АО "КИРИ" 0 комментариев

В Казахстане сформированы основы новой индустриальной политики страны

Интервью с Маратом Идрисовым, заместителем председателя "Казахстанского института развития индустрии".

Благодарим пресс-службу АО "Казахстанский институт развития индустрии" за предоставление данного материала.  

- В этом году заканчивается первая пятилетка ГПФИИР, в каком виде программа войдет во вторую пятилетку? Как изменяться приоритеты, цели и инструменты программы? 

- Вторая пятилетка индустриализации страны является логическим продолжением начатой работы в рамках первой пятилетки. Разработке Программы (ГПФИИР 2) предшествовала кропотливая и огромная работа по изучению внешних и внутренних факторов влияния, их возможного изменения, очень взвешенно были определены перспективные к развитию отрасли и сектора промышленности. В данной работе активное участие приняла бизнес-среда: были проведены индивидуальные обсуждения, круглые столы, совещания, анкетирование; ни одно из предложений предпринимателей и Национальной палаты предпринимателей не осталось без внимания.

При определении приоритетных секторов в Программе был проведен комплексный анализ всех отраслей и секторов промышленности. Учитывались рыночные перспективы для сектора, включая объем и рост как локального рынка, так и рынка макрорегиона, а также потенциальный экономический эффект от развития сектора. А также возможности данного сектора в Республике Казахстан, в том числе текущий уровень и перспективы развития.

Выборе приоритетов определялся в первую очередь на реальных возможностях и конкурентных преимуществах Казахстана.

Основой ГПФИИР 2 является сбалансирование развитие базовых (ресурсных) секторов, рыночно-ориентированных секторов и секторов будущего.

Таким образом, были определены 14 приоритетных секторов, имеющих наиболее высокий потенциал развития в 6 отраслях промышленности: 

  1. черная металлургия;
  2. цветная металлургия;
  3. нефтепереработка;
  4. нефтегазохимия;
  5. производство продуктов питания;
  6. агрохимия;
  7. производство химикатов для промышленности;
  8. производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей;
  9. производство электрических машин и электрооборудования;
  10. производство сельскохозяйственной техники;
  11. производство железнодорожной техники;
  12. производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;
  13. производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности;
  14. производство строительных материалов. 

Вторая группа приоритетов это – инновационные приоритеты, которые позволят нам преодолеть технологическое отставание и которые были определены в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 17 января 2014 г: 

  1. мобильные и мультимедийные технологии,
  2. нано- и космических технологии,
  3. робототехника,
  4. генная инженерия,
  5. поиск энергии будущего. 

Другие сектора промышленности не вошедшие в приоритеты, также не будут лишены инструментов поддержки при выполнении следующих критериев: 1) экспортоориентированности, 2) повышение производительности труда, 3) получении эффекта от инструментов государственной поддержки.

В Программе предусмотрены финансовые и не финансовые меры государственной поддержки. Программа сохранит преемственность с ГПФИИР 1, созданную инфраструктуру поддержки и институты развития. Инструменты адаптированы к условиям ВТО  и ЕЭП, повышающие качество человеческого капитала, способствующие развитию инновации и улучшению инвестиционного климата.

Для успешной реализации Программы при Правительстве сформирована Комиссия по промышленному развитию, задача которой будет  выработка мер по:

  • повышению конкурентоспособности и эффективности  промышленности Республики Казахстан;
  • отбор территориальных (региональных, межрегиональных) кластеров, а также инвестиционных проектов.

Кроме того будет создан Национальный совет по экспорту при Президенте Республики Казахстан.

В целом, полагаю важным подчеркнуть, что Программа является логическим продолжением ГПФИИР 2010-2014 гг. и учитывает опыт ее реализации, она является частью промышленной политики РК с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективного отраслевого регулирования.

Программа второй пятилетки является межведомственной, ориентированной на развитие обрабатывающей промышленности.

Комиссия по промышленному развитию станет ключевым органом по межведомственной координации. 

