В этой статье речь пойдет о системном подходе менеджмента в процессе образования, подготовке и обучении сотрудников для решения проблем современных предприятий и организаций.
«Самые лучшие в мире идеи ничего вам не принесут, если у вас нет людей, способных их реализовать»
Эдуард Джексон
В этой статье речь пойдет о системном подходе менеджмента в процессе образования, подготовке и обучении сотрудников для решения проблем современных предприятий и организаций, основных концепциях и этапах программы ТРиСС, инструментах и методах повышения степени идеальности систем (товаров и услуг, предприятий и организаций…). Но прежде чем перейти к самой статье, хотелось бы напомнить, что основной смысл (миссия) и жизнедеятельность любого предприятия или организации заключается в том, чтобы разработать и произвести идеальный продукт (техническая система), который идеально бы удовлетворял потребности потребителей, для которых, собственно, и создается это предприятие. Значит такой продукт, может произвести только идеальное предприятие (технико – технологическа система). А основу идеального предприятия составляют идеальные сотрудники (социотехническая система): руководители и менеджеры, рабочие и служащие, инженеры и конструкторы, которые способны создать идеальную организационно – управленческую систему по разработке и производству идеальной системы продукта.
«А где возьмешь?» - как сказал бы не забвенный В.С.Черномырдин. Ведь системной подготовкой таких сотрудников никто не занимается. Выход один – воспитывать и обучать самим. А это уже проблема, основные положения решения которой я и попытаюсь здесь объяснить в т.ч. и с помощью схемы «Дорожной карты» создания идеальных систем. Выше я постоянно упоминаю слово система и это не случайно, ведь системный подход подразумевает рассмотрение любого объекта (продукта, услуги, организации, государства и пр.), как набор взаимозависимых, взаимосвязанных (в пространстве и во времени) элементов (подсистем). Каждый, из которых обладает только ему присущими свойствами и характеристиками, которые в совокупности придают системе необходимые для потребителя свойства и характеристики (за что он и платит). Но это понятие самой системы, а мы говорим об идеальных системах, как самого продукта, так и системе его разработки и производства. Даю определения идеальности систем:
Идеальная техническая система продукта – это система, в которой элементов вроде бы нет, но, тем не менее, сам продукт обладает необходимыми для потребителя свойствами и характеристиками.
Идеальная социотехническая система предприятия – это система, в которой технико – технологических элементов (ресурсов) разработки и производства продукта вроде бы нет, но, тем не менее, продукт, с заданными потребителем свойствами и характеристиками разрабатывается и производится.
Идеальна социальная система предприятия – это система, в которой руководителей и сотрудников вроде бы нет, но продукт, с заданными потребителем свойствами и характеристиками разрабатывается и производится.
У многих современных разработчиков по совершенствованию и развитию систем часто возникают проблемы связанные с видением или представлением о том, а какой же должна быть идеальная система или что будет в результате проведенных мероприятий по совершенствованию систем. «Что в конце тоннеля?». Какие этапы обучения и внедрения инструментов и методов концепции «бережливого производства», ФСА (функционально – стоимостного анализа), ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) надо пройти? Как мотивировать сотрудников? Многие из этих вопросов я уже рассматривал в предыдущих статьях. Одно скажу твердо – без вовлечения всех сотрудников в процесс обучения и внедрения инструментов и методов совершенствования по созданию потребительской ценности на рабочих местах с целью совершенствования и развития систем, ничего не получится. И пусть всякие Ходорковские рассказывают об особенностях славян, что у славян свои методы и подходы. Без разработки (с привлечением исполнителей), стандартизации и обучения стандартным (эффективным) методам выполнения работ не будет ни качества, ни роста производительности, ни снижения себестоимости… Ведь как можно совершенствовать что – либо, если у каждого сотрудника свой, исключительный метод, выполнения одних и тех же работ (операций)? Это все равно, что на фоне падения конкурентоспособности продукции говорить о необходимости повышения качества и производительности и ничего не делать, потому что не знают как. Это уже относится к понятию административных противоречий, о которых я скажу ниже. Видят выход только в приобретении западного оборудования и технологий, а то, что на рабочих местах «черт ногу сломает» и сам организационно – управленческий процесс и условия работы организованы через «пень - колоду» этого не понимают. То же можно сказать и о конструкторах, которые вместо изобретательского подхода при разработке или совершенствовании продукта, который заключается в использовании имеющихся вещественно – полевых ресурсов для улучшения полезных для потребителя свойств и характеристик. Используют инженерный подход, который заключается в том, что для улучшения потребительских свойств и характеристик просто добавляют какой - либо дополнительный элемент в систему продукта. О таких конструкторах на загнивающем Западе говорят: «Они не настолько умны, что бы создавать простые и надежные вещи». А для повышения конкурентоспособности необходимо в первую очередь научить сотрудников бережливому мышлению (менеджменту):
А для этого необходимо создать в коллективах культурно – производственную атмосферу:
А с этими вопросами на наших предприятиях большие проблемы. Значит надо переходить от результативной (индивидуальной) мотивации к процессной (командной) мотивации выполнения работ. А для этого необходимо уважать достоинство человека и вырабатывать у него достойное отношение к своему труду, за который понятно и достойно платят.
