Подробнее 0 комментариев

Владимир Даут, Метафракс: «Химическую промышленность оживят конкурентоспособность и госзаказ»

В 2015 году истекает семилетний срок стратегии развития химический индустрии, разработанный Министерством промышленности и торговли России. Владимир Даут, генеральный директор ОАО "Метафракс", многолетний организатор товарного производства и руководитель ведущей компании, на личном опыте прокомментировал ситуацию в отрасли и оценил её перспективы.   

Благодарим редакцию газеты «Химия без границ» ОАО «Метафракс» за предоставление данного материала.

- Владимир Александрович, далеко не будем заглядывать, но насколько сложны были или удачны для компании и химической промышленности в целом 2014-й и первое полугодие 2015-го? Как складывается ситуация и на профильном рынке? 

- Я не могу исчерпывающе оценивать отрасль, это удел аналитической службы Минпромторга, куда стекается вся информация. Как сегмент экономики России, она состоит из направлений, и охватить их все в одном комментарии трудно. Но я не новичок в своём деле, оцениваю ситуацию по ряду критериев и скажу, что её состояние с учётом непростых геополитических условий и давления санкций со стороны западных стран - вполне удовлетворительное.

Химическая промышленность – одна из базовых отраслей, её продукция в десятки тысяч наименований сегодня широко используется в выпуске разных потребительских товаров, в сельском хозяйстве, обрабатывающей индустрии, в строительстве и сфере услуг, её не отделить от экономики всей страны. К слову, отрасль потребляет четверть собственного производства химикатов, мы ведь тоже перерабатываем производимый у нас метанол.

Действительно, в 2008 году Минпромторг разработал стратегию развития отрасли до 2015 года включительно. В её основу был заложен рост объёмов производства химического комплекса и приближение к уровню развитых стран по душевому выпуску основных продуктов. Так вот, по моим данным, большая часть планов, хотя и с большим трудом, но выполнена благодаря росту капвложений в 15 раз против уровня 2005-го года в сумме 130 млрд. долл. за счёт разных источников. Поэтому печалиться о судьбе индустрии и падении объёмов производства в отрасли не стоит, не так всё плохо... По моим подсчётам, более 60% химзаводов процветают, остальные аккумулируют силы и средства или вошли в стадию глубокой реконструкции с учётом жёстких требований профильного рынка. Жить старым багажом – по советским меркам уже нельзя, старые структуры за эти годы закрылись. Сегодня все производители находятся в равных условиях рыночной экономики, и для нас важны рынки сбыта.

Говоря о нашей компании, скажу, что спрос на продукцию достаточно высок в стране и за рубежом, значит, развивается и её выпуск. Поэтому 2014-й был для отрасли и компании позитивным, хотя общий итог мог бы быть лучше, если бы не известные геополитические события и экономические санкции. А вот в нынешнем году компания острее чувствует их последствия: с июня отмечаем пусть и незначительный, но всё же спад в объёмах продаж отдельных видов продукции. И он, вероятно, продлится до конца года. Кто бы что ни говорил, но девальвация рубля и санкции на российских товаропроизводителей влияют, хотя и не столь губительно, как это предполагалось их вдохновителями и сподвижниками. 

- С какими проблемами сталкиваются производители в отрасли? 

- Рыночная экономика подразумевает жёсткую конкуренцию на профильном рынке. Беда постсоветской экономики в том, что многие производственные, научные и проектные структуры закрылись из-за неконкурентоспособности. Выстояли настойчивые, те, кто нашел силы и средства реструктуризировать производство в массе своей на основе импортных технологий и организовать выпуск высоколиквидной продукции. И этому во многом поспособствовала упомянутая стратегия Минпромторга.

Товаропроизводителям остро недостаёт научных организаций, способных разрабатывать высокоэффективные технологические процессы, беспокоит дефицит инжиниринговых проектных компаний. Точнее, эти структуры присутствуют на рынке, но уровень их услуг заметно отличается от предложений ведущих западных фирм. Жаль, но отстаёт в своём развитии и химическое машиностроение. Мы бы с радостью приобретали в России узлы и агрегаты, но пока вынуждены закупать их за рубежом. Это острая проблема всей отрасли.

Немало хлопот организаторам доставляет и дефицит кредитных ресурсов по приемлемым процентным ставкам. Не секрет, что химический завод – наукоёмкое и материалоёмкое предприятие, и если вы хотите идти в ногу со временем, то надо обновлять мощности, технологию и ассортимент, чтобы быть «на плаву». Но затевать реконструкцию под требования рынка, не имея в запасе достаточных финансовых ресурсов, дело безнадёжное. Сроки окупаемости таких проектов – от 7 до 10 лет, и это норма. Но найдите банк в России, готовый предоставить многомиллионную сумму на такой срок под посильные проценты... Скажу сразу: вам её дадут под 15%, но тогда вы должны будете производить продукцию с рентабельностью не менее 25%. Но будет ли после обновления мощностей ваша продукция настолько востребована на профильном рынке, что за ней выстроятся в очередь и станут покупать даже по высокой цене? Риски очевидны. 

- Какая стратегия стала бы верной для компании и для государства в ближайшей перспективе? 

