Что оживит инновационные процессы? В чем видят стимул развития инноваций отечественные промышленники? Какие шаги предлагают сделать Правительству в этом направлении? Об этом наша беседа с Маратом Нагумановым, директором НПФ «Пакер».
– Марат Мирсатович, как известно, 5 апреля в Зеленоградском инновационно-технологическом центре состоялась встреча заместителя Председателя Правительства РФ – руководителя Аппарата Правительства РФ Владислава Суркова с представителями высокотехнологичного бизнеса – ТОП-30 лучшими инновационными компаниями России. На этой встрече Вы озвучили ряд предложений по стимулированию инвестиционной активности на правительственном уровне. Какие направления, Вы считаете, наиболее важны в плане повышения инновационной активности?
– На встрече с господином Сурковым я выделил 11 направлений. Исходя из своего опыта работы в бизнесе и опыта коллег, а также многолетнего анализа ситуации, думаю, именно эти направления наиболее важны в процессе развития инновационной активности российских предприятий, поддержки инновационных компаний на государственном уровне.
Перечислю каждое из направлений. Это:
– Вы, уверена, вполне основательно отметили, что в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) необходимо на правительственном уровне стимулировать инвестиционную активность в НИОКР нефтяной и газовой отрасли, поощрять взаимодействие российского производителя и государственных нефтяных и газовых компаний, способствовать продвижению отечественных продуктов за пределы нашей страны. А как Вы предлагаете контролировать инновационность нефтяных и газовых компаний?
– Для государственных нефтяных и газовых компаний, считаю, целесообразно ввести такой показатель, как внедрение и освоение инновационной российской техники, за которым руководству госкомпаний необходимо осуществлять ежемесячный контроль и отчитываться перед Правительством РФ. Стимулирование роста этого показателя будет способствовать развитию отечественной промышленности.
– Традиционно болезненный вопрос для инноваторов – финансирование научных проектов. То, что, по Вашему замечанию, в России необходимо возрождать опытно-конструкторские и опытно-промышленные работы, проводимые инновационными предприятиями в приоритетных областях, например, в нефтяной и газовой, поддерживая разработчиков финансированием научных проектов и созданием испытательных баз, даже не ставится под сомнение. Вопрос «что надо?» не так труден для понимания по сравнению с тем «как надо?». Как, по-вашему, можно решить проблему финансирования?
– Считаю, будет правильным шагом сформировать удобные и понятные схемы взаимодействия по получению государственного финансирования на НИОКР. Необходимо создать соответствующие центры финансирования и сделать процесс получения материальной поддержки простым и доступным. По аналогии с Постановлением Правительства РФ № 218 целесообразно создать другую схему субсидирования инновационных предприятий.
– Так какую схему поддержки инновационных предприятий Вы озвучили в своем предложении Суркову?
– Схема такова. Рассмотрим российскую компанию, обнаружившую потребность в оборудовании или продукте, которого на сегодняшний день нет на отечественном рынке. Разработка такого оборудования может стать стратегически важным для развития промышленной экономики нашей страны, особенно если его внедрение будет способствовать повышению энергоэффективности добычи нефти и газа, ресурсосбережения и т.п. Практика показывает, что многие российские производители, столкнувшись с такой задачей, обнаруживают у себя недостаток интеллектуальных ресурсов и материальных средств. Но, что важно, у компании есть инициатива и четкое понимание того, какой продукт инновационной деятельности она хочет создать.
Получив государственную субсидию на разработку нового оборудования (например, от 100 до 300 миллионов рублей в год), компания-производитель становится головным исполнителем и может привлекать к исследованиям другие предприятия, научные учреждения, учебные заведения, зарубежных партнеров.
– …. и что здесь должно быть наиболее весомо?
– Большое значение имеет то, что головной исполнитель для создания инновационного продукта получает финансовую поддержку сразу. При этом он обязуется перед государством в определенные сроки (к примеру, 3-5 лет) этот продукт разработать, запустить в производство и успешно реализовать на рынке.
Правительственным органам, выделяющим финансы на НИОКР, целесообразно фиксировать определенные технико-экономические показатели субсидируемой компании и отслеживать их изменение за определенный период, например, за три года.
