Корпоратизация авиационной промышленности как элемент избранного государством курса на реструктуризацию отрасли.
С.Д. Бодрунов, Генеральный директор ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”,
доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербург
Проблематика реструктуризации предприятий чрезвычайно актуальна для авиационно-промышленного комплекса России (АПКРФ), который в советский период представлял собой двухуровневую, жесткую корпоративную структуру.
Десятилетний период самоадаптации АПКРФ показал, что его потенциал самоорганизации оказался неоправданно переоценен, и многие предприятия (вернее, их директорат) готовы, скорее обанкротится, чем утратить свою феодальную самостоятельность, позволяющую высшей администрации обеспечивать приемлемый уровень доходов за счет различных схем выгодополучения.
Стратегическая модель поведения в сложившейся ситуации — реализовать управляемую трансформацию отношений собственности через формирование корпоративных структур при управлении ими в общегосударственных интересах с привлечением федеральных органов власти, что отражено и в Федеральной целевой программе “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)”, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.10.01 №713. Этот способ наиболее действенный, поскольку обеспечивает контроль сразу над целыми группами предприятий, объединенных единым внутренним контуром управления, системой кооперации, механизмами учета интереса участников и выработки единых решений. Он представляет собой “российскую” версию хорошо известной в мировой практике системы участий и косвенного контроля.
Реструктуризация предприятий путем корпоратизации позволяет осуществить:
В экономическом плане корпоратизация позволяет интегрально наращивать объем доходов и снижать издержки.
Чрезвычайно важным является и то, что корпоратизация существенно способствует укреплению национальной безопасности, поскольку при снижении общего числа хозяйствующих субъектов, определяющих развитие отрасли, позволяет повысить степень и качество государственного контроля над каждым из них, упрощает процесс принятия стратегических решений и их осуществления.
В ходе осуществления корпоратизации АПКРФ было выявлено, что она должна быть концептуально строгой и соответственно подчиняться принципам, вытекающим, во–первых, из общих постулатов теории управления, во-вторых, обуславливаться организационно-экономическим существом протекающих в АПКРФ и вокруг него процессов, и, в-третьих, не выходить за рамки нормативно-правового поля.
В этой связи можно назвать следующие существенные черты корпоратизации АПКРФ:
Таким образом, в качестве результата реструктуризации (корпоратизации), предполагается формирование такого структурного облика АПКРФ, который подразумевает функционирование ограниченного числа корпораций с хорошим финансово-экономическим состоянием, ориентированных на предложение на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной авиационной продукции отечественного производства всего востребуемого потребителями спектра.
В настоящее время процесс создания интегрированных структур существенно активизировался, что в значительной степени обусловлено накопленным за последние годы опытом в этой сфере, (особое значение, в этом смысле, имеет положительный опыт первых созданных в рамках реструктуризации ОПК интегрированных структур, в т.ч. Корпорации “Аэрокосмическое оборудование”), а также активной позицией Правительства РФ по вопросам корпоратизации отрасли. Так, например, 26 июня т.г. проведено заседание Правительства, на котором рассматривался вопрос “О ходе реформирования предприятий и организаций авиационной промышленности” и по итогам которого было принято решение об ускорении создания интегрированных структур в соответствии с Федеральной целевой программой “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)”.
В августе 2003 года была принята Программа приватизации, в которой была учтена необходимость включения ряда приватизируемых предприятий в уже созданные и создаваемые интегрированные структуры. Кроме того, значительным результатом участия государства в проблемах реструктуризации отрасли стало упрощение порядка создания интегрированных структур (так, например, если для создания Корпорации “Аэрокосмическое оборудование” потребовалось 96 виз, то сейчас установлен четкий и ясный порядок: разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта создания интегрированной структуры, которое согласовывается соответствующим министерством, направляется в межведомственную Комиссию по реализации ФЦП “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)”, после чего поступает в Правительство в виде проекта, что, не нарушая правительственный регламент, существенно упрощает всю процедуру).
Структурные изменения в составе Правительства РФ, в частности, появление целого блока, занимающегося проблемами ОПК, во главе с Первым заместителем Председателя Правительства РФ Б.С. Алешиным, а также введение института Советника Администрации Президента РФ (А.Г. Бурутин) свидетельствуют о значении, придаваемом Президентом РФ проблемам реформирования и развития отрасли.
Интенсификации процессов реструктуризации авиационной промышленности подтверждается и тем, что вслед за Корпорацией “Аэрокосмическое оборудование” созданы такие интегрированные структуры, как ОАО “Концерн ПВО “Алмаз-Антей”, АО “АХК “Сухой”, ОАО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”. Таким образом, корпоратизация авиационной промышленности, как элемент избранного государством курса на реструктуризацию отрасли, становится реальностью.