- Каковы результаты ГПФИИР? Дала ли программа положительные стимулы для экономики и какие уроки удалось извлечь? Что не получилось? 

- Цель первой пятилетки ГПФИИР «Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности», которая достигалась через  создание благоприятной среды для индустриализации,  формирование центров экономического роста, усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов и ряда других задач.

По сути сформирована и постоянно совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база индустриализации: были внесены изменения более чем в 50 законы, приняты новые законы –  «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О СЭЗ», «Об энергоэффективности и энергосбережении», разработаны мастер-планы, в которых предусмотрены конкретные механизмы реализации по институциональным, инфраструктурным и инвестиционным аспектам. Бизнесу предлагаются сотни инструментов государственной поддержки частных инициатив.

За время реализации ГПФИИР сформированы основы новой индустриальной политики страны, началась активная работа с отечественными и зарубежными инвесторами по созданию новых производств.

Появились новые направления и секторы развития экономики, налажено производство видов продукции, которые раньше никогда не выпускались в Казахстане: автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, индустрия новых строительных материалов, большая химия ряд других направлений.

При реализации ГПФИИР 1 были достигнуты следующие результаты:

  • реальный прирост ВВП составил порядка 30% (с 16,1 до 34,1 трлн. тенге).
  • сложилась тенденция опережающего роста производства в обрабатывающей промышленности – (22,5%), в  горнодобывающем секторе – (20,1%); 

Прирост ИФО производства по отраслям промышленности за 2009-2013гг., % к 2008г. 

  • реальный прирост ВДС обрабатывающей промышленности - 24,5% (с 1,8 до 3,7 трлн. тенге).

По отраслям: в фармацевтике – в 1,9 раза, машиностроении – 1,7 раз, пр-ве прочей неметаллической минеральной продукции – 1,5 раза, химической промышленности – 1,3 раза, металлургии—1,1 раза; 

Рост ИФО ВДС по отраслям обрабатывающей промышленности 2013г к 2008г., % 

  • произошел рост производительности труда в обрабатывающей секторе - в 1,6 раза (с 37,3 до 57,5 тыс. долл. США/ чел.); 

Производительность труда в обрабатывающей промышленности, 2008-2013гг. 

 

  • за 4 года введен 651 проект на сумму 16 млрд. долл. США. Произведено продукции на сумму более 18 млрд.долл. США;
  • этими предприятиями произведено 10,2% от всего объема обрабатывающей промышленности.
  • создано 67 тыс. постоянных рабочих мест.
  • объем несырьевого экспорта вырос  в 1,6 раза (с 12 в 2008 году  до 19,5 млрд. долл. США). 

Таким образом можно констатировать, что Первая пятилетка принесла ожидаемые результаты и доказала правильность выбора индустриализации как основного инструмента диверсификации.

Опыт реализации ГПФИИР 1, позволил извлечь следующие уроки: 

  1. излишне широкий спектр отраслей для государственной поддержки не позволил эффективно сосредоточить ограниченные доступные ресурсы на поддержку отраслей промышленности, обладающих наибольшим потенциалом для развития;
  2. не достаточно сбалансированная модель финансирования, более половины бюджета Программы была не связана с реализацией промышленной политики;
  3. низкая эффективность системы отбора и поддержки проектов в рамках Карты индустриализации;
  4. слабая проработка мероприятий и целевых показателей программы, слабая связь между мероприятиями и целями программы, неэффективная архитектура программ и мероприятий;
  5. недостаточная вовлеченность бизнес-среды в процессы индустриализации страны;
  6. коллективная ответственность за достижение конкретных результатов;
  7. недостаточно оперативное взаимодействие и слабая координация между государственными, местными исполнительными органами и институтами развития, привело к увеличению сроков принятия решений и снижению эффективности государственной поддержки. 

Данные уроки были учтены при разработке следующей пятилетней программы на 2015-2019 годы, которая утверждена Главой государства в августе этого года.

