Статья из архива альманаха «Управление производством».
Эффективность работы предприятия складывается из множества факторов, и одним из самых важных является эффективность оборудования, ключевого элемента производства. Простои, снижение скорости, необходимость ремонта и переналадки непосредственным образом влияют на прибыль предприятия. Одной из современных методик, позволяющих снизить негативное влияние этих факторов, является TPM.
TPM, или Всеобщий уход за оборудованием, представляет собой концепцию менеджмента производственного оборудования, направленную на повышение производительности, качества трудовой дисциплины и удовлетворенности работников своим трудом.
Кроме портала, мы предлагаем вам и альманах «Управление производством». Все самое интересное и уникальное мы публикуем именно в нем. 300+ мощных кейсов, готовых к использованию чек-листов и других полезных материалов ждут вас в полном комплекте номеров. Оформляйте подписку и получайте самое лучшее!
Основное отличие TPM от других концепций состоит в вовлечении операторов в процесс технического обслуживания оборудования. Отказ от подхода «Я (оператор) работаю, вы (ремонтная бригада) ремонтируете».
В рамках TPM решаются конкретные производственные задачи (табл. 1).
Таблица 1. Первоочередные производственные задачи и их достижение в рамках TPM.
Производственные задачи | TPM |
---|---|
Производительность | — Снижение числа незапланированные простоев и поломок оборудования с целью улучшения его эксплуатационной готовности и производительности. — Настройка/модификация оборудования с целью увеличения его пропускной способности и увеличения скорости переналадки и разработки продукта. |
Качество | — Сокращение выхода некачественной продукции, вызванного нестабильностью работы оборудования. — Снижение количества эксплуатационных отказов путем повышения качества ТО. |
Затраты | — Качественное ТО и ремонт. — Гибкость в объемах выпуска продукции и ассортименте. — Сокращение потерь, вызванных браком и простоями. |
Доставка | — Следование принципу «точно в срок» при работе на конфигурируемом оборудовании. — Повышение качества, скорости и надежности поставок. — Повышение квалификации сотрудников |
Безопасность | — Усовершенствованное рабочее место. — Отсутствие аварий и несчастных случаев на рабочем месте. — Сокращение числа опасных ситуаций. |
Мотивация и трудовая дисциплина | — Увеличение числа рационализаторских предложений от персонала. — Повышение квалификации рабочих. — Участие сотрудников в реализуемых на производстве программах. — Увеличение знаний рабочих о процессе производства. — Повышение способности рабочих самостоятельно решать текущие проблемы. |
Внедрение TPM на предприятии проходит четыре ключевые стадии.
ЭТАП А: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ.
Шаг 1 – Руководство предприятия официально объявляет о начале внедрения TPM в организации.
О запуске TPM сотрудники должны узнавать не от кого-то из коллег, а из официального заявления высшего руководства. Верное понимание сущности и назначения концепции, заинтересованность и активное участие руководителей организации обеспечивает успех всей кампании. Но прежде чем объявлять персоналу о начале изменений, необходимо разработать ознакомительную программу о TPM для высшего руководства предприятия.
Шаг 2 – Обучение основам TPM и его популяризация.
Тренинги необходимо проводить с учетом потребности в обучении, поэтому начать целесообразно с оценки уровня осведомленности операторов, специалистов по техобслуживанию, контролеров о правилах ухода за оборудованием. Оценив результаты опроса, вы будете лучше представлять, какие пробелы нужно устранить в первую очередь. Обучение полезно проводить на практическом примере.
Шаг 3 – Организация рабочих групп по TPM.
TPM подразумевает вовлечение операторов в уход за оборудованием, ремонтно-техническое обслуживание, контроль качества, поэтому в состав рабочих групп необходимо включать сотрудников разных отделов: ремонтного, производственного, монтажного, а из отдела технического контроля.
Шаг 4 – Разработка инструкций и постановка целей.
Ваши сотрудники должны иметь четкое представление, к каким целям и в какие сроки они должны прийти. Разработайте рабочие инструкции и установите критерии, которым должно соответствовать оборудование после внедрения TPM.
