Два рацпредложения с суммарным эффектом более 83 млн рублей.
Благодарим управление по внешним связям и корпоративным коммуникациям Тверского вагоностроительного завода (ОАО «ТВЗ») за предоставление данного материала.
Возможность ремонта рамы тележки вместо замены на новое изделие позволило ТВЗ существенно сократить расходы. Авторы этого рацпредложения – инженер-технолог ОГС Виктор Шлык, начальник лаборатории сварки Виктор Смоляков и главный сварщик Владимир Мешков – стали победителями конкурса «Лучший рационализатор ТВЗ».
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
В процессе эксплуатации железнодорожная техника подвергается физическому износу. На рамах тележек мод. 68-4065/4066 производства ТВЗ это приводит к появлению трещин в зонах соединения малой продольной и поперечной балок. Согласно предыдущей технологии, ремонту подлежало лишь то изделие, на котором трещина появлялась только в одной из четырех возможных зон. Если их было больше, то завод должен был заменить такую раму на новую.
Специалисты нашего предприятия доказали эффективность ремонта рамы, даже если трещины в процессе эксплуатации возникли во всех четырех зонах соединения.
– Возможность устранения дефектов рамы прорабатывалась совместно с ВНИИЖТ, – говорит Виктор Шлык, который занимался оформлением документации на протяжении всей реализации рацпредложения. – Для устранения трещин взяли три дефектных рамы, которые работники ЦСМ отремонтировали по соответствующей технологии. После этого продукция прошла через стендовые испытания.
По словам Виктора Смолякова, ремонт проводился параллельно с обучением персонала, так как сварщикам ЦСМ, привлекаемым к этим работам, пришлось осваивать новые способы сварки.
– При ремонте используется частично механизированный способ сварки в среде защитных газов, а также ручная дуговая, которой владеют не все. Поэтому мы проводили дополнительную аттестацию сварщиков, – пояснил начальник лаборатории сварки, руководивший процессом и принимавший непосредственное участие в опытных ремонтных работах.
Координатором проекта, на внедрение которого потребовалось около двух лет, был главный сварщик Владимир Мешков, он занимался согласованием всех документов с ФПК. Экономический эффект от внедрения рацпредложения составил свыше 83 млн руб.
Еще более 500 других идей вы можете посмотреть здесь – «Кайдзен и рацпредложения: примеры из жизни» и «База рацпредложений».
На предприятии Антон Иванов, инженер-технолог сварочного цеха, работает пятый год. Он подал наибольшее количество рацпредложений на конкурс «Лучший рационализатор ТВЗ» в номинации до 35 лет. Самым существенным из своих рацпредложений считает позволившее решить проблему транспортировки крыш вагонов для Египетских национальных железных дорог.
Процесс сборки-сварки крыш необходимо было производить в двух положениях – в исходном и перевернутом виде. При поднятии изделия двумя кранами иногда на нем образовывался залом по малому радиусу в зоне сварного шва, который было невозможно исправить. По словам Антона Иванова, пути решения проблемы пришлось искать совместно с инженерами-конструкторами, потому что это затрагивало конструкторскую документацию.
– Длина крыши 24 м. Она изготавливалась из десяти частей. Мы увеличили толщину листов малого радиуса и после изменения длины технологического раскроя крышу можно было изготовить всего из трех элементов. Таким образом, нам удалось уйти от провала изделия в зоне дуги, а его смещение позволило выполнять незначительную правку вручную. Предложение улучшило внешний вид изделия и значительно снизило трудоемкость, расходы сварочного материала, уменьшило номенклатуру деталей и занимаемые места складирования, – пояснил Антон Иванов.
Татьяна Данилова. Фото Андрея Лыткина