Сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard) – один из мощных инструментов стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность компании при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние. Основные термины и определения Сбалансированной системы показателей: Видение – четко сформулированное описание, какой должна стать компания в будущем, а также основных путей достижения этого. Временной горизонт - позволяет определить, к какому типу относится конкретный показатель, а также длительность периода его планирования. Каскадирование – инструмент доведения (декомпозиции) ССП от верхнего уровня (уровня компании в целом) к более нижним (до уровня отделов и даже конкретных исполнителей). Перспективы – самые важные стратегические области, например: маркетинг/клиенты, финансы, персонал, производство /внутренние бизнес-процессы. Исходя из стратегических задач компании могут быть использованы и иные перспективы при разработке ССП. Показатель – инструмент измерения степени достижения как поставленной цели, так и результативности бизнес-процессов. Причинно-следственные связи. Соответствуют принципу «если – то». Находят отображение в стратегической карте предприятия. Бизнес-процесс – последовательные действия для получения нужного результата, важного для компании. При разработке ССП важны только имеющие решающее для стратегии компании значение бизнес-процессы. Стратегическая карта – помогает описать стратегию развития компании в виде диаграммы или рисунка. Стратегическая цель – стратегически важная для компании цель, достижение которой предоставит серьезные конкурентные преимущества. Стратегические мероприятия (проекты) - инструмент реализации стратегии развития компании. Каждый значимый проект или мероприятие увязываются с конкретными стратегическими целями и задачами. Функции ССП: Трансформирует стратегию компании в четыре взаимосвязанные перспективы и делает возможной конкретизацию стратегических целей Представляет собой систематическую методику трансформации видения и стратегии организации в планы действий отдельных сотрудников Является интегрированной концепцией стратегически-сфокусированного управления организацией ССП не является: „только лишь новой системой показателей“ „только лишь инструментом составления отчетности для топ-менеджмента“ Для того, чтобы приступить к построению системы Balanced Scorecard, нужно уже иметь разработанную стратегию развития компании, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию. Без четкого видения, какой должна быть компания в будущем, а также без понимания главных путей и ключевых мероприятий (проектов) для достижения этого будущего, разработка ССП просто невозможна, все таки это "оцифровка" уже достаточно зрелой стратегии. Важная задача декомпозиции при разработке - доведение стратегически важных целей и задач до уровня конкретных исполнителей. Соответственно у руководства компании появляется не только эффективный инструмент планирования и контроля, но и мотивации - есть возможность привязать систему оплаты к уровню достижения запланированных целей подразделением или ответственным за нее сотрудником. Разрабатывая Сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов: четко конкретизировать стратегические цели; увязать все стратегические цели при помощи причинно-следственных цепочек – т.е. построить стратегическую карту; определить ключевые показатели и их целевые значения; определить, как связаны эти показатели с ключевыми бизнес-процессами; разработать необходимые стратегические мероприятия или проекты. Определить для каждого из них конкретные сроки, бюджеты, ответственных исполнителей. Сбалансированная система показателей – эффективный инструмент стратегического менеджмента Достижение единого понимания стратегии развития компании всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии. Интеграция системы BSC в процесс стратегического планирования – пример из практики Факторы успешного внедрения BSC и роль Контроллера Плюсы и минусы ССП с точки зрения измерения отдачи от маркетинга: Плюсы: затрагивает все основные сферы деятельности организации; используются не только финансовые показатели (то, чем грешит большинство других моделей); позволяет поэтапное внедрение; тесная связь с мотивацией и планированием деятельности. Минусы: практическое внедрение: долго и дорого. отсутствие гибкости при масштабных изменениях на рынке. Наиболее распространенные индикаторы: Финансы Рынок/Клиенты Бизнес-процессы Персонал Последовательность создания Сбалансированной системы показателей: Стратегический анализ. Формирование списка стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Построение стратегической молекулы. Построение BSC верхнего уровня в 4 проекциях, выбор индикаторов. Каскадирование вниз на подразделения. Увязывание с системами мотивации, системами бюджетирования, внутренней отчетности Автоматизация BSC. Пример: Больше материалов на эту тему вы можете найти в разделе ССП, KPI, MBO библиотеки портала, а также в журнале Альманах «Управление производством».
Сбалансированная система показателей (ССП, Balanced Scorecard) – один из мощных инструментов стратегического менеджмента, позволяющий измерить эффективность компании при помощи специально подобранных и взвешенных (сбалансированных) индикаторов, которые комплексно отражают ее текущее состояние.
Основные термины и определения Сбалансированной системы показателей:
Функции ССП:
ССП не является:
Для того, чтобы приступить к построению системы Balanced Scorecard, нужно уже иметь разработанную стратегию развития компании, а уже на основании ее решить, какие перспективы должны быть выбраны, и до какого уровня надо провести декомпозицию.
Без четкого видения, какой должна быть компания в будущем, а также без понимания главных путей и ключевых мероприятий (проектов) для достижения этого будущего, разработка ССП просто невозможна, все таки это "оцифровка" уже достаточно зрелой стратегии.
Важная задача декомпозиции при разработке - доведение стратегически важных целей и задач до уровня конкретных исполнителей. Соответственно у руководства компании появляется не только эффективный инструмент планирования и контроля, но и мотивации - есть возможность привязать систему оплаты к уровню достижения запланированных целей подразделением или ответственным за нее сотрудником.
Разрабатывая Сбалансированную систему показателей (для компании в целом или отдельного структурного подразделения), стоит придерживаться таких шагов:
Достижение единого понимания стратегии развития компании всеми ключевыми участниками процесса ее разработки и, главное, ее реализации в жизнь, также является одним из важнейших факторов успеха компании. Кроме того, без этого сложно организовать и контроль за внедрением стратегии.
Плюсы и минусы ССП с точки зрения измерения отдачи от маркетинга:
Плюсы:
Минусы:
Наиболее распространенные индикаторы:
Финансы
Рынок/Клиенты
Бизнес-процессы
Персонал
Последовательность создания Сбалансированной системы показателей:
Пример:
Больше материалов на эту тему вы можете найти в разделе ССП, KPI, MBO библиотеки портала, а также в журнале Альманах «Управление производством».