О положительной динамике в деятельности компании может свидетельствовать увеличение налога на прибыль (прибыль на предприятии должна увеличиваться ежегодно), увеличение налоговых отчислений на заработную плату, налога на доходы.
Получив целевое финансирование, головной исполнитель должен инвестировать средства в собственное производство, но не обязательно на создание или модернизацию мощностей компании под заявленный инновационный продукт. Это может быть развитие инфраструктуры – строительство складов, производственных цехов, покупка станков, создание новых рабочих мест и т.п.
В новом Постановлении целесообразно поддержать кооперацию нескольких инновационных предприятий, которые общими усилиями создают инновационный продукт или новую технологию.
– Не секрет, что государство ведет осторожную политику в области финансирования инноваций и по причине возможной долгой окупаемости проектов и даже риска неокупаемости. С вашей точки зрения, как можно снизить риски?
– Говоря об окупаемости инвестиций государства в НИОКР, следует четко обозначить обязанности, возникающие у субсидируемой компании, а именно – увеличение налогооблагаемой прибыли и налога на доходы после успешной разработки, внедрения и продаж инновационного продукта. Безусловно, здесь также необходимо учитывать риски, нестабильность некоторых рынков и форс-мажорные обстоятельства.
Если исполнитель не достиг запланированных показателей при реализации инновационного продукта и не обеспечил поступление в бюджет установленных налоговых сборов, то недополученную сумму можно компенсировать частичным возвратом субсидии с учетом процентов по ставке рефинансирования Центробанка РФ.
– При всем, что Вы говорите, далеко не однозначен вопрос, связанный с финансированием НИОКР и госкомпаниями. Как Вы видите ситуацию?
– На сегодняшний день госкомпании, в частности те, которые специализируются в нефтяной и газовой отраслях, выделяя средства на создание современных техники и технологий, ставят условие – владение правом на интеллектуальную собственность. Зачастую это является сдерживающим фактором развития инноваций, так как доходы, полученные от реализации нового продукта, сам разработчик не может направить в НИОКР. Например, Роснефть объявляет тендер на НИОКР, выделяет разработчику 30 миллионов рублей. На эти средства продукт нужно разработать, изготовить, испытать и авторам выплатить вознаграждение за создание служебного результата интеллектуальной деятельности. В этом случае исключительные права на разработанный продукт принадлежат госкомпании.
Необходимо, чтобы разработчик инновационных технологий для госкомпаний оставался обладателем исключительных прав на разработанный продукт. Тогда он сможет реализовывать свою продукцию не только для госкомпаний, но и для других потребителей на российском и зарубежном рынках.
– Очередная проблема – нехватка в стране испытательных полигонов для инновационных продуктов. Ваши предложения в этом направлении?
– Да, действительно, у нас не хватает испытательных центров, связанных с наукоемким производством в разных отраслях промышленности. Никакие инновации в России без испытаний на практике не смогут воплотиться. Особенно это актуально для малых и средних инновационных предприятий.
Необходимо в рамках развития законодательства и инфраструктуры поощрять создание испытательных баз, инвестировать из российского бюджета средства на испытательные центры. Одним из вариантов решения данного вопроса может стать открытие отраслевого центра – испытательного полигона для разработчиков нефтегазопромыслового оборудования и других приоритетных инновационных отраслей.
Для того чтобы инновационным компаниям создать испытательные полигоны мирового уровня, необходима государственная поддержка в реализации опытных испытаний разработанных наукоемких продуктов. Правительство РФ должно определить регионы или города, (например, Уфа), в которых нужно открыть испытательные центры. В рамках правительственного субсидирования, целесообразно выделить средства на покупку или аренду земли, строительство технопарка и создания инфраструктуры для проживания технических специалистов, привлеченных к испытаниям на полигоне.
Для создания Центра необходимо собрать требования и пожелания инновационных компаний, которые нуждаются в таком испытательном полигоне, и на основе проанализированной информации создать проект. Стоимость проведения испытаний не должна быть высокой, чтобы на затратном этапе НИОКР довести продукт до внедрения.
– А что необходимо создать для продвижения российских продуктов на внешние рынки?