Отмечу, что, несмотря на положительные тенденции, сохраняются серьезные диспропорции в экономике; превалирует дисбаланс развития отраслей, снижается значимость производственных секторов в росте экономики; основной объем иностранных инвестиций приходится на добывающий сектор; сохраняется высокая энергоемкость экономики.

Важно понимать, что существенного изменения структуры экономики за период реализации первого этапа ожидать преждевременно. Это – задача 10-15 лет. Например Малайзия, Сингапур, Япония и Южная Корея к своему сегодняшнему благополучию, статусу продвинутых стран шли не одно десятилетие. Изменение структуры экономики – задача долгосрочная и стратегическая, поскольку речь идет о полной перестройке экономики, начиная с развития человеческого капитала, подготовки принципиально новых высокоэффективных кадров, технических стандартов, инфраструктуры и, самое главное, производство конкурентоспособной продукции.

Для достижения цели необходимо прежде всего ее сформулировать, определить задачи для ее достижения, постоянно следить за внутренней и внешней средой и определить четкие механизмы реализации. И это было реализовано в Программе. 

- Один из приоритетов правительства - развитие малого и среднего бизнеса. Какие основные проблемы сейчас переживает малый и средний бизнес, какие решения и программы поддержки предлагает для них государство? И можно ли решить их проблемы только за счет господдержки? 

- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса (далее – МСБ) осуществляется с принципами преемственности и стабильности мер государственной поддержки бизнеса, сохраняя достигнутых гарантий и дальнейшего их совершенствования:

(1) оказаны меры финансовой поддержки:

  • просубсидировано 1038 проектов на 145 млрд. тенге;
  • гарантии предоставлены по кредитам 148 проектов на общую сумму кредитов 3,3 млрд. тенге;
  • для начинающих предпринимателей, женщин, молодых предпринимателей и инвалидов предоставлены 198 грантов на сумму 616 млн. тенге;
  • строительство и реконструкция производственной инфраструктуры осуществляется для 535 предприятий, на общую сумму 96 млрд. тенге.

(2) оказаны меры нефинансовой поддержки:

  • краткосрочное обучение основам предпринимательства прошли 51 049 начинающих и действующих предпринимателей;
  • в Назарбаев-Университете обучено 840 топ-менеджеров МСБ;
  • в рамках проекта «Деловые связи» обучено 1667 предпринимателей, из них 213 прошли стажировку в Германии и США;
  • более 31 тысячи предпринимателей предоставлены свыше 127 тыс. сервисных услуг.

(3) оказаны меры поддержки МСБ в моногородах:

  • просубсидировано 40 проектов на сумму 3,4 млрд. тенге;
  • инфраструктура подводится для 10 проектов предпринимателей;
  • предоставлен 31 грант на новое производство;
  • предоставлено 54 микрокредита для самозанятых и безработных лиц.

Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию предпринимательства и МСБ:

  1. высокая концентрация квазигосударственного сектора в экономике;
  2. недостаточный уровень развитости предоставления разрешительных и иных процедур;
  3. доступность финансовых ресурсов.

С учетом имеющихся проблем, в рамках ГПИИР-2 на базе МСБ предусматривается развитие системы поставщиков и сервисных компаний, связанных с обрабатывающей промышленностью, в том числе в приоритетных секторах. Будет рассмотрено на законодательном уровне ограничение влияния национальных холдингов и компаний на развитие системы поставщиков среди МСБ вокруг крупных предприятий.

Продолжиться работа по упрощению разрешительной и контрольно-надзорной системы при открытии и ведении бизнеса. Все разрешительные и согласовательные процедуры в отношении предпринимателей будут выполняться на местном уровне по принципу «единого окна».

Для субъектов МСБ будет продолжено предоставление доступа к финансовым ресурсам через программу «Дорожная карта бизнеса 2020» (далее – «ДКБ 2020»). 

