Компания «МОЭК» первой из Группы «Газпром энергохолдинг» успешно прошла сертификацию Системы менеджмента качества (СМК) на соответствие стандартам ISO 9001. О том, что это за система, зачем она нужна и какую пользу может принести компании в целом и отдельному сотруднику в частности, мы поговорили с Татьяной Дмитриевой, руководителем рабочей группы по внедрению системы.
Все самое интересное и уникальное мы публикуем в альманахе «Управление производством». 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
– Татьяна Борисовна, в чем суть СМК и зачем она нужна?
– Если говорить просто – это инструмент для организации качественного взаимодействия подразделений между собой и с внешними партнерами. Суть СМК – в методической и комплексной отладке процессов в компании, а не в точечных усилиях, и в создании условий для поддержания их в постоянном работоспособном состоянии. Конечная задача – создание условий для каждого сотрудника в выполнении его функционала для предоставления качественной услуги потребителю. При этом в данном случае «потребителем» не обязательно является привычный нам потребитель тепла. Например, когда сотрудник аварийной бригады получает на складе новую задвижку – он тоже является потребителем, в данном случае – внутренней услуги. Область применения системы менеджмента качества – производство, транспортировка, распределение и сбыт тепловой энергии. Таким образом, в системе управления качеством задействованы все подразделения Общества.
– Почему потребовалось внедрение СМК? Ведь работали без нее раньше…
– Конечно, и без компьютеров, и без экскаваторов. Жизнь совершенствует не только технику, но и механизмы управления. СМК сейчас внедряется в Группе компаний «Газпром энергохолдинг», а также в компаниях большого «Газпрома» как реальный инструмент повышения эффективности за счет совершенствования процессного управления, вовлечения работников всех уровней и должностей в достижение целей в области качества. Работу курирует заместитель председателя правления Виталий Маркелов. В ПАО «МОЭК» представителем высшего руководства по качеству назначен Сергей Анатольевич Сизев, советник управляющего директора, руководитель ЦОК. Повторюсь – по сути, это инструмент, который должен облегчить каждому сотруднику правильное выполнение его служебных задач.
– В чем заключалась подготовительная часть внедрения СМК?
– Не стоит забывать, что в компании реализуются и другие проекты, в том числе проект «Трансформация», в рамках которого было выделено 35 бизнес-процессов. Так, при подготовительной работе мы обратились к наработкам данного проекта, и для прохождения сертификации на требования стандартов было выбрано 18. Кстати, описание бизнес-процессов было самой трудоемкой работой, ведь на данный момент такой практики в «МОЭК» не существовало. Данной деятельностью занималась рабочая группа, состоящая из представителей разных функциональных блоков. Результатом стало утвержденное положение по бизнес-процессам СМК.
– Какие документы будут регулировать развитие СМК в компании?
– Разработан документ «Руководство по качеству», который является «азбукой» СМК в обществе, где описано, как применяются на практике внедряемые стандарты. Утверждена «Политика в области качества» и цели, достижение которых позволит Обществу:
– Что дает эта работа?
– Внедрение принципов СМК в повседневную жизнь и постоянное следование им повышает эффективность управления, выстраивает последовательное взаимодействие между подразделениями и сотрудниками, исключает дублирование функционала. Четко определены ответственные за каждый бизнес-процесс. Появляется возможность принимать обоснованные управленческие решения на основании анализа фактических данных о результатах деятельности и другой необходимой информации.
В рамках внедрения нам было важно не изобрести новую отчетность, загрузив всех дополнительной работой, а использовать то, что уже есть в компании, и интегрировать это под новые задачи. Рабочей группой по внедрению СМК проделана колоссальная работа, проект реализовывался на «удаленке» и был реализован менее чем за год. Как руководитель рабочей группы я бы хотела поблагодарить коллег за слаженность во взаимодействии, оперативность в решении поставленной задачи!
Далее мы будем на ежемесячной основе информировать на страницах газеты о работе системы менеджмента качества. Посетите нашу страничку на портале, также мы всегда готовы ответить на ваши вопросы!
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Игорь КАЛУЖСКИЙ, исполнительный директор Филиала № 1:
На первом этапе все эти положения СМК – про определение заинтересованных сторон, про риск-ориентированное мышление, постоянные улучшения, идентификацию, мониторинг, измерения, документированную информацию и корректирующие действия – казались сугубо теоретическими материалами, оторванными от реальных процессов в компании. Многим сотрудникам филиала сложно было понять необходимость внедрения СМК, проявлялось естественное недовольство по причине дополнительных обязанностей, которые появились в связи с разработкой документов, составлением отчетов и изучением большого объема новой и иногда непонятной документации. Пришлось прикладывать дополнительные усилия на вовлечение людей в процесс внедрения и активно мотивировать сотрудников на изучение основных положений СМК, подтягивать теорию и знакомиться с новой терминологией.
Но по мере внедрения у людей начало приходить новое осознание происходящих процессов. По сути, большая часть системы у нас уже была реализована в компании, просто для описания тех или иных процессов мы пользовались иной терминологией. СМК открылась для нас инструментом, позволяющим взглянуть на все, что происходит в организации, еще более осмысленно: относиться ко всему не по принципу «делается и делается, не будем этому мешать», а регулярно задавать себе и своим сотрудникам вопросы: «А почему это делается именно так? А как сделать лучше? А что нужно сделать, чтобы таких инцидентов больше не происходило?» и так далее. На наш взгляд, в целом СМК дает руководителям в руки инструмент для более эффективного управления компанией. Ведь цель ее внедрения – полная интеграция системы в сознание всех сотрудников. Должен измениться весь образ мышления нашего Общества, которое выходит на новый этап развития. Да, в период внедрения сотрудники подвергались дополнительному стрессу и нагрузке, которая выражалась в определенном сопротивлении новым изменениям. Но, как показывает практика, сопротивление уходит вместе с объемом работ. Описание процессов, составление документации, прописывание процедур и руководств по качеству очень трудозатратны. Но уже внедренная система не будет требовать дополнительных трудовых и временных затрат. Система менеджмента качества не усложняет, а перестраивает деятельность предприятия, предполагает более эффективную управленческую деятельность и меняет подход сотрудников к работе.
Подготовил Дмитрий ФИЛАТОВ