Согласно прогнозам международной консалтинговой компании Mordor Intelligence, мировой рынок технического обслуживания, ремонта и эксплуатации (MRO) вырастет до $482,40 млрд к 2029 г. при среднегодовом темпе роста 2,28% с 2024 г. Далека ли сегодня Россия от общемировой тенденции роста и какие события ждут ТОиР в 2024 г. — рассказывают участники рынка и специалисты Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол Софт».
Источник изображения: freepik.com/author/fxquadro
С 2023 по 2030 гг. драйверами мирового рынка технического обслуживания, ремонта и эксплуатации (MRO) станут цифровая трансформация и развитие умных заводов, стремление предприятий повысить экономическую эффективность, сократить количество затрат и незапланированных простоев оборудования и техники. Об этом свидетельствуют исследования международных компаний Mordor Intelligence и Meticulous Research.
Все это приведет к росту спроса на услуги MRO, так как они помогают оптимизировать операционные расходы, повышать эффективность бизнес-процессов и управления цепочками поставок, что способствует инвестициям в бизнес. Однако есть сдерживающие факторы — дефицит квалифицированной рабочей силы, рост стоимости оборудования, запасных частей и расходных материалов.
Ожидается, что распространение технологий 5G и интернета вещей (IoT), растущий спрос на профилактическое обслуживание, дистанционные диагностику и ремонт активов откроют значительные возможности для роста рынка.
По оценке Дениса Труфакина, директора Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол Софт», разработчика и интегратора решений для автоматизации процессов управления ТОиР, Россия окажется в эпицентре общемировых тенденций рынка MRO в связи с уверенным курсом российских компаний на цифровизацию бизнеса. Так, по итогам 2023 г. продажи решений экосистемы 1С:ТОИР по всей партнерской сети фирмы «1С», одного из лидеров на рынке корпоративной автоматизации, увеличились на 52 %. Среднегодовой темп роста за последние три года составил 49 %.
Наибольший рост продаж за указанный период — практически в 2 раза — показал санкционный 2022 г. Более 60% запросов на автоматизацию управления активами с помощью 1С:ТОИР поступило в 2023 г. от компаний, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, причем наибольший интерес демонстрируют предприятия пищепрома — их порядка 22%.
«Оборудование и сырье резко подорожало. Увеличились логистические цепочки. Вопрос сокращения операционных расходов и поиска инструментов для повышения надежности оборудования на фоне сдерживания роста себестоимости конечной продукции стал еще более актуальным, — отмечает Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол Софт». — Сейчас бизнес будет вкладываться в то, чтобы поддерживать всеми силами текущие активы. А поддерживать текущие активы — значит, встать на путь цифровизации и проактивного подхода к ТОиР. Этому способствуют решения экосистемы 1С:ТОИР, разработанные компанией «Деснол Софт», и, думаю, с этим связан рост продаж решений экосистемы в том числе».
Стремление российских компаний к построению единой экосистемы подтверждает опыт ремонтно-сервисного предприятия «Сумитек Интернейшнл», одного из крупнейших поставщиков тяжелой техники и запасных частей в России. Чтобы усилить синергетический эффект от использования EAM-решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования», которое является корневым продуктом экосистемы 1С:ТОИР, компания использует собственное мобильное приложение для обслуживания тяжелой техники выездными ремонтными службами во время карьерных работ. Оно может работать в автономном режиме даже на глубине 400 м.
Сергей Лобанов, руководитель проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл»
«Под каждый отдельно взятый параметр в системе мы придумываем визуализации. Начинали с печатных форм (отчетов для разных служб и филиалов компании). Сейчас мы пришли к тому, что через 1С:ТОИР КОРП с помощью Power BI можно сделать красивую визуализацию данных с помощью дашбордов, — рассказывает о развитии экосистемы Сергей Лобанов, руководитель проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл». — Таким образом, каждая служба получает удобный и наглядный аналитический инструмент управления активами, настроенный под потребности разных специалистов».
Об эффекте комплексной автоматизации, который дает единая экосистема, говорят результаты проектов. С началом эксплуатации мобильного приложения в связке с EAM-системой показатель технической готовности оборудования на производственных площадках масложирового бизнес-направления ГК «Русагро» вырос на 1 %, трудозатраты в подразделениях при переходе на формирование нарядов через мобильное приложение сократились на 16 %, обработка заявок на ремонты ускорилась на 20 %.
Помимо общемирового курса на профилактическое обслуживание, российский проактивный подход к ТОиР касается комплекса мер по предупреждению возможных производственных рисков, поиска новых инструментов минимизации затрат и повышения надежности оборудования. В сторону оптимизации процессов управления надежностью уже смотрят такие компании, как АО «ОТЭКО», ПАО «Татнефть» и агрохолдинг «Содружество».