- Мы живём не в замкнутом пространстве, а в богатой природными ресурсами стране. Поэтому от государства – как от заказчика и организатора разнообразного товарного производства требуются новые программы в рамках взвешенной промышленной политики. Государство должно знать, что хочет иметь. Если намерено продавать нефть и газ, это одна тема, если Россия желает войти в когорту индустриально развитых мощных держав, то нужна новая, чётко сформулированная политика с расставленными приоритетами в развитии, ведь все отрасли экономики одновременно развивать не под силу. 

Я напомню, что рост химической индустрии в развивающихся странах связан не только с низкими затратами на основное сырье - природный и попутный газ, но в большей степени - с интенсивной государственной поддержкой отрасли. Сегодня в Россию ввозят огромный объём товаров. В отличие от экспорта, номенклатура импорта не так широка: в ней превалируют высокотехнологичные изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы, средства защиты растений, резинотехнические и резиновые изделия, катализаторы, пластификаторы, т.е. продукция с высокой добавленной стоимостью. Нередко из страны вывозят сырьё, за рубежом его перерабатывают и в виде дорогих товаров ввозят в Россию. Правильно ли это? Пришло время проанализировать, что из этого уже можно выпускать у себя, а что-то пока закупать за рубежом. И оказать поддержку в виде госзаказа или иного участия в делах производителя. Это абсолютно реально, коллеги могут выпускать продукцию не хуже, чем за рубежом. 

И ещё. Центром химической промышленности считают Западную Европу, эта отрасль там – важнейший сектор экономики. Всего в европейской химической индустрии занято около 4 млн. человек, работающих в сотнях компаний. Продукция отрасли составляет 65% внешнеторгового оборота ЕС. Жаль, но в России пока нет концернов типа BASF и Bayer (Германия), где трудится штат учёных, и им выделяют многомиллионные средства на научные изыскания. Поэтому нужно отработать перечень продуктов, которые мы могли бы выпускать под контролем государства. Ну, например, популярный полиуретан. Надо собрать пул, консолидировать силы и средства и наладить его выпуск. А в одиночку ни одно химическое предприятие даже за 1 млрд. долл. его не сможет организовать. 

Кроме этого, все перспективные технологические процессы лицензируемы, и приобрести их весьма непросто. Без проблем вы сможете купить лицензию на крупнотоннажное производство, например, на выпуск ПВХ, аммиака, карбамида, меламина, полиэтилена, полипропилена, востребованных для дальнейшего технологического передела в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но никогда вам не продадут лицензию третьего – четвёртого передела. Это уже другой – более высокий маржинальный доход, да и заиметь лишних конкурентов никто из правообладателей передовой технологии не пожелает. Поэтому без государственной поддержки с названными проблемами важная отрасль экономики не справится. Это общее мнение наших коллег из многих регионов страны. Кстати, основным драйвером роста западноевропейской химической индустрии стала отмена торговых и неторговых препятствий между странами ЕС. Нам на уровне государства тоже нужно расширять рынок за счёт бывших союзных республик и дружественных нам стран ослаблением барьеров.    

Говоря о стратегии нашей компании, скажу, что у нас разработана концепция развития до 2030 года. Планы – реальные, мы их тщательно отработали и выверили с помощью одной из специализированных западных компаний. Почему до 2030-го? Для её реализации нам потребуется 1 млрд. евро. Можно распланировать реализацию замысла и на 5 лет, но если мы такие деньги и изыщем, то не успеем освоить. А вот за 15 лет – вполне реально. 

В своих планах мы расставили приоритеты и обозначили обновление мощностей и расширение технологических возможностей «Метафракса» и дочерних структур поэтапно – часть до 2020 года, ещё часть – до 2030-го. Наладим выпуск высоколиквидных продуктов, тех, что производят в мире, есть договоренности с лицензиарами. В целом стратегия развития такова: есть базовый продукт – метанол, и на его основе мы организуем высокомаржинальное производство по переработке в другие продукты.   

- Есть ли потенциал для повышения конкурентоспособности отечественной химии? В чем он заключается? 

- Мощным потенциалом для дальнейшего роста конкурентоспособности можно считать лишь относительно недорогие энергоресурсы и сырьё. Впереди у отрасли – широкое поле деятельности в поиске новых научных разработок, в становлении высококомпетентных проектно-конструкторских организаций и в развитии профильного машиностроения, особенно – в автоматизации химических процессов. Стоит лишь оценить широту спектра ввозимой химической продукции из-за рубежа, на которые тратят колоссальные средства. Эти деньги надо направить в нашу страну, ведь многое мы в состоянии сами производить. Недавно вошедший в обиход термин «импортозамещение» весьма актуален, нужен лишь государственный подход к решению посильной нашей химической индустрии задачи. 

Наша страна развивается, растёт потребность в продуктах нефтехимической и химической отраслей, без них нет будущего у индустриально развитого общества. Наша компания будет наращивать присутствие на рынке на основе конкурентоспособности качественной товарной продукции широкого ассортимента. 

Беседовал Сергей МАРИНЦЕВ, главный редактор газеты «Химия без границ», член Союза журналистов России

0 комментариев
Отправить
обсуждения
рейтинг тех, кто больше всех освоил денег (уверен, что об откатах речь не шла) и ни слова про увелич... Итоги рейтинга «Лидеры информационных технологий для промышленности – 2024»
Да за основу то можно взять, ещё бы демо посмотреть как работает, а то по ссылке только сотрудники м... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”