О том, как «Россети» развивают цифровые технологии - в интервью с главой компании «Россети» Павлом Ливинским.
- Экспертное и деловое сообщество высоко оценило представленную «Россетями» на форуме Стратегию развития цифрового электросетевого комплекса в России до 2030 года. Как вы считаете, почему?
- «Россети» не просто поддерживают госпрограмму «Цифровая экономика РФ», но и являются ее активным участником. Электросетевой комплекс вступил в цифровую эру своего развития, повсеместно внедряя технологии ХХI века.
«Россети», развивая цифровые технологии и строя в России «умную» электрическую сеть с приборами интеллектуального учета, получат возможность 100%-ной наблюдаемости за работой оборудования и потреблением электронергии. Это, в свою очередь, значительно повысит качество предоставляемых услуг и надежность электроснабжения, в том числе увеличит платежную дисциплину.
Построение новой модели электросетевого комплекса с применением инновационных решений и передовых технологий, несомненно, будет способствовать поступательному развитию социально-экономического потенциала всей России.
- В народе говорят: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Есть ли препятствия для внедрения стратегии в жизнь?
- Разрабатывая и реализуя цифровую стратегию, пользуясь вашей терминологией, мы хорошо изучили «овраги» — те самые проблемы, которые препятствуют построению в России интеллектуальных сетей. Проделав большую работу по изучению опыта ведущих экономик мира, проведя всесторонние консультации с экспертным сообществом, мы выделили блок вопросов, которые требуют первостепенного решения.
Один из них — реформирование системы учета потребления электроэнергии, которая давно устарела. Мы считаем, что передача учета на границе балансовой принадлежности в сетевые компании и, как следствие, развитие интеллектуального учета приведет к снятию нагрузки с потребителя, повышению прозрачности получаемых данных. Это снизит потери и лишит сбытовые организации монополии на владение данными учета. В то же время прибор учета станет частью цифровой сети, позволяющей ее участникам оперативно обмениваться информацией, снижать издержки, вводить удобную для всех многотарифную систему, управлять нагрузкой и мощностью, добиться 100%-ной наблюдаемости сети.
И еще несколько цифр: сейчас потери в распредсетях группы компаний в среднем составляют 15,3% при охвате интеллектуальными приборами учета всего 9% потребителей. В случае оснащения 100% точек учета интеллектуальными приборами, находящимися на балансе сетевых компаний, потери в распределительном комплексе можно снизить до 4%. Экономический эффект от этого составит порядка 40 млрд рублей в год по отношению к базовому году. Немаловажно, что период окупаемости затрат сетевых компаний на установку интеллектуальных приборов учета составляет не более пяти лет.
Кроме того, стоит проблема последней мили, которая не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу, а крупный бизнес при этом уходит из распределительного комплекса, сталкивающегося с выпадением доходов, которые никак не компенсируются. Также, по нашему мнению, необходимо пересматривать подходы к льготному присоединению и повышать ответственность заявителей.
Наши задачи — навести порядок в сетевом комплексе, обеспечить высочайшую надежность электроснабжения потребителей, укрепить финансово-экономическое положение сетевых организаций и, как следствие, повысить благо состояние всех сотрудников. Главное наше богатство — люди труда. Именно для них мы стремимся создавать максимально комфортные условия деятельности и жизни, реализуем различные социальные программы. И это — тема отдельного разговора.