Особенностью развития рынка специализированных систем по управлению надежностью является стремление крупных предприятий инвестировать в разработку собственных решений. Это связано с перспективой консолидации рынка, отраслевой спецификой бизнес-процессов, требующих развития функциональных возможностей существующих готовых решений, и со сложностями в интеграции с IT-ландшафтом крупных компаний.
Тем не менее, эксперты «Деснол Софт» наблюдают растущий интерес к «1С:RCM Управление надежностью», первому тиражному решению, разработанному компанией в 2019 г. Это говорит о том, что рынок цифровизации ТОиР становится более зрелым: 1С:RCM интересуются чаще те предприятия, которые находятся на завершающей стадии перехода на рельсы цифровой трансформации и рассматривают дальнейшее развитие экосистемы автоматизации ТОиР.
Интерес к комплексной автоматизации промышленных компаний подтверждает рост спроса на интеграцию с АСУ ТП и системами диагностики оборудования для повышения качества исходных данных. Сегодня существует проблема, связанная с объективностью и достоверностью данных при внесении информации в EAM-систему вручную. Это может вести к искажению реальной информации о техническом состоянии производственных активов. Когда речь идет об интеграции с различными SCADA-системами, инструменты автоматического сбора данных решают эту проблему и ускоряют получение информации о состоянии оборудования и неисправностях.
Источник изображения: пресс-центр ГК КСК (в состав группы входит АО «ПФ «КМТ»)
Так, интеграция системы мониторинга состояния оборудования АИС «Диспетчер» с 1С:ТОИР КОРП дала производственной фирме «КМТ «Ломоносовский опытный завод» возможность анализировать отказы по ЧПУ, собирать информацию по основным показателям оборудования с программным управлением, определять виды поломок и потерь по каждой единице оборудования. С помощью инструментов бережливого производства, метода «5 почему», диаграмм Исикавы и Парето предприятие смогло анализировать причины неисправностей и разрабатывать планы мероприятий для снижения количества инцидентов.
Больше трети обращений в корпоративном сегменте «Деснол Софт» по продукту 1С:ТОИР КОРП связаны с импортозамещением. Потенциальные клиенты уже ведут переговоры по вопросу перехода с зарубежных систем управления активами на отечественные решения, но большая часть запросов появилась в конце 2023 г. и пока еще не вышла из стадии переговорного процесса. Многие компании дотянули до момента отключения и работают без обновления импортных систем.
При своевременном переходе на отечественный софт затраты на миграцию, адаптацию и внедрение системы могут окупиться гораздо быстрее. При таком подходе компании продолжат работать в прежнем ритме, не потеряют устойчивости, а значит, и эффективности. Это подтверждает проект одного из ведущих российских производителей каучука ООО «Тольяттикаучук» (входит в ПАО «Татнефть»). В результате перехода с импортного решения Infor EAM на 1С:ТОИР КОРП в конце 2021 г. предприятие смогло сократить производственные издержки на 8%, длительность простоев оборудования — на 20%. Проект показал экономию в 24,5 млн рублей на стоимости ПО и лицензий.
По мнению Ильи Радченко, исполнительного директора АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», ремонты являются самой непрозрачной функцией для руководства большинства промышленных предприятий. Повысить прозрачность помогают современные инструменты автоматизации процессов управления ТОиР. Начиная с детального учета и планирования каждой единицы оборудования, занятости людей и ремонтных работ, предприятия постепенно приходят к вопросу цифровой трансформации. Она дает не столько инструменты учета, планирования и анализа, сколько управления процессами. Но к таким изменениям должно быть готово, в первую очередь, руководство компаний.
Илья Радченко, исполнительный директор АО «ЧФМК»
Так, в 2023 г. на ЧФМК началась комплексная цифровая трансформация бизнес-процессов техобслуживания и ремонта. Проект рассчитан на год (завершается в апреле 2024 г.) и включает в себя несколько этапов: реструктуризацию технической службы комбината, внедрение KPI (ключевых показателей эффективности), автоматизацию бизнес-процессов ТОиР, а также структурирование информационных систем во всех подразделениях предприятия.
В 2024 г. завершить комплексную цифровизацию планирует также одно из крупнейших химических предприятий России АО «Минудобрения». Компания уже показала эффект, сократив операционные издержки на 10%, а трудозатраты на поиск информации о составе оборудования и истории его ремонтов — на 21%. Производитель также ускорил обработку заявок на ремонт на 5%, на 22% — получение управленческой отчетности.
Цифровизация является дополнительным стимулом к изменениям в организационной структуре. Они открывают новые возможности для эффективного управления бизнесом и улучшают коммуникацию между подразделениями и ремонтными службами промышленных предприятий. Эту тенденцию подтверждают сами компании.
