Подробнее 0 комментариев

Алюминиевая отрасль: Последняя миля до выхода из кризиса

Уходящий год работники алюминиевой отрасли будут провожать без сожаления – слишком неудачным он выдался. Что же готовит нам следующий год и когда, наконец, производители вздохнут спокойно?

Благодарим редакцию газеты "Вестник РУСАЛа" за предоставление данного материала.

Год № 13

2168 долларов – столько стоила тонна алюминия на Лондонской бирже металлов 16 февраля 2013 года. На следующий день цена резко пошла на спад и через две недели опустилась ниже 2000 долларов. И с тех пор до этой отметки не доросла ни разу. А в июне и ноябре вообще балансировала в районе 1770 долларов. Это при том, что когда цена опускается ниже 1850 долларов за тонну, больше 35% производителей в мире становятся убыточными.

Но если бы дело было только в цене. В этом году беды на отрасль посыпались со всех сторон: растут складские запасы, Европа все еще не показывает устойчивый рост, производителей душат неподъемные энергетические тарифы... Вот и не верь после этого в «черную магию» числа 13. Но сможет ли 2014 год снять это «проклятие»?

И здесь у нас, как водится, две новости. Хорошая: отрасль из кризиса обязательно выйдет. И плохая: произойдет это не сразу. Более того, эксперты прогнозируют, что в первой половине 2014 года стоимость может опуститься еще ниже. Связано это с чрезмерными запасами крылатого металла на складах – одной из главных причин невысокой цены. Накопились эти залежи еще в 2008-2009 годах, когда объемы строительства во всем мире рухнули почти на 20%, выпуск автомобилей – на 30%, а производство алюминия осталось на прежнем уровне. Это «наследие кризиса» до сих пор не дает отрасли выйти на нормальную рентабельность.

Ситуация долго не менялась еще и потому, что она была выгодна владельцам складов. И они делали все, чтобы запасы не сокращались. Но после ряда судов, а также давления со стороны других игроков рынка и властей США они вынуждены менять свою политику. С апреля 2014 года крупные склады в рамках новой складской политики LME вынуждены отгружать больше металла, чем принимать, что может увеличить риск предложения металла на рынке и усилить давление на цену. По прогнозу экспертов Deutche Bank, цены будут опускаться до второго квартала. А уже после этого (то есть ближе к середине года) дела должны пойти на лад.

Китай, спасай!

По законам рынка, когда цены падают, а выпуск продукции становится нерентабельным, производство должно сокращаться. А следом – и запасы. И эти процессы идут везде, кроме Китая. Недавно Международный институт алюминия (IAI) обнародовал данные по запасам, которые накопились во всех частях света, кроме Азии. И вот что выяснилось (см. таблицу):

Континент

Запасы в сентябре 2012 года

(тыс. тонн)

Запасы в сентябре 2013 года

(тыс. тонн)

Африка

119

84

Северная Америка

609

609

Южная Америка

443

189

Европа

894

747

Океания

67

67

 

Что же касается производства, то с января по октябрь во всем мире, кроме Китая, алюминия было выпущено на 0,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако Поднебесная «подправила» статистику: с учетом производства в КНР совокупный объем выпуска крылатого металла на планете за этот период вырос на целых 4%! А в октябре 2013 года доля Китая в мировом производстве алюминия впервые превысила 50%. Пока львиную долю внутреннего потребления Поднебесная покрывает за счет собственных объемов. Но в будущем году, по прогнозам китайского агентства Antaike Information and Development Co., потребность страны в алюминии увеличится больше.

В России, похоже, ситуация с энерготарифами начала меняться в лучшую строну. Отечественные производители тоже очень много платят за электроэнергию, что негативно сказывается на рентабельности. И вот в начале ноября были внесены изменения в закон «Об электроэнергетике», которые предполагают поэтапное прекращение действия так называемой «последней мили». С 1 января 2014 года она будет отменена в 63 регионах России, в последующие годы – во всех остальных. Это позволит крупным потребителям энергии работать напрямую с Федеральной сетевой компанией и не оплачивать тарифы распределительных сетей более низкого напряжения, услугами которых они не пользуются. Ожидается, что эта мера уменьшит расходы металлургических компаний на электроэнергию на 25-30%. Что должно снизить себестоимость конечной продукции и увеличить рентабельность.

Поводы для оптимизма

Все это говорит о том, что в следующем году в мире должен увеличиться выпуск алюминия. А также спрос на него. Стабильно растет он и сейчас: за первые три квартала текущего года потребление алюминия в мире увеличилось на 6%. Быстрее всего оно росло в Китае (11%), Турции (10%) и Юго-Восточной Азии (6%). В Северной Америке потребление за девять месяцев выросло на 4%, в Европе – на 1,5%. По прогнозам Alcoa, в этом году потребление алюминия в мире вырастет на 7%. Что будет в следующем году, во многом зависит от отраслей-потребителей, в частности, автомобильной, авиационной промышленности и строительства.

Прогноз средней цены алюминия на 2014 год

Экспертная группа

 $/т

HSBC

2000

Fitch

2000

UniCredit

2000

Barclays

1838

Bank Of America

1775

Источник: по данным компаний

По подсчетам немецкого Центра автомобильного менеджмента (CAM), в нынешнем году в мире будет продано больше 71 млн новых машин. На следующий год прогнозы разнятся, но специалисты сходятся во мнении: автопром «падать» не будет. Так, эксперты CAM ожидают роста на 2,8%, аналитики агентства Moody’s – на 4,8%. По мнению специалистов британской консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, в 2014 году крупнейшим автопроизводителем планеты останется Китай, на второе место поднимется США, на третье – Индия. Эксперты предсказывают, что в следующем году в число лидеров мирового автопрома войдет и Таиланд. Так что Европу, которой еще долго приходить в себя после кризиса, в этой отрасли потеснят новые лидеры. А по прогнозам Минпромторга РФ, именно российский авторынок в следующем году станет крупнейшим на континенте: по оценкам, в нашей стране будет продано больше 3 млн новых машин.

Авиапрому тоже не стоит бояться спада. Два лидера отрасли – Boeing и Airbus – за нынешний год заключили множество новых контрактов. На данный момент в их суммарном портфеле заказов больше 2250 самолетов. Подобного не было уже шесть лет, а ведь год еще не закончен. Вырастет производство лайнеров и в России.

– В этом году объем производства гражданской техники в ОАК будет составлять более 40 самолетов, в следующем году мы должны выйти на 60 самолетов, – заявил на недавней пресс-конференции президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. А по правительственной программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», в следующем году на нужды гражданского авиапрома из бюджета будет выделено 107 млрд рублей (почти на 30 млрд рублей больше, чем в 2013-м).

Что касается еще одного крупного потребителя алюминия – строительной отрасли, то тут пока не все ясно. С одной стороны, хоть дела в Европе и налаживаются, ожидать быстрого увеличения объемов строительства в 2014 году на континенте вряд ли стоит. С другой, по данным PricewaterhouseCoopers, ударными темпами будут расти темпы строительства в Индии, США и Китае. Причем именно на 2014 год правительство КНР наметило масштабную стройку бюджетного жилья. Но с другой стороны, банк Goldman Sachs предрекает, что в 2014 году строительный бум в Китае закончится. Так что в будущее этой отрасли можно смотреть с оптимизмом, но все же осторожным.

...И в заключение – о главном: как все это отразится на стоимости алюминия? Как уже было сказано, в начале года она должна снизиться. Но потом пойти вверх под действием увеличения спроса и снижения запасов. В общем, цена будет очень изменчивой. О чем следует помнить, глядя на усредненные данные прогнозов.

Таким образом, кризис в отрасли, по мнению аналитиков, продлится еще от силы полгода. Потом будет легче.

Евгений Орлов

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”