки, этапы, даты подписания документов и т. д.», — поясняет Михаил Ларин.

Личным кабинетом постоянно пользуются около 500 клиентов хаба в Глазове. До конца года их число по плану вырастет до 1 тыс. Это все сотрудники компаний ТВЭЛ.

«Также наши специалисты разработали функционал для проверки технических заданий. Искусственный интеллект ищет ошибки, допущенные сотрудником. Нейросеть за считаные минуты выявит, например, устаревший ГОСТ и направит предупреждение исполнителю, — говорит Михаил Ларин. — Это решение будет внедрено в программный продукт «Закупки 2.0», использование которого станет обязательным для всех предприятий «Росатома».

Все ПО системы закупок импортонезависимо, разработки отечественных компаний.

СКАЧАТЬ: Специальный выпуск «Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности»

Время — деньги и не только

Внедрение новых методов привело к сокращению времени обработки обращений на 40 %. Процесс закупки стал быстрее примерно на треть за счет комплексного похода. С появлением подразделений квалифицированного закупщика повысилось качество документов, поэтому теперь кругов согласования меньше. Искусственный интеллект и роботизация рутинных операций сводит количество ошибок к минимуму. У закупщиков больше времени на содержательные процессы.

«Эти цифры я бы назвал еще сырыми, — комментирует Михаил Ларин. — Роботизация и внедрение искусственного интеллекта далеки от завершения, это поэтапная работа. Примерно в конце 2022 года — начале 2023 го мы увидим полную картину и сможем точнее оценить эффект».

В топливной компании используют цифровые сервисы на программных роботах RPA (роботизированная автоматизация техпроцессов в информационных системах), программах ИОИ (интеллектуальная обработка информации) и OCR (распознавание символов для поиска ошибок в техзадании). Кроме того, запущен программный продукт, использующий ИИ при определении начальной максимальной цены договора — на втором этапе процедуры закупки после проверки техзадания.

В ближайшее время ИОИ будет применяться в работе закупочной комиссии для рассмотрения заявок участников торгов. Таких заседаний только в ТВЭЛ около 20 тыс. в год, так что робот будет хорошим подспорьем.

Опыт использования ИИ в закупках планируется тиражировать и за пределами отрасли. В службе «Промышленные инновации» есть управление, которое занимается продвижением цифровых продуктов. Разработчики готовы поставлять их не только предприятиям «Росатома», но и всем заинтересованным компаниям, вне зависимости от сферы деятельности.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Добрый день. При такой постановке цели нельзя в реальном времени оценивать статус. Год закончится, п... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Добрый день Почему вы считаете, что годовой KPI "снизить процент брака на n%" является не... Аудит системы управления: для кого нужен и зачем
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”