Вести КАМАЗа 0 комментариев

Даёшь TPM! Итоги стратегической сессии «КАМАЗа»

О программе по снижению простоев «Рестарт TPM».

Благодарим редакцию газеты "Вести КАМАЗа" за предоставление данного материала. 

Оперативная подстройка оборудования под выпуск модельного ряда К3 стала стресс-тестом для всей службы главного механика. Пришла пора искать общие пути развития для Инженерного центра и всего производства, которое обеспечивается непрерывно работающим оборудованием. Площадкой для стратегической сессии стала «Фабрика процессов». Способствовали поиску решений, руководил которым главный инженер «КАМАЗа» Алексей Титов, руководители и специалисты Корпоративного университета.

Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!

Повышенные нагрузки

– Исходя из кризисного сценария, второе полугодие для компании будет очень сложным как в организации производства, так и сбыта. А уже в начале следующего года, невзирая на трудности, нужно выйти на траекторию роста. Главные задачи – рестарт поколения К5, расширение модельного ряда автомобилей «Компас» и превращение «КАМАЗа» в машиностроительный комплекс с более широком набором компетенций и продукции, – обозначил вводные руководитель службы стратегического планирования Игорь Савельев.

Директор Инженерного центра – главный механик «КАМАЗа» Айрат Галеев конкретизировал: основная доля оборудования на «КАМАЗе» эксплуатируется более 20 лет. Превышение срока эксплуатации автоматических линий и станков влечёт за собой повышение функциональной нагрузки на ремонтно-эксплуатационные службы, затраты компании и рост рисков простоев.

Пока на «КАМАЗе» используется традиционный подход – плановое обслуживание оборудования и аварийный ремонт. На стратегической сессии предложили присмотреться к перспективным форматам – прогностическому обслуживанию по состоянию оборудования и его надёжности. Настоящим прорывом стало внедрение в Инженерном центре проекта цифровизации обслуживания. Первый и второй этапы, позволяющие оперативно контролировать состояние оборудования и управлять процессом закупки комплектующих, должны быть завершены до конца этого года.

Наличие нового цифрового инструмента значительно смягчит положение в подразделениях, где год от года уменьшается число опытных ремонтников. Однако если не предпринять никаких мер, то по прогнозу к 2025 году образуется кадровый дефицит, а к 2030-му будут утрачена часть функционала, в первую очередь это касается проведения капитальных ремонтов, которые из года в год будет дорожать. Между тем надо осваивать новые компетенции – мехатронику, преддиктивную аналитику состояния оборудования, разработку технологических процессов ремонта и технического обслуживания оборудования, ремонт электрошпинделей, робототехники, высокотехнологичного оборудования.

Ещё одна проблема – материально-техническое обеспечение обслуживания и ремонта станков. Стареющему парку требуется всё больше запасных частей, причём для линий со стажем они обходятся особенно дорого, поскольку серийного выпуска запчастей для них уже нет. А из-за введённых санкций нарушены логистические цепочки, что тоже привело к удорожанию запчастей и к изменению сроков их поставки.

На «КАМАЗе» сейчас задействовано более 26 тысяч единиц оборудования, из которых 8800 относятся к основной технологической цепочке. В лимитирующий состав включено 563 позиции, если считать по автоматическим линиям и центрам, с разбивкой по единицам обработки – 2774 позиции. 

Даёшь TPM!

Главные задачи – оптимизация простоев оборудования, привлечение персонала, повышение гибкости и скорости обеспечения запчастями – участники сессии решали, разбившись на три группы. Главные критерии оценки проектов развития – возможность реализации уже в ближайшей перспективе, то есть в текущем и будущем году. Ресурсы для их реализации, судя по докладам экспертов: директора по экономике – директора департамента экономики Бориса Модестова и директора департамента трудовых отношений Сергея Романюка – у компании есть.

Перед началом сессии каждый из участников ответил на три вопроса, определяющие по 10-балльной шкале уровень взаимодействия с производственниками, от которых тоже во многом зависит состояние оборудования. Судя по ним, механики и энергетики считают, что TPM (Total Productive Maintenance, или всеобщий уход за оборудованием) выполняется на 2,5 балла, ремонтная служба выполняет работы на 5, а сотрудничество оценивается на 3,5 балла.

Обратную связь представители Инженерного центра получили во время обсуждения представленных ими проектов развития от директоров заводов и других подразделений, напрямую заинтересованных в бесперебойной работе оборудования.

Первый же пункт программы по снижению простоев «Рестарт TPM», представленной главным механиком «КАМАЗа» Айратом Галеевым, напомнил о том, что ответственность за обслуживание оборудования лежит в первую очередь на заводских операторах и наладчиках. Он предложил заново отработать весь порядок действий на пилотном участке вместе с представителями КРПС (Комитета по развитию производственной системы), проанализировать результаты и растиражировать опыт. Другие шаги – анализ поломок, изменение подходов к ремонту (его необходимость должен определить осмотр) и создание службы заказчика.

Самое активное обсуждение вызвала программа по привлечению персонала. Участники группы взяли на вооружение все инструменты, позволяющие повысить заработную плату: показатели KPI, совмещение, обучение с повышением квалификации. Но, судя по откликам производственников, самый эффективный пункт – введение у начальников цехов фонда стимулирования. Денежные средства гарантированно мотивируют на решение производственных задач в короткие сроки.

Высоко участники сессии оценили проект по повышению гибкости и скорости обеспечения запасными частями. В его основе – актуальный бюджет на ремонтные работы, оптимизация процедур аварийных закупок, изготовление и ремонт запасных частей собственными силами на РИЗе.

Алексей Титов уверен: решения, разработанные на стратегической сессии, повысят эффективность технического обслуживания и ремонтов, а над долгосрочным планом развития службы надо ещё подумать.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН

0 комментариев
Отправить
обсуждения
Здесь больше организационных вопросв, чем в самой платформе. Можно взять за основу Фабрику идей у Ев... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Белоярская АЭС принимает группы студентов, они могут быть и старше 18 лет. Но в целом да, в настояще... Туризм на АЭС: не развлечение, но просвещение
Отличный пример цифровизации или "умной фабрики", коллеги! А можете поделиться платформой ... СУМЗ: «Фабрика идей» и «Доска решения проблем» переходят на цифровую платформу
Узнайте больше Альманах “Управление производством” 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов
Альманах “Управление производством”