Шаг 5 – Генеральный план внедрения TPM.
Руководство должно видеть в TPM не один из инструментов, нужный лишь на определенной стадии развития предприятия, а часть долгосрочной стратегии. Разработайте и представьте генеральный план стандартизации TPM и включения его в корпоративную культуру предприятия. Показателем успеха в данном случае является получение наград, например, TPM Award.
ЭТАП B – ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЧАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TPM
На этом этапе ваши сотрудники, дочерние компании, партнеры, клиенты узнают о том, к каким изменениям готовится предприятие и как в соответствии с этим изменятся требования к работе. В будущем информация о результатах внедрения TPM (как положительных, так и отрицательных) также должна распространяться на всех заинтересованных лиц. Обеспечьте стабильный обмен информацией.
Инструкции, шаблоны и алгоритмы для старта проекта LEAN вы можете найти в практическом руководстве по внедрению бережливого производства.
ЭТАП C – ВНЕДРЕНИЕ
На этом этапе последовательно реализуются восемь основных компонентов TPM: 5S, автономное обслуживание, кайдзен, плановое техническое обслуживание и ремонт, обеспечение качества, офисный TPM, обеспечение безопасности.
Из них четыре компонента касаются разработки системного подхода к повышению эффективности производства, один – системы контроля на начальном этапе производства новых продуктов и оборудования, еще один – повышения эффективности управления и два – контроля безопасности условий труда.
Последовательная работа по всем восьми направлениям является залогом организации Всеобщего ухода за оборудованием. Базовые шаги, которые должны быть предприняты в рамках каждого направления, отмечены в таблице 2.
Таблица 2. Практическая реализация различных компонентов TPM.
Компонент TPM | Реализация |
---|---|
Автономное обслуживание | Повышение ответственности оператора за состояние оборудования. Он выполняет: чистку, смазку, закрепление, отладку, осмотр, переналадку оборудования. |
Кайдзен | — Систематический поиск и сокращение 16 потерь. — Составление структуры потерь и выработка способов минимизации их последствий путем применения структурированного анализа характера и последствий отказов (FMEA-анализа). — Повышение эффективности системы. — Повышение общей эффективности производственного оборудования. |
Планово- предупредительное техническое обслуживание и ремонт | — Качественное осуществление планового профилактического осмотра и ремонта оборудования на протяжении всего срока его эксплуатации. — Ведение контрольного листа планового ТО. — Увеличение среднего времени между отказами и сокращение среднего времени ремонта. |
Обеспечение качества | — Создание бездефектного производства. — Отслеживание и устранение неполадок оборудования и их причин. — Использование качественных материальных и квалифицированных человеческих ресурсов. |
Обучение | — Повышение технической образованности персонала, привитие навыков межличностного общения. — Обучение смежным специальностям. — Ориентация сотрудников на достижение поставленных организацией целей. — Регулярная оценка умений и навыков и их усовершенствование по мере необходимости. |
Безопасность | — Создание безопасных условий труда. — Сокращение количества аварий и несчастных случаев на производстве. — Следование рабочим стандартам. |
Офисный TPM | — Улучшение координации между различными производственными функциями. — Устранение перебоев в поставках. — Сосредоточение на сокращении издержек. — Применение системы 5S в офисе и на производстве. |
ЭТАП D – СТАДИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ
Фиксируйте все достижения TPM. Полезные практики должны быть закреплены в стандартах и тиражироваться на всю компанию. Важно помнить, что стандарты не являются неизменными, а должны регулярно пересматриваться и меняться при необходимости.
Понимание TPM исключительно как профилактики неисправностей является серьезным ограничением концепции. Конечно, добиться полного участия сотрудников в непрерывном совершенствовании работы оборудования гораздо сложнее, чем просто включить в должностные инструкции операторов обязанности по уходу, но полное и всестороннее развитие TPM позволит реализовать весь потенциал вашего оборудования и работников.
Текст: Ольга Гончарова
Материал подготовлен на основании данных: