Статья из архива альманаха «Управление производством».
TPM, или Всеобщий уход за оборудованием, представляет собой концепцию менеджмента производственного оборудования, направленную на повышение производительности, качества трудовой дисциплины и удовлетворенности работников своим трудом.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Основное отличие TPM от других концепций состоит в вовлечении операторов в процесс технического обслуживания оборудования. Отказ от подхода «Я (оператор) работаю, вы (ремонтная бригада) ремонтируете».
В рамках TPM решаются конкретные производственные задачи (табл. 1).
Таблица 1. Первоочередные производственные задачи и их достижение в рамках TPM.
Производственные задачи | TPM |
---|---|
Производительность | — Снижение числа незапланированные простоев и поломок оборудования с целью улучшения его эксплуатационной готовности и производительности. — Настройка/модификация оборудования с целью увеличения его пропускной способности и увеличения скорости переналадки и разработки продукта. |
Качество | — Сокращение выхода некачественной продукции, вызванного нестабильностью работы оборудования. — Снижение количества эксплуатационных отказов путем повышения качества ТО. |
Затраты | — Качественное ТО и ремонт. — Гибкость в объемах выпуска продукции и ассортименте. — Сокращение потерь, вызванных браком и простоями. |
Доставка | — Следование принципу «точно в срок» при работе на конфигурируемом оборудовании. — Повышение качества, скорости и надежности поставок. — Повышение квалификации сотрудников |
Безопасность | — Усовершенствованное рабочее место. — Отсутствие аварий и несчастных случаев на рабочем месте. — Сокращение числа опасных ситуаций. |
Мотивация и трудовая дисциплина | — Увеличение числа рационализаторских предложений от персонала. — Повышение квалификации рабочих. — Участие сотрудников в реализуемых на производстве программах. — Увеличение знаний рабочих о процессе производства. — Повышение способности рабочих самостоятельно решать текущие проблемы. |
Внедрение TPM на предприятии проходит четыре ключевые стадии.
ЭТАП А: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ.
Шаг 1 – Руководство предприятия официально объявляет о начале внедрения TPM в организации.
О запуске TPM сотрудники должны узнавать не от кого-то из коллег, а из официального заявления высшего руководства. Верное понимание сущности и назначения концепции, заинтересованность и активное участие руководителей организации обеспечивает успех всей кампании. Но прежде чем объявлять персоналу о начале изменений, необходимо разработать ознакомительную программу о TPM для высшего руководства предприятия.
Шаг 2 – Обучение основам TPM и его популяризация.
Тренинги необходимо проводить с учетом потребности в обучении, поэтому начать целесообразно с оценки уровня осведомленности операторов, специалистов по техобслуживанию, контролеров о правилах ухода за оборудованием. Оценив результаты опроса, вы будете лучше представлять, какие пробелы нужно устранить в первую очередь. Обучение полезно проводить на практическом примере.
Шаг 3 – Организация рабочих групп по TPM.
TPM подразумевает вовлечение операторов в уход за оборудованием, ремонтно-техническое обслуживание, контроль качества, поэтому в состав рабочих групп необходимо включать сотрудников разных отделов: ремонтного, производственного, монтажного, а из отдела технического контроля.
Шаг 4 – Разработка инструкций и постановка целей.
Ваши сотрудники должны иметь четкое представление, к каким целям и в какие сроки они должны прийти. Разработайте рабочие инструкции и установите критерии, которым должно соответствовать оборудование после внедрения TPM.
Шаг 5 – Генеральный план внедрения TPM.
Руководство должно видеть в TPM не один из инструментов, нужный лишь на определенной стадии развития предприятия, а часть долгосрочной стратегии. Разработайте и представьте генеральный план стандартизации TPM и включения его в корпоративную культуру предприятия. Показателем успеха в данном случае является получение наград, например, TPM Award.
ЭТАП B – ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЧАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TPM
На этом этапе ваши сотрудники, дочерние компании, партнеры, клиенты узнают о том, к каким изменениям готовится предприятие и как в соответствии с этим изменятся требования к работе. В будущем информация о результатах внедрения TPM (как положительных, так и отрицательных) также должна распространяться на всех заинтересованных лиц. Обеспечьте стабильный обмен информацией.
Инструкции, шаблоны и алгоритмы для старта проекта LEAN вы можете найти в практическом руководстве по внедрению бережливого производства.
ЭТАП C – ВНЕДРЕНИЕ
На этом этапе последовательно реализуются восемь основных компонентов TPM: 5S, автономное обслуживание, кайдзен, плановое техническое обслуживание и ремонт, обеспечение качества, офисный TPM, обеспечение безопасности.
Из них четыре компонента касаются разработки системного подхода к повышению эффективности производства, один – системы контроля на начальном этапе производства новых продуктов и оборудования, еще один – повышения эффективности управления и два – контроля безопасности условий труда.
Последовательная работа по всем восьми направлениям является залогом организации Всеобщего ухода за оборудованием. Базовые шаги, которые должны быть предприняты в рамках каждого направления, отмечены в таблице 2.
Таблица 2. Практическая реализация различных компонентов TPM.
Компонент TPM | Реализация |
---|---|
Автономное обслуживание | Повышение ответственности оператора за состояние оборудования. Он выполняет: чистку, смазку, закрепление, отладку, осмотр, переналадку оборудования. |
Кайдзен | — Систематический поиск и сокращение 16 потерь. — Составление структуры потерь и выработка способов минимизации их последствий путем применения структурированного анализа характера и последствий отказов (FMEA-анализа). — Повышение эффективности системы. — Повышение общей эффективности производственного оборудования. |
Планово- предупредительное техническое обслуживание и ремонт | — Качественное осуществление планового профилактического осмотра и ремонта оборудования на протяжении всего срока его эксплуатации. — Ведение контрольного листа планового ТО. — Увеличение среднего времени между отказами и сокращение среднего времени ремонта. |
Обеспечение качества | — Создание бездефектного производства. — Отслеживание и устранение неполадок оборудования и их причин. — Использование качественных материальных и квалифицированных человеческих ресурсов. |
Обучение | — Повышение технической образованности персонала, привитие навыков межличностного общения. — Обучение смежным специальностям. — Ориентация сотрудников на достижение поставленных организацией целей. — Регулярная оценка умений и навыков и их усовершенствование по мере необходимости. |
Безопасность | — Создание безопасных условий труда. — Сокращение количества аварий и несчастных случаев на производстве. — Следование рабочим стандартам. |
Офисный TPM | — Улучшение координации между различными производственными функциями. — Устранение перебоев в поставках. — Сосредоточение на сокращении издержек. — Применение системы 5S в офисе и на производстве. |
ЭТАП D – СТАДИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Фиксируйте все достижения TPM. Полезные практики должны быть закреплены в стандартах и тиражироваться на всю компанию. Важно помнить, что стандарты не являются неизменными, а должны регулярно пересматриваться и меняться при необходимости.
Понимание TPM исключительно как профилактики неисправностей является серьезным ограничением концепции. Конечно, добиться полного участия сотрудников в непрерывном совершенствовании работы оборудования гораздо сложнее, чем просто включить в должностные инструкции операторов обязанности по уходу, но полное и всестороннее развитие TPM позволит реализовать весь потенциал вашего оборудования и работников.
Текст: Ольга Гончарова
Материал подготовлен на основании данных: