Практический опыт - сотрудничество с металлосервисной компанией, осуществляющей деятельность на принципах аутсорсинга.
Металлургические и машиностроительные предприятия первыми ощутили на себе все тяжести финансового кризиса. Однако, может быть, не стоит отчаиваться, а лучше задуматься о развитии кооперационных связей? Шаг хотя и требует тщательного расчета, но, являясь стратегически значимым, способен стать «спасательным кругом» в кризисной ситуации. Своим мнением по этому поводу с нами поделился генеральный директор ОАО «Инпром» Игорь Коновалов.
«Управление производством»: Игорь, Ваша оценка развития рынка металлообработки в целом в условиях мирового экономического кризиса? Какие меры могут быть предприняты для минимизации кризисных явлений в деятельности металлосервисных компаний?
Игорь Коновалов: Рынок металлов пребывает в очень сложном состоянии. Цены на металл упали в разы, значительно ниже конъюнктурно оправданного уровня. Но большей бедой стало обвальное падение платежеспособного спроса на фоне остановки предприятий, перехода на трех-четырехдневной режим работы, а также замораживания большинства инвестиционных проектов, которые финансируются за счет частного капитала. Есть надежда, что поддержка предприятий за счет средств федерального бюджета, размещение госзаказа несколько оживит спрос и станет своеобразным локомотивом роста, но этих мер явно недостаточно.
Поэтому объем рынка в следующем году значительно снизится. Понятно, что в таких условиях многие металлотрейдинговые компании кризис не переживут и будут обанкрочены.
Банки в силу высоких рисков снизили объемы кредитования предприятий, деньги резко подорожали, требования к залогу ужесточились и финансирование оборотного капитала стало сложно решаемой задачей.
Маржинальный доход от металлоторговой деятельности снижается, конкурентная борьба за клиента обостряется и 2009 год для металлосервисной отрасли будет крайне сложным. Для многих – на грани выживания.
Действенной антикризисной мерой, способной помочь предприятиям – потребителям металлопродукции в нынешних условиях, может стать долгосрочная кооперация с металлосервисными компаниями.
УП: Вы считаете, что потенциал имеется, что предприятию всегда выгодно сотрудничать с металлосервисной компанией, осуществляющей деятельность на принципах аутсорсинга? В чем выгода?
Игорь Коновалов: Потенциал огромен. Но многое зависит и от уровня развития металлосервисной компании, и готовности мыслить экономическими категориями предприятия-заказчика. Зачастую косность, патриархальность мышления является самым серьезным препятствием на пути взаимовыгодного сотрудничества. Привычки сильны, и многие следуют принципу натурального хозяйства: «Всё делаю сам, от болта и гайки до конечного продукта».
Принцип аутсорсинга таков: «Сосредоточиваюсь на своей основной деятельности и передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше, быстрее и дешевле, чем я». Тот, кто это понимает, выигрывает. Ставшее привычным слово «кризис» заставляет считать каждую копейку, проводить ревизию затрат и оптимизировать расходы.
Чтобы быстро адаптироваться к новым экономическим реалиям, надо оперативно пересмотреть подходы к ведению бизнеса. И если собственное заготовительное производство недозагружено, нужно принимать решение об отсечении тех вспомогательных непрофильных производств, которые являются обузой для бюджета.
В этом смысле аутсорсинг, кооперация с сервисной компанией позволяет эту проблему решить. Размещение заказов в специализированной компании, по статистике, помогает снизить себестоимость стальных полуфабрикатов на 30–40%. По мнению независимых экспертов, при обращении в металлоцентр не менее чем на 30% увеличивается эффективность деятельности предприятия-заказчика. Напомню известное выражение: «Деньги сэкономленные – деньги заработанные».
Возьмем строительную отрасль, большинство производственных компаний которой сейчас работают с металлом самостоятельно, сталкиваясь с массой проблем и неся немалые затраты.
Какую бы технологию возведения объектов не применяли строители – монолитную, кирпичную или панельную – в объеме всех используемых материалов металл занимает примерно треть. А в структуре себестоимости его доля доходит до 18–20%. И посмотрите, с чем сопряжен процесс его обработки на строительной площадке. Начнем с затрат на арматурный участок, которые, к сожалению, многие из руководителей сводят только к расходам на оплату труда. А между тем арматурный участок на стройке – это капитальные затраты с учетом процентов на вложенный капитал и налогов. Это текущие расходы на содержание участка: электроэнергия, расходные материалы, эксплуатационные расходы, арендная плата за землю под участком, это заработная плата на вспомогательном производстве управленцев и специалистов (бригадиры, прорабы, специалисты ПТО и другие), которые так или иначе участвуют в этом процессе. Нужно закупить металл, транспортировать, использовать машины и механизмы, грузить-разгружать. Добавьте сюда проблему брака и металлоотходов, которые еще вчера были оплаченным дорогостоящим сырьем, а также охрану образовавшегося лома от нечистых на руку граждан… И при этих проблемах строители продолжают считать, что самостоятельно гнуть, резать и варить металл выгоднее! Настолько сильны стереотипы мышления руководителей.
Мы постоянно обращаемся к директорам: «Возьмите в руки калькулятор и грамотно выполните расчет, причем примите во внимание все экономические составляющие, а не ограничивайтесь только прямыми затратами».
Продвинутые руководители, как правило, прогрессивный молодой менеджмент, быстрее понимают убыточность собственного производства и принимают решение о сотрудничестве со специализированными компаниями.
В машиностроении схожие проблемы. Низкое качество продукции и производительности труда, крайняя изношенность основных фондов (по состоянию на 2007 год износ машин и оборудования приближается к 70%, степень износа критична для отрасли), избыточность персонала и производственной структуры. Большинство компаний обладает несоразмерно огромными площадями, доставшимися в наследство от советской системы. Это полностью противоречит мировой практике, по которой основной производственный актив машиностроительного предприятия – сборочный цех, и максимальное количество комплектующих (в странах ЕС 60–80%) поступает по аутсорсингу. Будучи загруженными едва наполовину, заготовительные цеха российских предприятий и до кризиса тянули их ко дну, а в нынешней ситуации они и вовсе способны погубить компании.
Такая модель бизнеса, как кооперация с поставщиком металлических комплектующих, продиктована рынком, позволяет предприятию сделать производство мобильным и масштабируемым и, главное, экономить столь необходимые сейчас ресурсы.
Олег Онищенко, директор СМУ ОАО «Волгоградский завод ЖБИ-1»:
«Наше предприятие строит в Волгограде жилой комплекс «Янтарный город». Планами производства работ было предусмотрено устройство свайного поля под фундамент дома с применением буронабивных свай. Выбрали подрядчика, имеющего богатый опыт в данном виде работ, который должен был изготовить каркасы прямо на строительной площадке по традиционной «ручной» технологии. Однако в последний момент отказались от его услуг, так как одна из металлосервисных компаний предложила изготовить требующиеся нам каркасы на своем специальном оборудовании.
Этой компанией были внесены изменения в конструкцию изделий, в результате чего каркасы получили дополнительное усиление без увеличения металлоемкости. Изменения мы оперативно согласовали с проектной организацией.
На принятие нашего решения повлияли гарантии высокого качества поставляемых изделий и скорость выполнения заказа. Договором предусматривалась поставка продукции по строго согласованному графику, который был достаточно жестким. Ежедневно собственный транспорт поставщика двумя-тремя рейсами доставлял каркасы на стройку. Замечу, что график ни разу не был сорван и качество изделия оказалось несравнимо выше «ручного» продукта.
Мы на практике убедились, что новый формат металлообеспечения строительных объектов в виде поставки готовых элементов арматурного каркаса здания является серьезным средством повышения эффективности деятельности. Затраты на обработку арматурного проката снизились на 15–20%, в два раза сократилось время на производство работ по заливке фундамента, повысилась технологичность всего процесса производства буронабивных свай, и теперь они соответствуют самым строгим критериям качества».
Юрий Водопьянов, директор ООО «Металлист»:
«Наша компания передает на аутсорсинг процессы по дробеметной очистке и грунтовке металлопроката всех видов (фасонного, сортового, листового и трубного). Широко пользуемся услугой плазменной резки и раскроя металла на гильотинных ножницах. И считаем такой подход более эффективным по сравнению с закупкой собственного оборудования и выполнения на нем данной операции.
Когда у нас появилась потребность в скобо-гибочных изделиях, мы тоже воспользовались аутсорсингом.
Надо сказать, что наши ожидания в плане качества выполнения заказов всегда оправдываются. У аутсорсинга, безусловно, есть будущее».
Николай Сухарьков, директор по строительству АН «Выбор», считает, что аутсорсинг металлообработки станет востребованной услугой на строительном рынке:
«Раньше мы обрабатывали металл своими силами: искали площадки, организовывали сварочные узлы, привлекали рабочих, а теперь просто получаем готовые конструкции и сразу же пускаем их в работу».
Текст: Виктор Родионов