Подробнее 0 комментариев

Вывод по профилю: реструктуризация в холдинге «СИБУР – Русские шины»

Холдинг «СИБУР — Русские шины» оптимизирует деятельность собственных предприятий не только в технологической области, но и в сфере управления активами. Два года назад менеджмент Холдинга пришел к выводу о необходимости экономии за счет отказа от непрофильных активов и функций. Отдел экономической экспертизы Холдинга под руководством Марии Федоровой обеспечивает методологию планомерного вывода непрофильных активов с баланса предприятий Холдинга.

Вывод непрофильных активов является признанным инструментом оптимизации деятельности, которым пользуются практически все крупные компании в мире. Российские компании поняли необходимость решения этой проблемы еще в конце 90-х годов. У многих непрофильные активы появились еще во времена СССР, когда предприятия должны были обеспечивать своих сотрудников жильем, детскими садами, базами отдыха, столовыми и т. п. В тех же условиях плановой экономики заводы были вынуждены для обеспечения полного производственного цикла создавать на своей базе различные сервисные службы, содержать собственные ремонтные и строительные бригады, подразделения, отвечающие за транспорт и связь. При нынешних условиях такие активы зачастую являются убыточными и невыгодным для компании балластом. Однако такие предприятия, получив самостоятельность и при грамотном управлении, получают шанс стать прибыльными АО. Что актуально в любой экономической ситуации и тем более в период не самой благоприятной экономической обстановки, когда реструктуризация становится жизненно необходимой. 

C момента формирования Холдинга «СИБУР — Русские шины» в 2005 году встал вопрос об оптимизации затрат предприятий, входящих в компанию. Было принято решение о выводе непрофильных активов. Тех активов, которые не связаны с основным производственным процессом конкретного предприятия Холдинга. Это столовые, комбинаты питания, детские лагеря и сады, медико-санитарные части, санатории, общежития, жилые дома, дома культуры. Непрофильными могут быть не только объекты, но и функции: транспортные, ремонтные, клининговые услуги. 

Все, что отвлекает управленческий ресурс от ключевых задач, должно быть передано сторонним подрядчикам — вот позиция топ-менеджмента Холдинга.

Поскольку, как выяснилось, необходимость принятия оперативных решений по большому количеству вспомогательных подразделений отнимает у руководства до 35–40% рабочего времени и в конечном итоге сказывается на оперативности и качестве управления в целом. Вывод непрофильных активов позволяет менеджменту сконцентрироваться на выполнении приоритетных задач. 

Кроме того, этот шаг позволяет сделать результаты производительности труда (объем выпуска на одного человека) более объективными, так как отсутствует искажение управленческой отчетности. Повышается также и сопоставимость показателей между предприятиями. Трудно сравнивать показатели, когда один завод обеспечивает себя вспомогательными функциями за счет внутренних резервов (содержит персонал, помещения, тратит средства и время на его обслуживание), а другой — покупает эти услуги у сторонних поставщиков, не отвлекая внутренние ресурсы. Вывод непрофильных активов в конечном итоге повышает инвестиционную привлекательность компании, позволяет оптимизировать структуру ее капитала в целом. 

Все перечисленные преимущества проекта по выведению непрофильных активов Холдинг активно зарабатывает уже больше двух лет. На текущий момент Холдинг отказался от содержания на балансе своих шести предприятий 41 непрофильного актива из 70, определенных для вывода. В частности, все предприятия СРШ уже отказались от таких непрофильных функций, как обеспечение питания и уборка помещений. Всего в 2008 году завершен процесс вывода по 25 объектам. Например, предприятие СЗРТ продало склад оборудования и сельскохозяйственный цех. Около 15 объектов также находятся сегодня в процессе вывода. В том числе производственный комплекс автотранспортного цеха и производство технологического оборудования для выпуска текстурированной нити на заводе «Сибур-Волжский», хлебопекарня и жилой дом, принадлежащие «Омскшине».

Вывод непрофильных активов является совместной работой всех подразделений холдинга.

Корпоративный центр холдинга выступает в этом процессе стимулирующим и согласующим органом. Конкретно этим занимается Департамент по работе с персоналом, Департамент экономики и финансов, а также Юридический отдел. Все необходимые действия после решения о выводе непрофильных активов выполняет непосредственно завод. Ответственность за выполнение этой работы возлагается на генерального директора предприятия.

В конце каждого года предприятия составляют планы по выводу непрофильных активов в следующем году, определяются сроки и форма вывода (вывод в дочернее общество, передача на аутсорсинг или продажа). Это учитывается при составлении годового бизнес-плана предприятия. Кроме того, ежегодно определяются активы и функции, вопрос о выводе которых не закрыт и требует доработки. Дальше в течение года предприятия готовят перечень мероприятий по выводу непрофильных активов и согласовывают его с КЦ.

Процесс считается завершенным после передачи активов на баланс предприятия — поставщика услуг и перевода сотрудников. А в случае перехода непрофильной функции к дочернему предприятию — после утверждения бизнес-плана и завершения процесса организации дочернего общества.

По истечении шести месяцев после организации дочернего общества проводится разовая проверка деятельности дочернего общества внутренними аудиторами. То же происходит и при передаче функции на аутсорсинг.

Продажа непрофильных активов проводится исключительно через аукцион.

При этом предприятие должно обязательно соблюсти все установленные процедуры и согласовать с КЦ стартовую цену продажи на основании отчета об оценке стоимости реализуемого актива. Оценка стоимости производится организациями-оценщиками, аккредитованными при ОАО «Газпром». Сроки вывода каждого из активов зависят от нескольких факторов: вида объекта, степени важности выводимой функции для поддержания нормального производственного процесса предприятия, сложности и длительности процесса оформления всех необходимых регистрационных документов, уровня конкуренции в той отрасли, к которой относится выводимый объект.

По словам начальника Отдела методологии и экономической экспертизы Холдинга Марии Федоровой, в случае перевода непрофильной функции завода, например, транспортной, в уже существующее предприятие (выведенное ранее другим заводом) или вывода на аутсорсинг этот процесс может быть завершен в течение шести-восьми месяцев. В то же время вывод таких объектов, как медсанчасть, или других социально значимых объектов может потребовать оформления лицензий, получения согласия сотрудников и различного рода разрешений и поэтому может затянуться более чем на год. Избавиться от непрофильного актива может быть сложно и в связи с тем, что продаваемый объект, например, не отвечает требованиям рынка или его рентабельность не высока из-за того, что покупателей таких услуг очень мало и они склонны скорее занижать цены, и т. п. Мониторингом всех имеющихся на предприятиях непрофильных функций занимаются сотрудники Отдела методологии и экономической экспертизы. Они же ведут работу по упорядочиванию процесса вывода непрофильных функций в дочерние общества, разрабатывают единый формат бизнес-плана. Отдел также оказывает методологическую поддержку предприятиям.

По совместному плану вывода непрофильных активов уже известно, что в I квартале 2009 года будут выведены услуги по ремонту оборудования на ОАО «Волтайр-Пром», содержание и техническое обслуживание электропогрузчиков на ОАО «ЯШЗ». Кроме того, будет продолжена работа по тем из 15 объектов, процесс по которым уже запущен в 2008 году.

Анна Арапович 

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Повышение эффективности производства неразрывно связано с безопасностью этой эффективности, Часто пр... Десять лет программе Тотальной оптимизации производства ПМХ
Ayrat Zaripov, благодарю за отзыв. напишите мне в личку panov_ilya@inbox.ru или в телеграм @panov_i... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Илья, приветствую! Очень интересная статья. Заинтересовался книгой Э. Шермана «Снижение аварийнос... «Безопасность превыше всего» – лозунг или правило жизни?
Навык — формируется в момент практических осознанных действий человека и имеет три стадии закреплени... Квест для стропальщика: как VR-очки помогают осваивать новую профессию
Отличное интервью, спасибо вам огромное. Со всеми пунктами согласен. Один из примеров у меня тоже сл... Лидерство — это не про то, чтобы все заработало в 2 раза быстрее
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”