– Для продвижения российских продуктов на внешние рынки стран СНГ, бывшего СССР и дальнего зарубежья предлагаем создать отраслевые предприятия (например, «РосНефтеГазЭкспорт») для экспорта инновационных отечественных продуктов в страны, сотрудничество с которыми для России является взаимовыгодным. Такие государственные предприятия будут способствовать продвижению новой техники и технологий на зарубежные рынки, помогать производителю продавать, инициировать переговоры с потенциальными Заказчиками.
Для консулов, сотрудников МИД РФ, ФСБ РФ, ТПП РФ целесообразно ввести такой ключевой показатель деятельности как количество инициированных продаж на внешнем рынке. Необходимо ежемесячно анализировать этот показатель, следить за динамикой продаж инновационных продуктов и технологий на мировых торговых площадках.
– Как Вам видится информационная поддержка российских инноваторов при решении выйти на зарубежные рынки?
– Здесь, считаю, необходимо создать отраслевые справочники зарубежных потребителей продукции и надежных агентов (посредников), поставляющих ее за рубеж. Информационную базу таких изданий могут обеспечить таможенные органы, ТПП, МИД, ФСБ. В справочник логично поместить информацию как о странах, с которыми уже установлены партнерские отношения, так и о странах, являющихся потенциальными деловыми партнерами России.
Выступая от лица производителей, следует отметить, что для развития внешнеэкономической деятельности нам необходима справочная информация, позволяющая изучить состав участников мировых отраслевых рынков, исследовать конъюнктуру. Этому могло бы способствовать создание такого справочника, в котором представлена информация о всех мировых потребителях по отдельным отраслям, причем те зарубежные предприятия, с которыми российские производители уже наладили сотрудничество, желательно выделить (курсивом, цветом, либо каким-то другим способом).
Справочник должен содержать наименование компании, контактные данные первых лиц и ее агентов/посредников (Ф.И.О., должность, телефон, почтовый адрес, электронная почта), а также структуру предприятия с информацией о лицах, возглавляющих его подразделения. В справочнике должны быть данные о представителях МИД, ТПП, ФСБ; о консульствах стран, которые оказывают содействие во внешнеэкономической деятельности российских предприятий.
Также желательно добавить информацию о контактных лицах, к которым российский производитель может обращаться при выходе на зарубежные рынки. В каждой стране, с которой Россия сотрудничает, или в государстве – потенциальном партнере, при поддержке Правительства РФ, целесообразно создать представительства, способствующие продвижению отечественных инновационных продуктов.
Справочник должен публиковаться на русском и английском языках с ежегодным обновлением данных, поддерживаться в актуальном состоянии.
– В приоритете развития внешнеэкономической деятельности есть нюанс. На сегодняшний день для российских производителей скважинного оборудования доступ на рынки дальнего зарубежья закрыт стандартами API (Американский институт нефти). Вам не кажется эта проблема достаточно серьезной? Как тогда действовать?
– Безусловно, отсутствие разрешения АРI является серьезным сдерживающим фактором для выхода отечественных машиностроителей нефтегазопромыслового оборудования на международные торговые площадки. Аналогичный институт, финансируемый за счет государства, можно создать на территории РФ с целью оказания поддержки в сертификации и лицензировании иностранных продуктов и услуг. На базе данного государственного учреждения целесообразно сформировать консультационный центр по получению российскими производителями сертификата АРI и номограмм на продукцию. Иностранные компании, которые требуют разрешения АРI, должны оказывать содействие российским предприятиям в получении соответствующих сертификатов.
В России необходимо организовать обучение экспертов по АРI, выделив целевое финансирование на их стажировку в Американском институте нефти.
Индикатором эффективности работы созданного национального института может стать количество полученных и подтвержденных сертификатов АРI и количество проданного за рубеж скважинного оборудования. Также одной из задач вышеупомянутого института может стать составление рейтингов компаний, поддерживаемых государством, а также создание банка данных новых продуктов и технологий зарубежных компаний, сертифицирующихся в России. На основе такой информационной базы государственные нефтяные компании совместно с российскими производителями смогут изучать и внедрять передовые зарубежные технологии в РФ.
– А что Вы предлагаете предпринять в целях снижения импортозависимости?