Для обеспечения управляемости процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования в августе 2023 г. АО «Кондопожский ЦБК», один из крупнейших российских производителей газетной бумаги, создал отдел по сопровождению информационной системы ТОиР. Новая структурная единица входит в состав Централизованной ремонтной службы комбината и отвечает за внедрение EAM-решения на всем контуре предприятия.
В планах АО «ОТЭКО», российского частного инвестора в портовую инфраструктуру Юга России, — идея расширить возможности ремонтной службы и видоизменить ремонтно-механический цех: обеспечить его дополнительным оборудованием, увеличить площадь, сконцентрировать в одном месте механиков, службы автоматизации и энергетиков.
Еще одна яркая тенденция 2024 г. — растущий спрос на методологическую поддержку бизнес-архитекторов на старте и авторский надзор во время проектов автоматизации. Российский бизнес все чаще меняет подход к автоматизации процессов управления ТОиР. Руководство компаний смотрит на IT-системы уже не как на инструмент для решения текущих задач, а как возможность выйти на другой уровень управления процессами, чтобы достичь измеримых целей и эффекта автоматизации.
Источник изображения: архив компании «Сахалинская Энергия»
В компании «Сахалинская энергия» одним из ключевых направлений в повышении культуры безопасности является программа «Цель ноль»: работа без травм и без утечек, лучшие продуманные решения, безопасность всегда, везде и во всем. Принципы этой программы учитывались при реализации проекта цифровизации процессов эксплуатации и развития непроизводственной инфраструктуры. В основу проекта легла идея снизить потери в обслуживании не только производства, но и непроизводственной сферы — а именно, жилой и офисной инфраструктуры — до нуля. В результате компания сократила длительность простоев оборудования на 20%, трудозатрат в подразделениях и сроков исполнения заявок — на 15%. Обработка заявок ускорилась на 30%. Рост производительности труда составил 20%.
Как отмечают специалисты Центра экспертизы ТОиР, на рынке существует запрос на обучение комплексной организации процессов управления ТОиР, причем с акцентом именно на практическое применение знаний. Например, как построить комплексную и эффективную систему управления процессами ТОиР, какие подразделения должны в этом участвовать и как вовлечь в процессы сотрудников.
«Мы нередко видим на старте, что загрузка ремонтного персонала составляет порядка 30–40% из-за отсутствия выстроенных процессов или проблем с планированием рабочего времени. При этом на рынке существует дефицит трудовых резервов и инженерных кадров, — делится опытом Денис Труфакин. — Как один из вариантов решения этой проблемы — понять причины недозагрузки персонала и „усложнить“ должности, например, выделив в отдельные штатные единицы инженеров по надежности и планированию».
Этот подход уже применялся в масложировом бизнес-направлении «Русагро». У экспертов компании «Деснол Софт» есть также опыт перевода сотрудников на новую усложненную позицию инженера-мехатроника, который сказался на росте зарплат и, как следствие, мотивации персонала. Существуют и другие примеры из практики.
«ЧФМК располагается в г. Череповец, промышленном гиганте. Битва за кадры здесь колоссальна. Растить зарплаты, как металлурги, мы не можем. Что делать? Нужно меньше людей, которым можно больше платить, — комментирует Илья Радченко. — Входя в проект цифровой трансформации, мы договорились с советом директоров, что часть сэкономленных средств пойдет на повышение заработных плат, производство мы поднимем в 1,5 раза, а совокупный бюджет ремонтов — всего на 7%. Зарплаты в ремонтных службах при этом вырастут от 10 до 25%. С этим также согласились наши ремонтные службы, но порадуемся мы этому или нет — узнаем только в конце этого года».
Как автоматизация, так и цифровая трансформация являются важными составляющими современного рынка ТОиР. В то время как автоматизация может улучшить процессы и повысить производительность оборудования, цифровая трансформация включает в себя более комплексные изменения: в культуре управления, стратегии и организации бизнес-процессов, внедрении новых технологий, подготовке и мотивации персонала. Об этом свидетельствуют все девять трендов ТОиР в 2024 г. и экономический эффект проектов, реализованных компанией «Деснол Софт».
Причин перехода к цифровой трансформации множество, и в каждом случае изменения неизбежно затрагивают процессы, людей и технологии. Трансформация — длительный и далеко не безболезненный процесс. Он требует дополнительных ресурсов и инвестиций. Однако перспективы, которые открываются перед теми предприятиями, которые решились на этот шаг, расширяют возможности их уверенного развития на десятилетия вперед и усиливают позиции компаний на рынке уже сегодня.
Реклама ООО «Деснол Софт Брянск» ИНН 3250056065 ОГРН 1043244011910