Методический материал
Возникновение и развитие ТРМ
• В то время, как в процессных отраслях промышленности акцент делался на предупредительном ремонте и ремонте по факту, в дискретном и сборочном производстве в больших объемах закупалось новое оборудование с целью сокращения ручного труда. Оборудование становилось все более автоматизированным и сложным, а Япония сейчас является мировым лидером по использованию промышленных роботов.
• Тенденция ко все большей автоматизации, производству «точно во-время» вызвала к жизни необходимость повышения качества и надежности ремонтных служб в дискретных отраслях промышленности. Так родился уникальный японский подход, названный total productive maintenance (TPM) – система обслуживания промышленного оборудования с привлечением всего персонала.
Распространение ТРМ
• ТРМ зародилась и быстро стала частью корпоративной культуры на таких фирмах, как Тойота, Ниссан, Мазда, в их филиалах и у их поставщиков. Потом она распространилась на такие отрасли, как производство бытовой техники, микроэлектроники, машиностроение, пластмассовая, фотографическая промышленность.
• Затем ТРМ распространилась на процессную промышленность – пищевую, нефтяную, химическую, фармацевтическую, газовую, цементную, целлюлезно-бумажную, полиграфическую и металлургическую.
• За последние годы интерес к ТРМ значительно возрос и за рубежом: многие фирмы в США, Европе, Азии и Южной Америке активно внедряют или планируют внедрять ТРМ.
Почему же ТРМ становится настолько популярна?
• Она гарантирует отличные результаты
• Заметно преображает рабочие места
• Поднимает уровень знаний и навыков производственников и ремонтников
Ощутимые результаты внедрения ТРМ
Компании всегда добиваются впечатляющих результатов, в особенности за счет сокращения поломок оборудования, сведения к минимуму простоев и мелких остановок, сокращения дефектов качества и претензий, сокращения непроизводственных затрат, сокращения запасов НЗП и готовой продукции, травм на производстве, более активного участия работников (увеличение числа «рационализаторских» предложений).
Преобразование заводской среды
• При внедрении ТРМ грязный завод с замасленным оборудованием и протечками жидкостей преобразуется в чистое, приятное и безопасное для работы предприятие. Это производит большое впечатление на заказчиков и посетителей, повышает их доверие к продукции фирмы.
Преобразование менталитета рабочих
• Когда ТРМ начинает приносить конкретные результаты (улучшается рабочая среда, сокращаются поломки, повышается качество, сокращается время переналадки и т.д.), повышается мотивированность рабочих, увеличивается их участие, растет количество «рационализаторских» предложений. Люди начинают воспринимать ТРМ как часть своих служебных обязанностей. Операторы начинают лучше понимать свое оборудование, расширяется диапазон ремонта, который они выполняют самостоятельно, что повышает их интерес к оборудованию, стимулирует поддержание оборудования «на пике формы».