Вести КАМАЗа 0 комментариев

Цифровой спецназ КАМАЗа: Программа «Акселерация проектов цифровой трансформации»

Первые 50 камазовцев, прошедших через сито отбора в «цифровой спецназ», уже работают в программе, получившей название «Акселерация проектов цифровой трансформации». На прошлой неделе они одолели первую очную пятидневку стартового обучения в Москве. Подробности программы рассказал руководитель центра цифровой трансформации (ЦЦТ) ПАО «КАМАЗ» Эльдар Шавалиев.

Эльдар Шавалиев, руководитель центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ»

Эльдар Шавалиев, руководитель центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ»

— Эльдар Рамильевич, стратегическую сессию по ЦТ в мае «КАМАЗ» проводил в Москве. Партнёрство продолжается?

— В принципе, да, но проект «Акселерация», реализуемый совместно с корпоративным университетом, нам помогает осуществить Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Задача — создать для команд условия, близкие к работе стартапов: максимально гибкие и эффективные, позволяющие быстро принимать и при необходимости менять решения.

— Проекты какого характера реализуются в программе? Сотрудники каких подразделений попали в «Акселерацию»?

— «КАМАЗу» необходимы новые источники дохода, и сама программа нацелена на новые бизнес-линии. Так получилось, что девять принятых в работу проектов, в основном, из области продаж и сервиса, и прошедший отбор персонал — тоже, в основном, работники этого блока. Средний возраст — 34 года. Особенность программы в том, что здесь нет чинов и рангов — будь ты руководитель департамента или специалист второй категории. Но очень важно, чтобы сами участники в команде верили в свои бизнес-идеи. Всё отсекается достаточно жёстко — никаких миражей.

— Как строится работа первых наших цифровиков?

— В течение трёх месяцев предстоит жизнь в режиме 1:3 — проводя одну неделю интенсива — очных образовательных сессий и тренингов с участием стартапов и трекеров, и три недели самостоятельной работы над проектами, выполнение определённых для этого периода заданий. К следующему этапу каждый участник должен прибыть с результатами. Замечу, что всё это время участники находятся на своих рабочих местах и выполняют свои служебные обязанности. Официально на проект каждому из них выделяется один творческий день в неделю, но все понимают, что формат эксперимента — это фактически работа на энтузиазме нон-стоп. Задача, чтобы в эти три месяца довести бизнес-идею, с которой они вступили в программу, до планки MVP — минимального жизнеспособного продукта: опробовать на клиенте, совершить первую продажу. И уже имея полный пакет (с историей, отзывами клиентов и т.д.), защищать в октябре свой проект на Инвестиционном комитете. «Акселератор» хорош тем, что позволяет с минимальными (с точки зрения экономики) затратами проверить ту или иную гипотезу. Сам такой цикл для «КАМАЗа» — в новинку.

— Если успешно пройдены все стадии, какая судьба ждёт проект?

— В случае успешной защиты, если проект «взлетает», он получает финансирование для дальнейшего развития и масштабирования. Уже сейчас мы думаем о создании некоего юридического лица, цифровой платформы, на которую проекту можно будет «приземлиться». Возможно, так получится вырастить новый бизнес, не являющийся традиционным для «КАМАЗа», хотя «генетически» и связанный с ним. Опыт мировых игроков говорит о том, что чаще всего инновационные идеи генерируются где-то рядом с крупной компанией. Например, один из наших проектов — «Автомобиль как услуга», в котором мы перестаём продавать автомобиль в классическом понимании, а ориентируемся на расширенный сервисный пакет.

— На что вообще нацелен ЦЦТ как новая на «КАМАЗе» структура?

— Руководством компании перед нами поставлены очень чёткие и серьёзные задачи. Прежде всего — собрать команду, способную производить изменения, начать популяризацию и внедрение инструментов цифровой трансформации, вывести на рынок первые цифровые сервисы, предложить пути решения «хронических» проблем, препятствующих развитию в полном смысле цифрового производства, и т.д. Если говорить в целом, предназначение ЦЦТ — в том, чтобы повысить скорость принятия решений на «КАМАЗе». Определённые методики для такой гибкости существуют, «Акселератор» — один из инструментов.

— А что планируется внедрить для действующего производства?

— Здесь нужно разделить направления цифровизации и цифровой трансформации. Цифровая трансформация — это прежде всего о поиске бизнес-модели, строящейся на новых цифровых решениях. Цифровизация же — это всё то, что касается автоматизации и внедрения технологий, выводящих существующие процессы на новый уровень эффективности. Конечно, они тесно связаны. Работа над цифровизацией ведётся всеми функциональными блоками компании непрерывно, особенно нужно отметить программу ИТ-проектов, реализуемых в рамках проекта «Реинжиниринг». Что ещё важно, так это создание сервисов, ориентированных на наших сотрудников. К слову, вот совсем недавно ЦОБ запустил мобильное приложение по командировкам. Таких новаций будет всё больше.

Если говорить о планах, есть идея провести в конце года цифровой форум, на котором мы планируем рассказать широкому кругу пользователей, какие цифровые инструменты доступны каждому сотруднику на его рабочем месте, о системах анализа данных, роботизации рутинных процессов, о цифровых сервисах. Каждый из 30 с лишним тысяч сотрудников «КАМАЗа» имеет отношение к выпуску автомобилей, и очень важно «погрузить» людей в цифровые технологии. Вместе изменить процессы так, чтобы стало лучше.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ. Фото: Виталий ЗУДИН

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Толковая статья автора-практика. Полная версия - в крайнем номере альманаха "Управление произво... Из личного опыта: как вовлечь сотрудников в процесс непрерывного совершенствования
Никакая программа не позволяет "выявлять причины брака", только сигналы об изменениях в пр... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Добрый день, Статистическое управление процессами - это не сравнение контролируемых значений с г... За качество берётся статистика: SPC на «КАМАЗе»
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”