0 комментариев

Методы, принципы и функции управленческого учета

Что такое управленческий учет?  Управленческий учет – это направление учета предприятия, которое информационно поддерживает систему управления его предпринимательской деятельности.  Предметом выступают анализ, учет и планирование, которые необходимы для повышения результативности работы предприятия.  К объектам управленческого учета относятся:  расходы центров ответственности; доходы центров ответственности; результаты центров ответственности. В свою очередь объекты имеют свое подразделение, а именно: 1. Ресурсы производства, которые обеспечиваю целесообразные труд работников в процессе деятельности предприятия:  основной фонд – это средства производства (оборудование, производственные помещения и т.д.), их использование и состояние; нематериальные активы – это объекты вложения средств на долгосрочный период  (аренда земли, лицензии, стандарты и т.д.); материальные ресурсы – это непосредственные предметы труда, которые предназначены для обработки при помощи средств труда в процессе производства; трудовые ресурсы – это объем живого труда, которым располагает предприятие, использование его в процессе деятельности и результат труда.  2. Хозяйственные процессы и результаты этих процессов, которые в совокупности составляют производственную деятельность.  Принципы управленческого учета  Управленческий учет базируется на следующих принципах:  быстрота предоставления информации (предполагает снижение требований к полноте предоставляемой информации в пользу оперативности); конфиденциальность информации (предполагает отдельное ведение управленческой бухгалтерии); полезность предоставленной информации (предполагает использование тех методов планирования, анализа и учета, которые дают возможность получить полезную информацию. Причем выбор методик зависит от решаемых задач в сфере управления.); гибкость системы учета (предполагает приспособленность системы к особенностям организации, совершенствование ее в случае изменений в направлении предпринимательской деятельности); прогнозируемость системы учета (направленность системы учета на улучшение результатов деятельности предприятия путем прогнозирования доходов и расходов); экономичность представленной информации (в управленческий учет должна входить только та информация и отчетность, которые необходимы для реализации целей управления); делегирование мотивации и ответственности исполнителей (данный принцип предполагает перераспределение ответственности между руководством различных уровней, а так же определение критериев оценки деятельности, которые бы максимально способствовали мотивации); управление отклонениями (отчетность предприятия должна в себя включать сведения об отклонения реальных показателей от плановых. Это дает возможность установить ответственность за возникшие отклонения и быстро устранить причины их возникновения.); контролируемость показателей внутренней отчетности (подразумевает раздельное составление отчетов руководителем сегмента предпринимательской деятельности предприятия по контролируемым и неконтролируемым показателям); своевременность предоставления информации (иногда полнота и документальная обоснованность хозяйственных операций  может игнорироваться для обеспечения своевременного предоставления информации).  Функции управленческого учета Принципы управленческого учета обеспечивают его функции:  оперативный учет, анализ, контроль, планирование и прогнозирование деятельности центров ответственности; создание механизмов мотивации, которые позволяют гармонизировать цели и интересы сегментов со стратегическими и тактическими целями предприятия; обеспечение информационной поддержки при принятии управленческих решений, которые направлены на получение максимальной прибыли при условии сохранения капитала предприятия.  Составляющие метода управленческого учета 1. Документация – первичные документы, которые отражают хозяйственную деятельность предприятия. Первичный учет – основной источник информации для управленческого учета. 2. Инвентаризация – это способ определения состояния объекта на данный момент.  3. Обобщение информации и ее группировка эффективно применяются при принятии стратегических решений (см.также - стратегическое управление).  4. Контрольные счета – это записи по итоговым суммам операций определенного периода, которые помогают установить достоверность учетных записей.  5. Планирование – это непрерывный процесс, который сопоставляет условия рынка и возможности предприятия.  6. Нормирование – это расчет норм, который направлен на превращение затрат в продукт.  7. Лимитирование – это осуществление контроля за материальными издержками.  8. Анализ. Данному элементу должна подвергаться как деятельность предприятия в целом, так и его подразделений в отдельности. По итогам проведения анализа определяются отклонения и их причины.  9. Контроль – это завершающий процесс планирования, который позволяет устранить возникшие отклонения. Больше материала на эту тему (статья, практический опыт компаний) вы можете найти в разделе Управленческий учет библиотеки портала.

Что такое управленческий учет? 

Управленческий учет – это направление учета предприятия, которое информационно поддерживает систему управления его предпринимательской деятельности. 

Предметом выступают анализ, учет и планирование, которые необходимы для повышения результативности работы предприятия. 

Управленческий учет

К объектам управленческого учета относятся: 

В свою очередь объекты имеют свое подразделение, а именно:

1. Ресурсы производства, которые обеспечиваю целесообразные труд работников в процессе деятельности предприятия: 

  • основной фонд – это средства производства (оборудование, производственные помещения и т.д.), их использование и состояние;
  • нематериальные активы – это объекты вложения средств на долгосрочный период  (аренда земли, лицензии, стандарты и т.д.);
  • материальные ресурсы – это непосредственные предметы труда, которые предназначены для обработки при помощи средств труда в процессе производства;
  • трудовые ресурсы – это объем живого труда, которым располагает предприятие, использование его в процессе деятельности и результат труда. 

2. Хозяйственные процессы и результаты этих процессов, которые в совокупности составляют производственную деятельность. 

Принципы управленческого учета 

Управленческий учет базируется на следующих принципах: 

  • быстрота предоставления информации (предполагает снижение требований к полноте предоставляемой информации в пользу оперативности);
  • конфиденциальность информации (предполагает отдельное ведение управленческой бухгалтерии);
  • полезность предоставленной информации (предполагает использование тех методов планирования, анализа и учета, которые дают возможность получить полезную информацию. Причем выбор методик зависит от решаемых задач в сфере управления.);
  • гибкость системы учета (предполагает приспособленность системы к особенностям организации, совершенствование ее в случае изменений в направлении предпринимательской деятельности);
  • прогнозируемость системы учета (направленность системы учета на улучшение результатов деятельности предприятия путем прогнозирования доходов и расходов);
  • экономичность представленной информации (в управленческий учет должна входить только та информация и отчетность, которые необходимы для реализации целей управления);
  • делегирование мотивации и ответственности исполнителей (данный принцип предполагает перераспределение ответственности между руководством различных уровней, а так же определение критериев оценки деятельности, которые бы максимально способствовали мотивации);
  • управление отклонениями (отчетность предприятия должна в себя включать сведения об отклонения реальных показателей от плановых. Это дает возможность установить ответственность за возникшие отклонения и быстро устранить причины их возникновения.);
  • контролируемость показателей внутренней отчетности (подразумевает раздельное составление отчетов руководителем сегмента предпринимательской деятельности предприятия по контролируемым и неконтролируемым показателям);
  • своевременность предоставления информации (иногда полнота и документальная обоснованность хозяйственных операций  может игнорироваться для обеспечения своевременного предоставления информации). 

Функции управленческого учета

Принципы управленческого учета обеспечивают его функции: 

  • оперативный учет, анализ, контроль, планирование и прогнозирование деятельности центров ответственности;
  • создание механизмов мотивации, которые позволяют гармонизировать цели и интересы сегментов со стратегическими и тактическими целями предприятия;
  • обеспечение информационной поддержки при принятии управленческих решений, которые направлены на получение максимальной прибыли при условии сохранения капитала предприятия. 

Составляющие метода управленческого учета

1. Документация – первичные документы, которые отражают хозяйственную деятельность предприятия. Первичный учет – основной источник информации для управленческого учета.

2. Инвентаризация – это способ определения состояния объекта на данный момент. 

3. Обобщение информации и ее группировка эффективно применяются при принятии стратегических решений (см.также - стратегическое управление). 

4. Контрольные счета – это записи по итоговым суммам операций определенного периода, которые помогают установить достоверность учетных записей. 

5. Планирование – это непрерывный процесс, который сопоставляет условия рынка и возможности предприятия. 

6. Нормирование – это расчет норм, который направлен на превращение затрат в продукт. 

7. Лимитирование – это осуществление контроля за материальными издержками. 

8. Анализ. Данному элементу должна подвергаться как деятельность предприятия в целом, так и его подразделений в отдельности. По итогам проведения анализа определяются отклонения и их причины. 

9. Контроль – это завершающий процесс планирования, который позволяет устранить возникшие отклонения.

Больше материала на эту тему (статья, практический опыт компаний) вы можете найти в разделе Управленческий учет библиотеки портала.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Яков Подольский, Да, и речь идет не только об анализе причин, но и планирповании и проведению коррек... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Согласен,как раз эти навыки сотрудника показывают по каким причинам происходит отклонение от требова... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Яков Подольский, Если вы имеесте ввиду причины появления отклонений, согласен, они могут быть разные... Альманах №5/2024. «Управление производством. Цель «Ноль потерь»: как научиться видеть и расшивать узкие места»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”