– В целях снижения импортозависимости России, информацию о закупаемых зарубежных продуктах и технологиях необходимо сделать прозрачной и доступной для того, чтобы отечественный производитель знал, какую продукцию он может разрабатывать, какова доля рынка в том или ином секторе у зарубежных поставщиков.
В открытом доступе необходимо размещать планы закупок зарубежных продуктов российских нефтяных и газовых предприятий, а также выдавать российским инновационным компаниям технические задания на разработку импортозамещающих продуктов. Целесообразно также привлекать российских производителей к участию в проводимых нефтяными государственными компаниями обсуждениях и техсоветах по вопросам замещения завозимых в Россию продуктов и технологий.
– Создание и внедрение инноваций – зачастую процесс долгий, и он невозможен без психологически и физически здоровых людей. Для России, пожалуй, это одна из самых насущных задач – поддержание здоровья людей, создающих инновационные продукты с высокой добавочной стоимостью. Какие шаги, с Вашей точки зрения, необходимо сделать предприятиям и на уровне Правительства РФ в области промышленной медицины?
– На уровне Правительства РФ целесообразно оказывать помощь в направлении здоровьесбережения сотрудников российских промышленных предприятий, в создании для них благоприятных условий труда на научной основе. Необходимо также обобщение опыта и систематизация всех имеющихся материалов, помогающих руководству промышленных предприятий реализовывать программы по сохранению здоровья своих работников (сбалансированное питание, витаминизация, гигиена, лечебная гимнастика, массаж на рабочем месте и т.д.). Целесообразно объединить усилия для разработки здоровьесберегающих технологий, которые бы способствовали поддержанию эмоционального и физического тонуса сотрудника.
Одной из задач государства является увеличение продолжительности жизни своих граждан. Система здравоохранения в большей степени развивается в направлении диагностики и лечении заболеваний, в то время как главной задачей промышленной медицины является их профилактика.
На промышленных предприятиях необходимо создавать хорошо оснащенные медицинские пункты, в которых врачи могли бы наблюдать работников и вовремя выявлять возможные заболевания на ранних стадиях. Организованная медицинская помощь внутри предприятия и регулярная диспансеризация (медицинский осмотр) сотрудников способствует снижению уровня смертности, сокращению расходов на оплату больничных листов.
На сегодняшний день часть расходов на содержание медпункта у НПФ «Пакер» осуществляются за счет прибыли предприятия. Для поддержки российских промышленников предлагаем рассмотреть предложение по выделению финансовых средств на оздоровление сотрудников (например, на посещение бассейна, спортивного клуба и т.п.) и профилактику заболеваний (прием витаминов, фиточаев и т.п.) Просим предусмотреть возможность освобождения сотрудников от уплаты НДФЛ в случае получения медицинских услуг за счет средств работодателя.
– А какие меры предлагаете предпринять для повышения производительности труда?
– В целях повышения производительности труда предлагаем разработать государственную программу по профилактике профессиональных заболеваний и сохранению здоровья человека. Желательно, чтобы такой документ по здоровьесбережению носил рекомендательный характер. В качестве поддержки предприятий-участников данной государственной программы, активно выделяющих средства на социальную сферу, государство может частично компенсировать затраты на промышленную медицину, например, в виде возврата по налогам. Если предприятие проводит мероприятия, направленные на сохранение здоровья, просим Правительство предусмотреть возможность учитывать все эти расходы при налогообложении прибыли.
Вопрос производственной психологии является на сегодняшний день очень актуальным. Часто у сотрудника в ходе трудовой деятельности происходит эмоциональное выгорание, возникает «синдром хронической усталости», ослабляется внимание, что может повысить аварийность на производстве. Для восстановления здоровья предлагается предоставлять всем сотрудникам дополнительный отпуск 7-14 дней. Поэтому просим предусмотреть возможность предприятиям предоставлять дополнительные отпуска (свыше 28 календарных дней) для всех категорий работников и учитывать данные расходы при налогообложении прибыли.
Необходимо внести изменения в нормативные акты, в частности в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся разрешения учитывать промышленным предприятиям все расходы на оздоровление сотрудников при налогообложении прибыли.
– Но психологическое и физическое здоровье должно еще поддерживаться и положительным эмоциональным тонусом работающих людей. Ведь нередки случаи, когда именно эмоциональный срыв приводит человека к физическому нездоровью. Здесь вы тоже предусмотрели возможную помощь со стороны Правительства?
