Эффективность работы предприятия складывается из множества факторов: эффективности процессов, эффективности персонала и не в последнюю очередь – из эффективности оборудования, ключевого элемента производства. Простои, снижение скорости, необходимость ремонта и переналадки непосредственным образом влияют на прибыль предприятия. Одной из современных методик, позволяющих минимизировать негативное влияние этих факторов, является TPM.
TPM, или Всеобщий уход за оборудованием, представляет собой концепцию менеджмента производственного оборудования, направленную на повышение производительности, качества трудовой дисциплины и удовлетворенности работников своим трудом.
Основные аспекты TPM:
Уникальные черты TPM:
Основное отличие TPM от других концепций состоит в вовлечении операторов в процесс технического обслуживания оборудования. Отказ от подхода «Я (оператор) работаю, вы (ремонтная бригада) ремонтируете».
Цели TPM:
Непосредственные преимущества TPM:
Косвенные преимущества TPM:
В рамках TPM решаются конкретные производственные задачи (табл. 1).
Таблица 1. Первоочередные производственные задачи и их достижение в рамках TPM.
Производственные задачи | TPM |
Производительность |
|
Качество |
|
Затраты |
|
Доставка |
|
Безопасность |
|
Мотивация и трудовая дисциплина |
|
Внедрение TPM на предприятии проходит четыре ключевые стадии.
Шаг 1. Руководство предприятия официально объявляет о начале внедрения TPM в организации
О запуске TPM сотрудники должны узнавать не от кого-то из коллег, а из официального заявления высшего руководства. Верное понимание сущности и назначения концепции, заинтересованность и активное участие руководителей организации обеспечивает успех всей кампании. Но прежде чем объявлять персоналу о начале изменений, необходимо разработать ознакомительную программу о TPM для высшего руководства предприятия.
Шаг 2. Обучение основам TPM и его популяризация
Тренинги необходимо проводить с учетом потребности в обучении, поэтому начать целесообразно с оценки уровня осведомленности операторов, специалистов по техобслуживанию, контролеров о правилах ухода за оборудованием. Оценив результаты опроса, вы будете лучше представлять, какие пробелы нужно устранить в первую очередь. Обучение полезно проводить на практическом примере.
Шаг 3. Организация рабочих групп по TPM
TPM подразумевает вовлечение операторов в уход за оборудованием, ремонтно-техническое обслуживание, контроль качества, поэтому в состав рабочих групп необходимо включать сотрудников разных отделов: ремонтного, производственного, монтажного, а из отдела технического контроля.
Шаг 4. Разработка инструкций и постановка целей
Ваши сотрудники должны иметь четкое представление, к каким целям и в какие сроки они должны прийти. Разработайте рабочие инструкции и установите критерии, которым должно соответствовать оборудование после внедрения TPM.
Шаг 5. Генеральный план внедрения TPM
Руководство должно видеть в TPM не один из инструментов, нужный лишь на определенной стадии развития предприятия, а часть долгосрочной стратегии. Разработайте и представьте генеральный план стандартизации TPM и включения его в корпоративную культуру предприятия. Показателем успеха в данном случае является получение наград, например, TPM Award.
На этом этапе ваши сотрудники, дочерние компании, партнеры, клиенты узнают о том, к каким изменениям готовится предприятие и как в соответствии с этим изменятся требования к работе. В будущем информация о результатах внедрения TPM (как положительных, так и отрицательных) также должна распространяться на всех заинтересованных лиц. Обеспечьте стабильный обмен информацией.
На этом этапе последовательно реализуются восемь основных компонентов TPM: 5S, автономное обслуживание, кайдзен, плановое техническое обслуживание и ремонт, обеспечение качества, офисный TPM, обеспечение безопасности.
Из них четыре компонента касаются разработки системного подхода к повышению эффективности производства, один – системы контроля на начальном этапе производства новых продуктов и оборудования, еще один – повышения эффективности управления и два – контроля безопасности условий труда.
Последовательная работа по всем восьми направлениям является залогом организации Всеобщего ухода за оборудованием. Базовые шаги, которые должны быть предприняты в рамках каждого направления, отмечены в таблице 2.
Таблица 2. Практическая реализация различных компонентов TPM.
Компонент TPM | Реализация |
Автономное обслуживание |
|
Кайдзен |
|
Планово- предупредительное техобслуживание и ремонт |
|
Обеспечение качества |
|
Обучение |
|
Безопасность |
|
Офисный TPM |
|
Фиксируйте все достижения TPM. Полезные практики должны быть закреплены в стандартах и тиражироваться на всю компанию. Важно помнить, что стандарты не являются неизменными, а должны регулярно пересматриваться и меняться при необходимости.
Понимание TPM исключительно как профилактики неисправностей является серьезным ограничением концепции. Конечно, добиться полного участия сотрудников в непрерывном совершенствовании работы оборудования гораздо сложнее, чем просто включить в должностные инструкции операторов обязанности по уходу, но полное и всестороннее развитие TPM позволит реализовать весь потенциал вашего оборудования и работников.
Материал публикуется из ознакомительного номера Альманаха «Управление производством». Скачать бесплатный .PDF выпуск, узнать больше об издании и оформить подписку можно здесь: http://www.up-pro.ru/shop/almanach/