Портал "Управление производством" 0 комментариев

Инновациям и инвестициям – действие! или Когда закончится «День сурка»?

Инновации и инвестиции помогут стране обрести светлое будущее. Что и как делают для этого сегодня власти? Почему реализация планов может оказаться под большим вопросом?

Очевидное-невероятное будущее инноваций

В течение последних 10 дней Правительство РФ в очередной раз продемонстрировало определенную решимость улучшить положение России на внутреннем и мировом рынках, обрести репутацию инновационно направленной и инвестиционно привлекательной страны.

Однако, как говорится, со смелостью можно все предпринять, но все ли можно сделать? И сделать так, как определено – дабы доказать самим себе, что страна интеллектуально и физически доросла до способности эффективно реализовывать собственные программы. Эксперименты здесь, воистину, дорогого стоят. В том плане, что дорого обходятся. Особенно если сценарии готовили «бойцы невидимого фронта», заранее не уверенные в том, что «режиссура» будет исполнена в соответствие с утвержденным сценарием и планом.

Напомним, что еще в начале апреля прошла новость о том, что премьер-министром Дмитрием Медведевым утверждена государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Программа). Все из того же сценария «Четыре «И» президента», где главенствующая позиция – это желание царя и народа русского превратиться из сырьевого придатка в инновационно развитую державу с привлекательным инвестиционным климатом. Все те же чаяния заложены и в новом апрельском документе.

Радея за лучшие условия жизни бизнеса и Отечества в целом, правительство предусмотрело в Программе реализацию комплекса мероприятий (все, конечно же, полномасштабно и системно), которые позволят обеспечить переход к преимущественно инновационному пути развития российской экономики. Для чего, как говорят с привычным постоянством наши чины, будут созданы действенные стимулы для увеличения инвестиционной активности и роста производительности труда. Иначе никак – производительность и инновации нам нужны как источник экономической конкурентоспособности.

А уж, что касается рядового российского гражданина, то в 2013 году только младенец не в курсе, какую пользу могут принести инновации России. Если по инновационному пути пойти правильными шагами (без воровства и коррупции, задействуя в полной мере интеллектуальный, производственный и прочие потенциалы), то, вне всяких сомнений, такая инновационная стратегия приведет россиян к лучшему будущему.

И вообще, к разговорам, принятым документам, уверенным обещаниям по поводу того, что скоро и на нашей улице будет праздник – Россия станет-таки оплотом инноваций и инвестиций, кажется, у нас уже выработался стойкий иммунитет. Мало, господа чиновники, мало! Наше недоверие пилюлями типа «скоро все будет!» не вылечить. Мы верим в реальные действия, подтвердить которые могут только реальные цифры. А пока очередные заявления напоминают лично мне фильм «День сурка»: та же гостиница, те же люди, те же обещания, те же события.

Вопрос в том, как в этом сюжете – при реализации Программы – будут оправданы ожидания Минэкономразвития по поводу того, что к 2020 году, т.е. всего через семь лет, Россия поднимется до 20-ой позиции в рейтинге условий для бизнеса Всемирного банка (сейчас мы там 120-е), а число инновационных компаний вырастет с 9,2 до 25%. Удивительно! За 20 с лишним лет мы не смогли преодолеть и десяти ступеней вверх, а через 7 лет должны подняться аж на 100! Это в то время как при приоритетности инновационных задач наш опыт по внедрению программ в этом направлении до сих пор удачным не был. Интересно, кто или что поможет амбициям министерства стать здоровыми в полном смысле этого слова? И достаточно ли здесь будет 866 миллиардов рублей, выделенных из федерального бюджета на реализацию госпрограммы? Вопрос оставим открытым.

Да и не только в финансировании состоит решение проблем инноваций. Кроме двух известных бед, в России есть еще и третья – у нас по-прежнему существует колоссальный разрыв между наукой и частным сектором. Мы так и не научились эффективно использовать инновационный потенциал, в должной мере способствовать взращиванию кадров для инновационной экономики. Что и говорить, если в новой Программе среди объема финансирования девяти направлений наименьшая сумма предусмотрена на создание кадров для инновационной экономики – всего 4,3 миллиарда рублей. Из всего объема выделенных из бюджета средств 59 миллиардов планируется вложить в формирование особых экономических зон, 319 миллиардов пойдет на развитие рынка недвижимости. На стимулирование инноваций отведено 164,8 миллиардов рублей, из которых 800 миллионов предусмотрено на исследования – это около 20 миллионов евро. Во Франции, например, после кризиса 2008 года правительство вместо уменьшения бюджета на инновации приняло решение вложить немалую сумму средств в промышленность и научные исследования. На 10 лет, начиная с 2011 года, предусмотрено всего 35 миллиардов евро, из них 22 миллиарда предназначены для исследований и университетов, т.е. – по два с лишним миллиарда на каждый год. И это против наших 20 миллионов евро на 7 лет! Без слов! Иначе придется применить литературную обработку ненормативной лексики…

Ясно одно – реализация Программы поможет России выйти на форсированный сценарий развития. Он подразумевает выполнение указов президента Владимира Путина, основанных на предвыборных обещаниях. По прогнозам ведомства, в таком случае среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 5,4 процента. В результате этого доля России в мировой экономике к 2030 году вырастет до 5,3 процента. Безусловно, вырастет. Но … где-то там, в другой стране, где возможны чудеса – где живет своей жизнью правительство и Минэкономразвития, где намеренно не видят и не слышат адекватных людей и трезвых расчетов. Да и разве это удивительно! Ведь адекватность и трезвость – это не всегда выгодно, поскольку тогда люди могут быть уверены в том, что государственные инвестиции не принесут желаемого результата, поскольку рост расходов бюджета на один процент ВВП в следующем году дает нам только 0,74 процентных пункта экономического роста, а через год – 0,19. Честно говоря, хочу сильно не верить в такие расчеты!

А пока… Как всегда, нам остается изо дня в день хорошо делать свою работу, самостоятельно заботиться о своих инновационных кадрах, росте добавленной стоимости в производимой продукции и прочих направлениях в мире инноваций. Делать и верить в чудеса ближайшего инновационного будущего нашей богатой, с таким непостижимым правительством, страны.

Инвесторы, не суйте нос в наши дела – суйте деньги!

Следующий лейтмотив в сценарии аналога «Четырех «И» …» звучит как «Инвесторы, не суйте нос в наши дела – суйте деньги!». В кадре – планы правительства улучшить инвестиционный климат в России. Так как отток капитала из страны не на шутку озадачил правительство (ведь если бизнес бросился защищать таким образом свои инвестиции – значит, в условиях его ведения есть «черная дыра»), оно решило снять излишние административные барьеры для иностранных инвестиций. Правда, преимущественно в стратегические отрасли. При этом правительство намерено либерализовать процедуры контроля и направить на формирование благоприятной инвестиционной среды, не много, не мало, 85 миллиардов рублей. Эти средства предусмотрены вышеупомянутой Программой, где, помимо этого, говорится о затратах на развитие малого и среднего бизнеса в размере 55 миллиардов рублей.

Среди мер по либерализации стратегических инвестиций предусматривается и отмена предварительного согласования сделки в сфере пользования участками недр федерального значения, если прямо или косвенно 50 процентов уставного капитала находятся в собственности государства и, если, как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, «этот баланс в результате сделки не будет нарушен». В случае же, когда иностранный инвестор владеет 75 процентами в уставном капитале стратегических обществ, такое согласование вообще не потребуется.

Насколько эти и другие правительственные меры по улучшению инвестиционного климата окажутся дееспособными, можно будет увидеть, как минимум тогда, когда Всемирный банк опубликует очередной рейтинг благоприятности деловой среды Doing Business. В прошлом году в этом рейтинге мы смогли осилить несколько позиций вверх, однако все равно Россия оставалась во второй сотне. То есть едва заметные улучшения вовсе не свидетельствуют о хорошем инвестиционном климате, по-прежнему закрепляя за нами унизительное право быть отсталой с точки зрения инвестиционной привлекательности страной как для внешних, так и для внутренних инвесторов.

Более-менее благоприятную ситуацию с прямыми портфельными инвестициями (ППИ) можно наблюдать в автомобилестроении. Автопром, например, из более чем 50 процентов всех промышленных инвестиционных проектов берет на себя свыше 12 процентов проектов, финансируемых за счет иностранных инвестиций. На его счету более 16 тысяч новых рабочих мест. По оценкам экспертов, в 2013 году происходит дальнейший рост интереса инвесторов к данной отрасли, в которую в прошлом году было направлено 14% от общего объема ПИИ в российскую экономику при среднем показателе 12%. Благодаря росту инвестиций в данной отрасли Ленинградская, Московская, Нижегородская, Калужская и Самарская области стали крупными автосборочными центрами. Другие регионы – Ростовская, Калининградская области и Удмуртская Республика – также становятся центрами автопрома.

Второе место по количеству проектов, финансируемых за счет ПИИ, эксперты отдают пищевой промышленности. И только потом идет производство машин и оборудования. В 2011 году доля этого сектора в общем объеме ПИИ увеличилась до 11% по сравнению со средним показателем 8% за предшествующие пять лет.

Однако в текущем году улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной активности и соответствующие планы правительства могут оказаться под большим вопросом из-за кипрского кризиса. Данный фактор, согласно проведенным Центром развития расчетам, может привести к заметному торможению инвестиционной активности в России. Так, Кипр может отщипнуть до 1,8-1,9 п.п. прироста ВВП, т.е. вообще остановить наш экономический рост. Хотелось бы другого – более оптимистичного – развития событий, однако промышленная история Государства Российского требует быть объективными и внимательными к мировым неполадкам. Тем более на фоне значительного замедления темпов производства в российской промышленности, где за последние полгода объемы выпуска сократились на 1,8%.

Но власти не унывают. «Мы будем делать все, чтобы создать благоприятные условия для ведения бизнеса», – сказал на прошлой неделе В.В.Путин на его совместной с премьер-министром Голландии Марком Рютте встрече с российскими и нидерландскими бизнесменами. «Мы все делаем для того, чтобы улучшать деловой климат в стране; наверное, не все еще сделано, но мы двигаемся в этом направлении», – подчеркнул президент РФ.

Стоит напомнить, что в числе одного из таких преимуществ Путин назвал недавнее создание Единого таможенного пространства с Казахстаном и Белоруссией. По утверждению российского президента, «это очень хороший сигнал для партнеров в Европе, поскольку рынок емкостью в 165 миллионов потребителей стал функционировать, исходя из принципов ВТО, и теперь должно быть легче работать на рынках трех стран».

Но даже если по полной задействовать внутренний – «триединый потенциал» – нет гарантий того, что мы сможем выйти на прогнозные показатели ВВП и улучшить деловой климат. Как говорят эксперты Центра развития, если «влияние кипрского кризиса на Россию окажется максимальным, то вполне вероятно, что надеждам даже на минимальный рост в 2013 году будет не суждено сбыться. Вот такую цену – мгновенный переход в стагнацию – придется заплатить за слабость российских институтов, прежде всего, защиты прав собственности и судебной системы, заставляющую бизнес искать защиты в оффшорных юрисдикциях».


Текст: Ольга Лазарева

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”