– Хочу сказать, что на эмоциональное состояние работника в большой степени влияет эргономика рабочего места (тона, в которых оформлено помещение, цвет и формы офисной мебели, расположение предметов и т.п.). Не менее важными являются психологические аспекты взаимодействия сотрудника с коллективом. Поэтому целесообразным является создание такого сборного документа, который включал бы рекомендации по эргономике и соционике для создания благоприятного психологического климата в трудовом коллективе промышленных предприятий.
Систематизация знаний и опыта в области индустриальной психологии должна проходить поэтапно. Целесообразным является создание государственных институтов, формирующих научную составляющую повышения эффективности труда. Необходимо разработать Концепцию развития промышленной медицины и индустриальной психологии, которая бы задавала направление в решении конкретных вопросов: как на том или ином предприятии создать максимально комфортные для работника условия.
Необходимо организовать подготовку специализированных промышленных психологов в соответствующих учебных заведениях страны, изучать зарубежную практику индустриальной психологии.
– Еще одно озвученное Вами направление – это разработка Концепции развития организации промышленной компании по отраслям. Что представляет собой этот документ?
– Концепция развития организации промышленной компании по отраслям представляет собой стратегический план, в котором прописаны уровни роста предприятия. При этом выделенные этапы развития необходимо проходить последовательно.
Концепцию необходимо разработать, излагая ее положения простым и понятным языком, основываясь на примерах успешных компаний: отечественных и зарубежных, учитывая специфику российских отраслевых рынков.
Для разработки Концепции необходимо привлечь группу экспертов, работающих в одном «поле», возглавить группу должен обязательно производственник. При подготовке Концепции целесообразно систематизировать опыт внедрения инноваций российскими и зарубежными компаниями, построить несколько моделей, теоретизировать полученные данные.
Три главные составляющие Концепции: Человек, Клиент, Прибыль. Такая Концепция может стать ориентиром для последовательного, поэтапного развития многих российских предприятий, чтобы не повторять ошибок других компаний, прошедших путь развития.
В этом есть большая необходимость в России.
– И, наконец, самый животрепещущий из года в год вопрос – это подготовка кадров. В чем суть предлагаемых Вами подходов?
– Существует государственная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан, реализуемая через центры занятости населения. По данной программе можно набрать 10-15 человек и обучить их за счет средств Федерального бюджета. В то время, когда безработный проходит обучение, он получает пособие (минимальный размер 977 рублей, максимальный 5600 рублей). Этих средств недостаточно для жизни и содержания семьи, и на практике немногие участвуют в данной программе. Предлагаем рассмотреть следующее предложение.
Промышленные предприятия выступают инициаторами создания групп для обучения рабочим специальностям, во время которого обучающийся получает государственное пособие (10-15 тысяч рублей, например), и он принимает обязательства (подписывает договор), что по этой специальности он отработает в течение определенного промежутка времени (1-5 лет).
Считаем целесообразным поднять ценовый уровень пособия граждан, получающих квалификацию по рабочей специальности.
Необходимо пересматривать программы обучения средних специальных, профессиональных и высших учебных заведений, потому что на производство приходят практически не подготовленные к работе специалисты. В программы обучения желательно включить курсы: инструменты Бережливого производства, 5S, ТРМ, СМК, управление рисками, процессный подход, проектный подход, психология управления, развитие лидерских качеств, культура решения проблем, участие в мозговых штурмах, понимание управления производством. Вышеперечисленным курсам надо обучить преподавателей за границей, чтобы потом они свои знания могли передавать российским студентам.
По нашему мнению, есть проблемы с автоматизацией управления производством, организацией управления производством. Эти специализации должны расширяться. Нужны организаторы, интеграторы производства.
– Марат Мирсатович, все Ваши предложения – это жизнеспособный путь обеспечения поддержки и развития отечественной промышленности, который поможет России ступить на новый виток развития экономики, и может способствовать всплеску инноваций. И мы надеемся, что в Правительстве РФ услышат «голос» промышленного бизнеса, радеющего за российское инновационное движение.
Подготовила Ольга Лазарева