Система инструментов финансовой поддержки МСП в рамках программы «ДКБ 2020» базируется на предоставлении предприятиям субсидирования процентной ставки и гарантирования по кредитам БВУ. Субсидирование осуществляется по кредитам направленным на реализацию новых, а также на модернизацию и расширение действующих производств, и по действующим кредитам тем предприятиям, которые имеют валютную выручку в размере не менее 10% от общего объема денежной выручки за соответствующий финансовый год.

Основные формы сервисной поддержки МСП в рамках программы «ДКБ 2020» включают: поддержку начинающих предпринимателей; обучение топ-менеджеров МСП; установление новых бизнес-контактов, приобретение нового опыта и ознакомление с передовыми технологиями. 

- Как сейчас устроена промышленность в Казахстане - это большое количество мелких предприятий или это большие гиганты? Можно ли объединить их потребности в рамках одной программы ГПФИИР? Как, на Ваш взгляд, комплексно подойти к развитию промышленного капитала? 

- По итогам 2013 года доля МСБ в ВВП страны составила 26,4%. На 1 января 2014 года количество активных субъектов превысило 871 тысячи, численность занятых – 2,6 миллиона человек.

Все меры государственной поддержки, существующие и предполагаемые в рамках 2-ой пятилетки будут приведены в соответствие с потребностей, как малых предприятий, так и крупных градообразующих предприятий.

В рамках программы на вторую пятилетку поддержка предприятий будет производиться в зависимости от  размера объектов поддержки и объема инвестиций.

Стандартный подход – предоставление стандартного пакета инструментов. Объект поддержки – малые, средние и крупные предприятия, реализующие проекты в отраслях обрабатывающей промышленности, будут поддерживаться с применением стандартных финансовых и сервисных инструментов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», «Производительность 2020», «Агробизнес 2020», «Экспортер 2020», «Инвестор 2020».

Все предприятия независимо от размеров и форм собственности могут претендовать на сервисные меры: по сертификации, поддержке и привлечению инвесторов, стимулированию и продвижению экспорта, развитию инноваций, повышению эффективности, совершенствованию технологий, развитию человеческого капитала.

Финансовые меры поддержки будут ранжированы по стоимости проекта и приоритетам. Для проектов стоимостью до 750 млн.тенге субсидирование ставки вознаграждения по кредитам или договорам финансового лизинга, выдача гарантий по кредитам БВУ осуществляется в рамках приоритетных секторов и/или в соответствии с региональной специализацией.

Для проектов с объемом инвестиций до 4,5 млрд. тенге будут применяться дополнительные критерии по соответствию производимой продукции общепризнанным международным стандартам, производительности труда, энергоэффективности, экспортоориентированности и достижение достаточной локализации производства, в зависимости от уровня развития сектора.

Индивидуальный подход будет применяться для крупных предприятий, реализующих масштабные проекты в 14 приоритетных секторах обрабатывающей промышленности, с объемом инвестиций более 4,5 млрд. тенге. Эти проекты должны лечь в основу Карты индустриализации.

Для проектов в этом подходе наряду с критериями в стандартном подходе для проектов до 4,5 млрд.тенге, также будут применены дополнительные критерии по вкладу в достижение стратегических целей Программы.

По каждому проекту будут подписываться инвестиционные соглашения между заявителем проекта и Правительством, в котором будут определены основные параметры проекта, мероприятия по реализации, меры государственной поддержки, закрепленный менеджер проекта.

Ответственность за критерии, отбор и реализацию проектов по индивидуальному подходу будет за Комиссией по промышленному развитию.

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Это переводная статья из альманаха № 5 2013 года, вот источники: 1. «OEE Improvement by TPM Imple... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Добрый день! Вопрос: почему у Вас в расчете доступности берется операционное время с учетом внеплано... Механизм расчета общей эффективности оборудования: пример Jordan Steel Company
Эта статья 2010 года, тех времён, когда представители Голдрата в России ТОС продвигали и рекламирова... Постоянно улучшать – практическое руководство по управлению производством на основе ТОС
А как насчёт самосвалов как КИО вы применяете какой эффективность вы проявляете? «Карельский окатыш»: 35% – показатель общей эффективности оборудования для экскаваторного парка
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”