За счет инструментов и методов бережливого менеджмента можно повысить качество и производительность технологических процессов разработки и производства продукции, но создать (изобрести) уникальный продукт, превосходящий по своим свойствам и характеристикам существующие аналоги, тем более по средневзвешенной рыночной цене - не получится.
Для решения этой, более сложной задачи следующего этапа развития систем, необходимо применить метод изобретательского менеджмента основанного на концепции ФСА и ТРИЗ. А для этого необходимо научить сотрудников изобретательскому менеджменту (творческому мышлению):
Системный подход изобретательского менеджмента подразумевает умение видеть, представлять, воспринимать как единое целое любой объект как систему во всей ее сложности, со всеми связями и изменениями, сочетая разные, но взаимодополняющие друг друга подходы, такие как:
Саму модель изобретательского системного видения можно представить как 9 – ти экранную схему, состоящую из экрана самой системы, над и под системы, а так же их историю и будущее. Пример 9 – ти экранного системного мышления.
Считается, что природным даром системного мышления обладают особо одаренные люди, но еще в 50 – 60 ых годах Г.С.Альтшуллер, доказал что с помощью изучения программы ТРИЗ, методом системного мышления может овладеть каждый.
Разработанную мной методику создания идеальных систем, на основании концепции «бережливого производства», ФСА и ТРИЗ я и предлагаю вашему вниманию. Но для наглядности предлагаю рассмотреть схему «Дорожной карты» программы ТРиСС по созданию идеальных систем. В ней четко просматривается порядок и последовательность проведения мероприятий по совершенствованию и развитию любых систем с целью приближения их к идеальности. Согласно законам диалектики развития систем, любая система (техническая, технологическая, социальная…) в процессе своего развития стремится к идеальности.
Как видно из приведенной схемы весь процесс совершенствования и развития систем начинается с анализа и оценки самой технической системы (информационный и аналитический этап) по «факту как есть» с привлечением и оценкой ее с позиции потребителя. Для этого составляется матрица анализа и оценки функциональной значимости элементов (основных, вспомогательных, второстепенных) системы продукта с использованием концепции ФСА. Комплексно оцениваются положительные и отрицательные эффекты системы продукта с позиции: конструкторов, технологов, производственников, экономистов, потребителей...Далее оценивается конкурентоспособность системы продукта по отношению к аналогичной продукции предприятий – конкурентов как минимум по 5 – ти показателям, которые, как правило, и являются основной проблемой конкурентоспособности системы предприятия. Подробно останавливаться не буду, многие читатели, особенно те, кто внедряют на предприятиях концепцию «бережливого производства» с методикой знакомы. Но уже на этапе выявления проблем, возникают противоречия:
Противоречия, в свою очередь, из – за не эффективного использования имеющихся вещественно – полевых ресурсов, ведут с позиции:
В то же время Противоречия возникают из – за 5 – ти видов Причин, которыми управляет руководитель и менеджеры и которые они же и обязаны совершенствовать.
И Решение здесь может быть только одно – обучить сотрудников и внедрить в повседневную практику ф.х.д предприятия технологии бережливого и изобретательского менеджмента.
И только тогда у предприятия может появиться надежда не только создать высоко конкурентное предприятия, соответствующее экономикам развитых стран, но и превзойти их при условии разработки и производства Идеального продукта.
P.S.
Даже поверхностное изучение инструментов и методов:
И что характерно, это делают все сотрудники любого предприятия СНГ.